Лекция 2. Современные тенденции развития товарных рынков

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• основные понятия, связанные с категориями "товар", "мировой рынок", "торговля товарами", принятые в международной практике;

• основные методы прогнозирования конъюнктуры мировых товарных рынков;

• отечественные и зарубежные источники информации;

уметь

• разбираться в основных тенденциях развития международной торговли товарами; выявлять факторы, оказывающие влияние на конъюнктуру мировых товарных рынков;

• проводить научно обоснованный анализ текущего и перспективного состояния конъюнктуры мировых товарных рынков и давать ему оценку;

владеть навыками

• статистического анализа процессов, происходящих на мировых товарных рынках;

• использования современных технических средств и информационных технологий при решении исследовательских и аналитических задач;

• подготовки и оформления информационно-аналитических обзоров и отчетов по заданной теме.

Понятийный аппарат и основные категории мировых товарных рынков. Международные классификаторы товаров

Как правило, объектом внешнеторговой деятельности выступают товары и услуги, деньги, ценные бумаги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, за исключением товаров, свободная продажа которых запрещена законом.

Говоря о торговле товарами, следует остановиться на определении понятия "товар".

• Согласно терминологии ВТО товар – это любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства (за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров, товаров, контейнеров и другого транспортного оборудования).

В РПБ6 товары трактуются как материальные производственные объекты, в отношении которых могут устанавливаться права собственности и экономическое право собственности на которые может передаваться от одной институциональной единицы другой в результате проведения операции [1].

Экспорт и импорт товаров по методологии платежного баланса включает товары, экономическое право собственности на которые передается между резидентом и нерезидентом и которые не входят в следующие конкретные категории: товары в рамках перепродажи товаров за границей [2], немонетарное золото (все золото, кроме монетарного [3], может быть в форме слитков, золотого порошка и золота в других необработанных формах или в виде полуфабрикатов), компоненты поездок (связанные со здоровьем, образованием, все прочие личные поездки), строительство (модернизация, ремонт или расширение основных фондов в форме зданий; благоустройство земли инженерного характера; смежные работы по монтажу и сборке; управление строительными проектами и т.д.) и государственные товары и услуги, не отнесенные к другим категориям (поставляемые и получаемые посольствами, военными базами и международными организациями; приобретаемые в стране пребывания дипломатами, консульскими сотрудниками и военнослужащими, размещенными за границей и их иждивенцами) [4].

Толкование термина "товар" важно для целей сравнительного анализа развития товарной структуры экспорта и импорта как отдельных стран мира, так и группировок и регионов. Этим целям служат созданные в рамках международных организаций классификаторы продукции (или биржевых товаров). Базовыми внешнеторговыми классификаторами являются Международная стандартная торговая классификация ООН (МСТК, SITC) и Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС, HS).

Таблица 2.1. Международная стандартная классификация товаров МСКТ4

Раздел

Описание

Число

групп

Число

подгрупп

Число

основных

позиций

Раздел 0

Пищевые продукты и живые животные

1

6

10

Раздел 1

Напитки и табак

4

и

21

Раздел 2

Сырье непродовольственное кроме топлива

36

115

239

Раздел 3

Минеральное топливо, смазочные масла, аналогичные материалы

11

22

32

Раздел 4

Животные и растительные масла, жиры и воски

4

21

32

Раздел 5

Химические вещества и аналогичная продукция, не включенные в другие категории

34

132

467

Раздел

Описание

Число

групп

Число

подгрупп

Число

основных

позиций

Раздел 6

Промышленные товары, классифицированные главным образом по виду материалов

52

229

767

Раздел 7

Машины и транспортные средства

50

217

642

Раздел 8

Различные готовые изделия

3

7

17

Раздел 9

Товары и операции, не включенные в МСТК

4

4

6

Общее число заголовков

262

1023

2970

Источник: Департамент по экономическим и социальным вопросам. Статистический отдел. Международная стандартная торговая классификация. Четвертый пересмотренный вариант. Нью-Йорк: ООН, 2008. ST/ESA/STAT/ SER.M/34/REV.4. С. vii, ix.

