Современный этап правового регулирования банковской системы ЕС
Современный этап в развитии правового регулирования банковской деятельности в ЕС начался с принятия двух новых директив, призванных изменить и расширить Европейский банковский кодекс. Речь идет о Директиве ЕС от 14 июня 2006 г., относящейся к организации и ведению бизнеса кредитных организаций, и о Директиве ЕС от 14 июня 2006 г. о достаточности капитала инвестиционных фирм и кредитных организаций (2006/49/ЕС). Данная директива вступила в силу 20 июля 2006 г., а ныне они действуют в редакции Директивы от 16 сентября 2009 г. (2009/111/ЕС)[1]. Директива № 48 заменила собой Директиву ЕС от 20 марта 2000 г. и в настоящее время выступает как обновленная редакция Европейского банковского кодекса. Директива содержит следующие ключевые положения:
1) включает определение кредитной организации, под которой понимается, во-первых, предприятие, чья деятельность состоит в приеме депозитов или других возвратных средств от публики и выдаче кредитов от собственного имени и за свой счет, а во-вторых, электронная валютная организация. При этом директиве подчеркивается, что прием депозитов может осуществляться только кредитными организациями и никакими другими юридическими или физическими лицами (ст. 5);
2) поясняет, что банковская деятельность может осуществляться только при наличии у кредитной организации лицензии, выдача которой обусловлена следующими требованиями:
• уставный капитал кредитной организации не может быть менее 5 млн евро,
• в кредитной организации работают как минимум два лица, способных эффективно вести банковский бизнес, имеющих хорошую репутацию и достаточный профессиональный опыт (п. 1 ст. 11),
• кредитная организация должна раскрыть информацию о своих акционерах и участниках, которые прямо или косвенно имеют квалифицированную долю в уставном капитале, а также размер этой доли. Под квалифицированной долей (qualifying holding) понимается прямое или косвенное участие в капитале предприятия, которое представлено 10% или более капитала или правом голоса, либо участие, дающее возможность оказывать значительное влияние на управление данным предприятием,
• кредитная организация вправе получить лицензию на осуществление банковских операций не позднее 12 месяцев с момента представления своего ходатайства в надзорный орган (ст. 13),
• информация о каждой выданной банковской лицензии передается в Европейскую комиссию (ст. 14);
3) содержит закрытый перечень из пяти оснований для отзыва лицензии надзорными органами государства происхождения;
4) устанавливает, что кредитная организация, лицензированная на территории какого-либо государства — члена ЕС, вправе открыть филиал на территории другого государства-члена в уведомительном порядке, однако порядок такого уведомления отличается от действовавшего ранее.
Ныне кредитная организация, желающая открыть филиал, направляет уведомление компетентным надзорным органам того государства, где она была лицензирована. Последние в течение трех месяцев с момента получения комплекта документов направляют соответствующее уведомление компетентным надзорным органам того государства, в котором предполагается открытие филиала. В течение двух месяцев с момента получения уведомления надзорные органы государства пребывания должны подготовиться к осуществлению надзорных функций за таким филиалом и при необходимости определить условия его функционирования. По получении уведомления от надзорных органов государства пребывания или по истечении двухмесячного срока филиал может быть открыт и может начать свою деятельность;
5) филиалы кредитных организаций "третьих" стран могут открываться лишь с разрешения компетентных надзорных органов. Информация об этом должна быть передана в Европейскую комиссию и Европейский банковский комитет (последний был создан вместо Банковского консультативного комитета) (п. 1—2 ст. 38);
6) любое физическое или юридическое лицо, намеревающееся приобрести квалифицированную долю в уставном капитале кредитной организации, обязано уведомить об этом компетентные надзорные органы. Аналогичное уведомление должно быть сделано и в том случае, когда данное лицо намерено увеличить свою квалифицированную долю до 20,33 или 50% либо когда речь идет о превращении кредитной организации в дочернюю организацию данного лица;
7) кредитная организация не имеет права иметь квалифицированную долю, превышающую 15% от размера собственных средств, в капитале предприятия, которое не является кредитной организацией, финансовой организацией либо организацией, ведущей сопутствующую банковскую деятельность, такую как лизинг, факторинг, трастовое управление или процессинговые услуги (п. 1 ст. 120). Совокупная величина упомянутых выше квалифицированных долей не должна превышать 60% от размера собственных средств кредитной организации[2].
Основные правовые принципы регулирования деятельности банков в странах- членах ЕС:
• принцип обязательного лицензирования банковской деятельности;
• принцип национального режима для любых кредитных организаций одних государств-членов, действующих на территории других государств-членов;
• принцип взаимного признания национальных банковских лицензий;
• принцип контроля страны учреждения;
• принцип консолидированного надзора национальных органов банковского надзора государства происхождения за деятельностью кредитной организации;
• принцип установления единообразных требований пруденциального надзора для всех кредитных организаций ЕС.
Европейский инвестиционный банк
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был учрежден Протоколом от 25 марта 1957 г. (Протокол об учреждении ЕИБ в настоящее время является приложением (Протоколом № 5) к Консолидированному договору).
Особенность правового статуса. ЕИБ одновременно является и органом ЕС, и кредитной организацией, самостоятельно действующей на финансовых рынках (хотя и без цели извлечения прибыли). Этот банк был создан вскоре после заключения Римского договора. Его основной целью было содействие сбалансированному и устойчивому развитию Общего рынка Европейского сообщества; свои операции банк осуществляет путем использования собственных ресурсов на рынках капитала.