Современный взгляд на анализ деятельности компании

В теории и практике существуют два различных подхода к анализу деятельности компании, применяемых для оценки эффективности бизнеса и работы команды менеджеров: бухгалтерский (учетный, традиционный) и финансовый. Приверженность тому или иному подходу формирует определенное видение компании и определяет основные показатели измерения результатов ее деятельности.

Традиционный подход, базирующийся на изучении форм бухгалтерской отчетности, делает акцент на максимизации показателя прибыли и предполагает анализ системы разнообразных финансовых коэффициентов. Самыми распространенными показателями эффективности, в основе которых лежит понятие прибыли за период, являются ROA (return on assets) – рентабельность активов, ROE (return on equity) – рентабельность собственного капитала, ROI (return on investment) – рентабельность инвестиций. При соотношении чистой прибыли, количества акций в обращении и их цены можно рассчитать такие коэффициенты, как прибыль на акцию EPS (earnings per share) и соотношение цены и прибыли (Р/Е ratio), отражающие инвестиционную привлекательность компании для акционеров.

Основное преимущество финансовых коэффициентов – легкость расчета, стандартизация и отсутствие дополнительных издержек по нахождению дополнительной информации для всех заинтересованных лиц, поскольку данные показатели определяются исключительно на основе бухгалтерской отчетности. Использование публичной информации позволяет легко сравнивать па их основе результаты деятельности различных компаний, проводить экономический анализ и выстраивать статистические и математические модели. Однако бухгалтерские показатели имеют ретроспективный характер, т.е. отражают прошлое, а не будущее. Следовательно, несмотря на их простоту и "понятность", с их помощью нельзя оценить, как долго компании удастся сохранить свои конкурентные преимущества и насколько инвестиционно-привлекательной она останется в будущем, что и определяет рост стоимости акций, а значит, и благосостояние акционеров.

Альтернативный (финансовый) подход опирается на принципы корпоративных финансов, основывается на оценке и управлении стоимостью компании и ориентирует менеджмент на принятие решений, позволяющих получать экономическую прибыль. Концепция управления стоимостью компании подразумевает, что все решения менеджмента должны оцениваться с точки зрения их влияния на ее рыночную стоимость.

Почему именно рост стоимости можно рассматривать в качестве ключевой цели для менеджеров компании, ведь многие из них могут возразить: "А зачем нам нужна эта стоимость, ведь мы не собираемся продавать бизнес?" На уровне компании знание стоимости и, что более важно, умение управлять и создавать эту стоимость позволяют принимать наиболее оптимальные управленческие решения, которые повышают благосостояние владельцев бизнеса (акционеров), обеспечивая им высокую отдачу на вложенный капитал, покрывающую риски. Для создания стоимости менеджменту компании необходимо сосредоточиться на увеличении ожидаемых денежных потоков в долгосрочной перспективе, а не на краткосрочных изменениях прибыли в расчете на акцию. Новые инвестиционные вложения компании должны осуществляться только при условии, что они создают добавленную стоимость, т.е. рентабельность вложений должна превышать затраты на привлечение капитала. Инвестирование средств в компанию окажется максимально выгодным лишь в том случае, если менеджеры будут объективно оценивать стоимость вверенного им бизнеса и способствовать ее непрерывному росту.

Использование концепций корпоративных финансов при управлении компанией позволяет мыслить в категориях риска, доходности, потоков денежных средств, стоимости компании. Финансовая модель анализа компании базируется на указанных далее ключевых положениях.

Положение 1. Акцент на учет альтернативных возможностей вложения инвестированного капитала.

Традиционные критерии эффективности, например прирост бухгалтерской прибыли или рентабельность, не отражают риск инвестирования и не учитывают возможные альтернативы и варианты развития компании.