МСТК является основой международных сопоставлений, осуществляемых специализированными организациями, во многих странах служит основой для расчетов основных индикаторов внешней торговли и обладает более чем полувековой историей [5]. В международных сопоставлениях используется четвертая редакция МСТК (табл. 2.1), разработанная в 2004– 2007 гг. и содержащая 2970 товарных позиций, которые классифицируются на 9 разделов и 262 группы (прил. 2) [6]. В настоящее время многие страны (83,9% по состоянию на 2010 г.) и международные организации используют МСТК для исследования долгосрочных тенденций в международной торговле товарами, поскольку в ней продаваемые товары объединены в категории с учетом характера товаров и материалов, используемых при их производстве, стадии обработки, рыночной практики и видов использования продукта, значимости товара с точки зрения мировой торговли, технологических изменений [7].

ГС является более поздней разработкой, базирующейся на принципах МСТК и других международных и национальных классификаторов (Брюссельская таможенная номенклатура СТС, Номенклатура совета по таможенному сотрудничеству и т.п.). Ее использование началось в 1988 г. [8] Применение принципов ГС позволяет снизить вероятность возникновения ошибок во внешнеторговых контрактах, заключаемых между резидентами стран, упростить и автоматизировать ведение таможенной статистики, проводить международные сопоставления.

Товарная номенклатура ГС состоит из 21 раздела и 99 групп, при этом группы 77, 98, 99 являются резервными и могут быть использованы в странах для выделения специфических товаров. Номенклатура ГС включает в себя 33 товарные группы, 1241 позицию, 3552 подпозиции, 5019 субпозиций [9].

Неотъемлемой частью ГС являются примечания к разделам, группам и субпозициям, основные правила классификации товаров и пояснения, разъяснения к ним. Каждому товару присвоен код из 6 цифр, дальнейшая детализация (до 8 или 10 цифр) делегируется странам – участницам Конвенции о ГС. Код товара позволяет получить всю необходимую информацию о нем в удобной к передаче и обработке форме. Разделы и подгруппы маркируются римскими цифрами, группы, позиции и субпозиции – арабскими. В рамках ГС все товары классифицированы как по назначению, так и по отраслям экономики (табл. 2.2). Разделы IV, XI, XII, XVII–XXI формируются согласно функциональному назначению, разделы I, II и V – по происхождению, разделы III, VI, VII – по химическому составу, VIII–X, XIII–XV – по виду используемых для производства материалов. Группы составляются по признакам, касающимся степени обработки материалов и назначению товара в мировой торговле.

Для характеристики мировой торговли используются понятия "экспорт", "импорт", "торговый оборот", "сальдо торгового баланса". Можно встретить разные определения указанных терминов. Мы будем придерживаться следующих определений.

Таблица 2.2. Товарная структура мирового экспорта в 2010 г. по разделам ГС

Раздел

Описание

Число групп

Число позиций

Доля, %

I

Живые животные; продукты животного происхождения

5

42

1,8

II

Продукты растительного происхождения

9

77

2,4

III

Жиры и масла животного или растительного происхождения

1

21

0,5

IV

Готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители

9

56

2,5

V

Минеральные продукты

3

66

16,9

VI

Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности

11

178

9,2

VII

Пластмассы и изделия из них; каучук, резина и изделия из них

2

43

4,3

VIII

Необработанные шкуры, выделанная кожа, натуральный мех и изделия из них

3

20

0,6

IX

Древесина и изделия из нее

3

27

0,7

X

Масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов

3

40

1,7

XI

Текстильные материалы и текстильные изделия

14

152

4,3

XII

Обувь, головные уборы, зонты, трости

4

19

0,8

XIII

Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов

3

48

0,9

XIV

Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы

1

18

2,8

XV

Недрагоценные металлы и изделия из них

11

148

10,2

XVI

Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части

2

132

25,1

XVII

Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства

4

38

10,1

Раздел

Описание

Число

групп

Число

позиций

Доля,

%

XVIII

Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские

3

53

3,5

XIX

Оружие и боеприпасы; их части и принадлежности

1

7

ОД

XX

Разные промышленные товары

3

30

1,9

XXI

Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат

1

6

0,1

Источник: Хохлов А. В. Мировые товарные рынки. М.: ВАВТ, 2012. С. 23.

