Современные теории лидерства
Современные исследователи предпочитают избегать такого явного деления на элиту и массу и представлены в основном следующими концепциями.
Теория черт. Лидером является тот, кто обладает набором необходимых качеств, черт характера, дающих ему возможность влиять на поведение других. Основу этих черт составляют как физиологические качества, например сильная, подвижная нервная система, экстравертность, т.е. нацеленность личности на общение, эвристичность, высокий интеллект и т.д., а также психологические качества, например воля, целеустремленность, решительность, такт, юмор. Но в реальности оказалось, что невозможно, следуя статическому, позиционному подходу, сформировать устойчивый набор характеристик, который соответствовал бы различным случаям конкретного проявления лидерства.
Теория поведения. Прорывом в изучении лидерства считается смещение внимания исследователей с качеств на поведение лидера. В работах Р. Лайкерта, Р. Блейка и Дж. Моутон делается акцент на процессном аспекте лидерства. Применение "управленческой решетки" – наиболее яркого конструкта этого направления – привело к мысли о существовании "наилучшего" стиля лидерства, что сомнительно для организации, живущей, как правило, в нестабильной среде.
Лидерство как функция ситуации. Лидером становится тот, кто психологически способен прочувствовать ситуацию и использовать сс в своих интересах, подчиняя себе группу, организуя ее для достижения неких целей, необходимых для этой группы в этой конкретной ситуации. Лидерство – это своего рода обмен или торг, при котором определенный деятель обещает связанной с ним группе или обществу отстаивать их интересы в обмен на поддержку его персоны. Однако историческая практика свидетельствует о том, что лидерство не вписывается в рамки конкретной ситуации, что лидерство – это некая устойчивая характеристика личности. Тем не менее этот подход подарил несколько интересных теорий, среди них концепции Ф. Фидлера, П. Херси, К. Бланшара.
Теория последователей. Согласно ей лидера "делают" его сторонники, последователи и активисты, ведущие пропаганду в его пользу, – без их поддержки и учета их интересов лидер не состоится. При этом надо помнить, что лидер силой своей личности также влияет на сознание и поведение своих приверженцев, его действия на определенном этапе могут идти вразрез с интересами тех, кто привел его к власти, а сам лидер может менять свою социальную опору. Это человек, одержимый яркой и новой идеей, программой радикального переустройства общества в соответствии с определенным идеалом (например, В. И. Ленин, Б. Муссолини, Мартин Лютер Кинг и др.). В рамках этого подхода важны работы В. Врума, Ф. Йеттона, Дж. Грэна. Т. Бернсом вводится два понятия: "трансакционное лидерство" и "трансформационное (преобразующее) лидерство", которые отражают особые отношения между лидерами и ведомыми. Н. Тичи и М. Деванна используют впоследствии понятие "преобразующее лидерство" для описания воздействия лидера на организацию.
Лидерство как функция социального заказа группы. Лидером становится тот, кто чувствует основные потребности группы, может организовывать ее, направлять и координировать ее деятельность. Воля, энергия и убежденность лидера выводят группу на новый уровень жизнедеятельности, часто вопреки ее истинным чаяниям. В качестве примера можно привести многих исторических деятелей, которые кардинально ломали ситуацию, изменяли устои, не всегда считаясь с волей группы (князь Владимир, Петр I, Екатерина II и т.д.).
Итак, сегодня на организационном уровне наиболее актуальными для разработки направлениями являются следующие: уточнение роли лидера в построении корпоративной культуры и управлении ею, зависимость стиля лидерства от этапа жизненного цикла организации. Крайне важна для изучения проблема целеполагании: многочисленные корпоративные скандалы последних лет поставили вопрос о целях лидерства в менеджменте и о критериях его эффективности. И наконец, существенна проблема мотивации лидера. Им движет стремление занять лидерскую позицию? Или же эта позиция необходима ему, чтобы увлечь последователей для реализации благородной цели?