Бухгалтерская прибыль трактуется как превышение выручки от реализации товаров и услуг над фактическими затратами, т.е. реально понесенными в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Наличие альтернативных издержек как утраченных возможностей от более выгодного использования денежных средств компании не принимается во внимание. Принцип учета явных затрат не только используется на стадии сбора и обработки информации в бухгалтерском учете, но и превалирует в последующем анализе экономической деятельности компании. Таким образом, критерий бухгалтерской прибыли не позволяет менеджменту определить, во-первых, превышает ли полученная прибыль те затраты, которые компания песет на привлечение капитала с учетом альтернативных вариантов его использования, во-вторых, в какой мере начисленная прибыль компенсирует риск инвестирования. Как следствие, менеджмент, опираясь на показатель бухгалтерской прибыли, не имеет возможности сделать правильные выводы о целесообразности тех или иных стратегических и финансовых решений.

Кроме того, прибыль зависит от используемой компанией учетной политики и, следовательно, подвержена искажению в целях ухода от налогообложения или приукрашивания результатов. Также прибыль вообще не учитывает многие значимые факторы, такие как инвестиции в НИОКР, человеческий потенциал и многие другие. Ну и наконец, значительная положительная чистая прибыль компании далеко не всегда свидетельствует о ее хорошем финансовом положении, даже если финансовая отчетность составлена абсолютно корректно, ввиду различий между методом начисления, используемом в бухгалтерском учете, и реальными потоками денежных средств.

Основным операционным показателем, которым руководствуется менеджер, нацеленный на управление стоимостью, является экономическая прибыль, учитывающая альтернативные вложения капитала с определенным уровнем доходности и риска. По сути, экономическая прибыль – это разница между тем, что компания зарабатывает за данный период времени, и тем минимумом, который она должны заработать, чтобы удовлетворить требования к доходности своих инвесторов. Если за определенный период времени компанией был получен доход, недостаточный с точки зрения инвесторов, они могут принять решение о поиске более эффективного варианта приложения капитала. В результате, несмотря на положительный результат деятельности компании по данным бухгалтерской отчетности, инвесторы изымут капитал из бизнеса.

Принцип экономической прибыли означает анализ риска инвестиций, поиск и оценку сопоставимых по риску альтернатив из объемного массива информации для выявления и учета неявных издержек. Коренное отличие между бухгалтерской и экономической прибылью проявляется в классическом утверждении: компания считается действительно прибыльной, если ее доходы не только покрывают производственные и операционные расходы, но и достаточны для обеспечения их владельцев требуемой отдачей на инвестированный капитал. Важность идентификации альтернативных затрат определила направленность финансового анализа в современных условиях. Существующие стандарты и принципы учетной модели создают проблему занижения стоимости инвестиционного капитала и прибыли. Расходы, которые фактически являются инвестициями, относятся к текущим расходам и списываются в текущем периоде, например затраты на НИОКР, маркетинговые расходы. Помимо этого возникает необходимость учета "невидимых" активов (хорошие отношения с поставщиками и клиентами, возможность использования ресурсов влияния и проч.). Использование экономической прибыли позволяет устранить существующие аномалии бухгалтерского подхода и обеспечивает корректную оценку результатов деятельности компании.

В современных условиях концепция экономической прибыли служит фундаментом для разработки новых моделей и метрик, позволяющих перевести стратегию в числовое измерение, например EVA (economic value added) – добавленная экономическая стоимость), SVA (shareholders value added) – добавленная акционерная стоимость, MVA (market value added) – добавленная рыночная стоимость, CFROI (cash flow return on investments) – доходность денежного потока от инвестиций и ряд других. В рамках системы управления, нацеленной на стоимость, инвесторам интересен показатель совокупной доходности для акционеров – TSR (total shareholder return), отражающий общий доход, получаемый инвестором от владения акциями данной компании. Он равен сумме разницы курсовой стоимости акций компании и дивидендов за определенный период. Данный показатель полезен для сравнения итогов деятельности корпорации с аналогичными компаниями отрасли или рынком в целом. Использование данной метрики позволяет менеджерам находить компромисс между прибыльностью, ростом и свободным потоком денежных средств, а также измерять вклад каждого подразделения в общее увеличение стоимости компании и выплачиваемых дивидендах.