• Экспорт (от лат. exporto – вывожу) означает вывоз за границу отечественных товаров [10], проданных иностранным покупателям, предназначенных для продажи на иностранных рынках или для переработки в другой стране. К экспорту относят также перевозку товаров транзитом через другую страну и вывоз привезенных из другой страны товаров для продажи их в третьи страны (реэкспорт) [11].

Цена реэкспортируемого товара может отличаться от его цены на момент первоначального импорта вследствие таких факторов, как транспортные издержки, маржа дилеров и холдинговые прибыли и убытки. Для отражения товаров в составе реэкспорта в статистике платежного баланса необходимо, чтобы эти товары были приобретены и затем вновь проданы резидентом и при этом прошли через территорию страны [12].

При проведении экспортных операций страна получает выгоду благодаря разнице между высокой мировой ценой и внутренними ценами [13]. Объемы экспорта рассчитываются как в натуральных, так и в стоимостных выражениях (как правило, на базе цен FOB (Free on Board) (... name port of shipment) / Свободно на борту (Франко-борт) (... названный порт отгрузки)). Расчет экспорта осуществляется двумя способами. Большинство стран расчет ведут в национальной валюте, а затем стоимостные показатели переводят в доллары США. Это делается с целью международного сопоставления показателей. Однако отдельные страны рассчитывают экспорт сразу в долларах США (особенно если у них высокий уровень инфляции).

• Под импортом (англ. import от лат. importare – ввозить) понимается ввоз в страну из-за границы иностранных товаров для использования на ее внутреннем рынке [14]. Реимпорт – ввоз ранее экспортируемых товаров, не подвергавшихся переработке за границей и возвращающихся в страну происхождения по определенной причине.

Это может быть связано с невозможностью продажи товара на зарубежном рынке, возвратом дефектных товаров для замены или ремонта с целью восстановления их потребительских свойств, банкротством или ликвидацией зарубежного филиала либо торгового партнера. Для включения товаров в реимпорт необходимо, чтобы нерезидент приобрел эти товары, а затем продал их резиденту (в отсутствие перехода права собственности на товар последний не включается в состав импорта, например в случае товаров, определяемых на ремонт или переработку) [15].

Объемы импорта рассчитываются так же, как и объемы экспорта – в натуральных или в стоимостных выражениях (как правило, на базе цен CIF (Cost, Insurance and Freight) (... named port of destination) / Стоимость, страхование и фрахт (... согласованный порт назначения)).

Здесь уместно остановиться на общепринятой практике толкования торговых терминов. Уже несколько десятилетий в мировой торговой практике применяются Правила толкования торговых терминов – Инкотермс (Incoterms, International Commerce Terms). Они разрабатываются Международной торговой палатой, которая в 2010 г. выпустила последнюю редакцию – Инкотермс-2010.

Международная торговая палата (МТП) – неправительственная международная организация, основанная в 1919 г. и объединяющая заинтересованных в развитии экономических и финансовых связей предпринимателей, деловые круги и фирмы более 100 стран. Цели МТП: способствовать улучшению экономических отношений между странами, установлению деловых контактов и взаимопонимания. Одним из важных документов МТП является сборник международных правил Инкотермс, обеспечивающий единообразное толкование основных правил международной торговли. При МТП функционируют Международный арбитражный суд и Бюро связи с ООН и ее специализированными учреждениями. Решения МТП носят рекомендательный характер. Штаб-квартира МТП находится в Париже (Франция) [16].

Инкотермс-2010 [17] – международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договора международной купли-продажи, отражающие предпринимательскую практику и определяющие в основном обязанности, стоимость и риски, возникающие при доставке товара от продавцов к покупателям [18]. Причем покупателя следует именовать импортером, продавца – экспортером; страну происхождения товара – страной импорта, страну назначения товара – страной экспорта.

