Современные тенденции развития отрасли конституционного права
Определяющим фактором, воздействующим на развитие конституционного права и его институты, является Конституция РФ. Принципы и нормы конституционного права установили новую политическую систему, основывающуюся на идеологическом плюрализме, многопартийности, признании, уважении и гарантировании прав и свобод человека и гражданина, создали более совершенную организацию государственной власти в соответствии с базовым принципом разделения властей, обеспечили демократическое федеративное устройство Российского государства, ввели местное самоуправление.
Вся совокупность источников ведущей отрасли российского права призвана, с одной стороны, закрепить достигнутые демократические завоевания и тем самым обеспечить социально-политическую стабильность, с другой – способствовать проведению рыночных и конституционных реформ. Демократизм и социальное предназначение конституционного права как раз и проявляется в том, чтобы выражать и консолидировать волю большинства граждан в соответствии с установленными фундаментальными нормами и формально-правовыми процедурами, не допускать узурпацию или захват власти насильственным (нелигитимным) путем, противодействовать реставрации авторитаризма в любой его форме.
Основными тенденциями развития конституционного права являются следующие.
1. Создание условий для превращения России в подлинно демократическое правовое социальное государство с республиканской формой правления.
2. Строгая и последовательная реализация конституционного принципа разделения властей, что предполагает самостоятельность, сотрудничество и взаимодействие ведущих государственных институтов. При этом Федеральное Собрание РФ – единственный в масштабах Российского государства орган власти, имеющий право издавать законы.
3. Обеспечение современного федеративного устройства на основе равенства и недопущения дискриминации разнотипных субъектов – республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Уменьшение фактора асимметрии в "конструировании" Российской Федерации.
4. Признание особой социальной ценности общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ для развития национального законодательства. Необходимо форсированное приведение его в соответствие с международными стандартами, прежде всего Организации Объединенных Наций и Совета Европы.
5. Расширение и дифференциация сферы государственно-правового регулирования. Это предполагает как первоочередное принятие федеральных конституционных и иных законов, обозначенных в основных нормах, но все еще нс принятых, так и надлежащую регламентацию всей правотворческой деятельности, включая подзаконное нормотворчество. Обязательное условие легитимности принимаемых законов – соблюдение процедурных правил их подготовки и введения в действие. Целям повышения научного уровня правотворчества способствует надлежащее регулирование самого нормотворческого процесса, охватывающее комплекс вопросов, связанных с подготовкой и принятием юридически значимых управленческих решений. Требования, предъявляемые к ним, целесообразно закрепить особо. Порядок работы над готовящимися законопроектами и в современный период, и в прошлые десятилетия в достаточной степени не отработан и нуждается в совершенствовании.
6. Создание единого правового пространства на всей территории РФ, что предполагает повышение уровня конститу
ционности в системе правого регулирования общественных отношений. Конституционность, являясь фактором и предпосылкой соответствия иных правовых актов Конституции РФ, не может противопоставляться законности, а наоборот, должна рассматриваться как ее важнейший содержательный аспект. В этих целях необходимо, с одной стороны, провести своего рода инвентаризацию действующего законодательства в центре и на местах, а с другой – добиваться соответствия региональных актов федеральным. Все это делает неизбежным широкое использование на основе закона согласительных и судебных процедур при конфликтных ситуациях, связанных с изданием нормативных актов и договоров, развитие федерального коллизионного нрава.
7. Интенсификация работы по созданию Свода законов РФ и Свода законов ее субъектов. Конституционное законодательство недостаточно согласовано и имеет немало пробелов. Его комплексное и обдуманное совершенствование но различным институтам и направлениям (в том числе путем издания Свода законов РФ) повысит эффективность, стабильность, доступность правовых предписаний и будет способствовать становлению демократической государственности. Только при этих условиях способна возникнуть целостная и не противоречивая во всех своих частях система российского законодательства, имеющая в своей основе Конституцию. Действующее, совершенное по всем "параметрам" право – атрибут и показатель утверждения высоких идеалов справедливости и правового государства.