Инкотермс-2010 отражают современные тенденции развития международной торговли, сложившиеся с момента выпуска предыдущей редакции Правил в 2000 г. [19] В новой редакции общее количество терминов сокращено с 13 до 11, а также появилось два новых термина: DAT (поставка на терминале) и DAP (поставка в пункте). Кроме того, новая версия содержит небольшое руководство к каждому термину, чтобы помочь пользователям выбрать нужный термин.

Каждый коммерческий термин составлен по схеме, состоящей из двух основных частей: А – обязанности продавца, Б – обязанности покупателя. При этом каждой обязанности одной стороны противостоит обязанность другой. Обязательства сторон, вытекающие из того или иного базиса поставки, сгруппированы по следующим одинаковым направлениям (табл. 2.3).

Таблица 2.3. Обязательства продавца и покупателя

п/п

А – обязанности продавца

п/п

Б – обязанности покупателя

i

Предоставление товара в соответствии с условиями договора

1

Уплата цены за товар

2

Оформление лицензий, разрешений и совершение других формальностей

2

Оформление лицензий, разрешений и совершение других формальностей

3

Заключение договора перевозки и страхования

3

Заключение договора перевозки

4

Осуществление поставки

4

Принятие поставки

5

Переход рисков

5

Переход рисков

6

Распределение расходов

6

Распределение расходов

7

Извещение покупателя

7

Извещение продавца

8

Предоставление доказательств поставки

8

Предоставление доказательств поставки

9

Проверка, упаковка, маркировка

9

Инспектирование товара

10

Иные обязанности

10

Иные обязанности

Выбирая то или иное условие поставки и делая ссылку на Инкотермс-2010 в контракте, стороны принимают на себя обязательства полностью по 10 указанным позициям, если иное не оговорено в контракте. Инкотермс-2010 представляют сокращенные по первым трем буквам торговые термины, отражающие предпринимательскую практику в договорах международной купли-продажи товаров.

Для облегчения понимания и удобства применения все термины Инкотермс-2010 разделены на четыре группы (табл. 2.4): Группа Еотправление, т.е. продавец предоставляет покупателю готовые к отправке товары непосредственно в своих помещениях (на складе, заводе и т.п.). Это термин группы Е – EXW, "с завода".

Группа Fосновной фрахт не оплачен, т.е. продавец предоставляет товар в попечение первого перевозчика, указанного покупателем и зафрахтованного им;

Группа Сосновной фрахт оплачен, т.е. продавец заключает договор перевозки и предоставляет товар в попечение перевозчика;

Группа Dприбытие, т.е. продавец заключает договор перевозки и предоставляет товар в распоряжение покупателя в согласованном месте назначения с оплатой или без оплаты пошлины.

Таблица 2.4. Список терминов Инкотермс-2010 (Incoterms-2010) и необходимые комментарии к ним

Группа терминов

Код

Транспорт

Наименование

условий

поставки

Категория Еотгрузка.

При использовании данного термина продавец не несет никаких обязанностей, в том числе по транспортировке, за исключением необходимости передать товар в распоряжение покупателя

EXW

Любые виды транспорта

EX Works (... named place)

С завода.. . (наименование пункта)

Категория Fосновная перевозка не оплачена продавцом. Термины данной группы предусматривают, что товар передается продавцом перевозчику, которого выбирает покупатель. Договор международной перевозки заключает покупатель. Одновременно происходит переход риска случайной гибели или повреждения товара. Риск лежит на покупателе

FCA

Любые виды транспорта

Free Carrier (... named place) свободно у перевозчика (... название места)

FAS

Морской и внутренний водный транспорт

Free Alongside Ship (... named port of shipment) свободно ВДОЛЬ борта судна (... название порта отгрузки)

FOB

Морской и внутренний водный транспорт

Free On Board (... named port of shipment)

(свободно на борту судна (название порта)

Категория С – основная перевозка оплачена продавцом. Договор международной перевозки заключает продавец (несет ответственность за заключение контракта и оплату основной транспортировки товара). Стоимость транспортировки входит в контрактную цену товара. Продавец не принимает на себя риск изменения качества и количества товара или возникновения дополнительных расходов после его погрузки на транспортное средство в пункте отправления (риск лежит на покупателе)

CFR

Морской и внутренний водный транспорт

Cost and Freight named port of destination Стоимость и фрахт (... название порта назначения)

CIF

Морской и внутренний водный транспорт

Cost, Insurance and Freight (... named port of destination) стоимость, страхование и фрахт (... название порта назначения)

CIP

Любые виды транспорта

Carriage and Insurance Paid To (... named place of destination) перевозка и страхование оплачены до (... название места назначения)

ОРТ

Любые виды транспорта

Carriage Paid То (... named place of destination) перевозка оплачена до (... название места назначения)

Категория Dдоставка Договор международной перевозки заключает продавец. Стоимость транспортировки входит в контрактную цену товара.

Продавец несет все расходы и риски до момента доставки товара в страну назначения

DAT

Любые виды транспорта

Delivered At Terminal

(... named terminal ofdestination) поставка на терминале (... название терминала)

DAP

Любые виды транспорта

Delivered At Piont (... named point ofdestination) поставка в пункте (... название пункта)

DDP

Любые виды транспорта

Delivered Duty Paid

(... named place

of destination)

поставка с оплатой

пошлины

(... название места

назначения)

Важной особенностью терминов является их классификация в зависимости от способа транспортировки товара и вида транспорта, а также конкретные рекомендации Международной торговой палаты по их использованию. Например, такие условия, как FAS, FOB, CIF и некоторые другие, должны применяться при перевозке только водными видами транспорта. Термины FCA, СРТ, CIP могут быть использованы при различных способах перевозки, включая смешанные, и при любом виде транспорта.

Таким образом, в Инкотермс-2010 представлены различные варианты сочетания обязанностей продавца и покупателя, что позволяет участникам внешнеторговой сделки выбрать и применить оптимальный вариант с учетом возможностей, которыми располагает каждая из сторон, а также конъюнктурообразующих факторов.

В целях выявления качества внешней торговли изучают ее товарную структуру. Здесь обычно выделяют несколько крупных товарно-отраслевых групп: топливо, металлы, металлоизделия, химические товары, лесобумажные товары, продовольствие, сельскохозяйственные товары, продукция легкой промышленности (одежда, обувь, ткани), машины и оборудование, транспортные средства, драгоценные металлы и камни и пр. В аналитических целях все товары можно также разделить на сырьевые, ресурсоемкие, товары с низкой, средней и высокой степенью добавленной стоимости, а также наукоемкие, или инновационные, товары.

За последние три десятилетия под влиянием глобализационных процессов в товарной структуре мировой торговли произошел значительный качественный скачок (рис. 2.1).

С конца XX в. экспорт готовых изделий начал стремительно опережать по своим темпам движение других товаров, в том числе минерального сырья и топлива. Эти процессы были обусловлены качественными сдвигами в МРТ, структурными изменениями в экономическом развитии основных стран мира, опережающим ростом развивающихся стран, углублением транснационализации производства и обращения, научно-техническими достижениями.

В современной торговле основной удельный вес приходится на готовые изделия, включая машины и оборудование и транспортные средства. В последние годы в связи с ростом мировых цен на углеводороды доля топлива искусственно завысилась до 22,4% (в период низких цен на него приходилось 14%). В 2011 г. мировой экспорт товаров составил 18,21 трлн долл., в том числе экспорт готовых изделий –11,5 трлн долл. (64,6%), машин и оборудования, транспортных средств – 5,8 трлн долл. (32,6%), химических товаров – 2 трлн долл. (11,2%), продукции сельского хозяйства – 1,6 трлн долл. (8,7%), продовольствия – 1,4 трлн долл. (7,9%) [20]. Доля товаров средней и высокой наукоемкости составляет около 60%, и еще около 20% приходится на товары информационных и телекоммуникационных технологий. В долгосрочном плане ресурсоемкие товары должны уступить место нересурсоемким товарам.

Рис. 2.1. Структура мирового экспорта товаров в 1980 и 2011 гг.

Источник: UNCTAD. Handbook of Statistics 2009. UNITED NATIONS, New York and Geneva, 2009. P. 2; UNCTAD. Handbook of Statistics 2012. UNITED NATIONS. N. Y.; Geneva, 2012.