Современные тенденции прикладной социологии

В промышленной социологии первые эмпирические исследования проводились еще в 1910-е гг., особенно но профориентации и профотбору. В 1950–1980-е гг. наблюдается усиление прикладных функций социологии. В конце 1970-х гг. под эгидой государственных учреждений и научных центров осуществлялось около 30 крупных исследовательских программ и проводилось огромное количество финансируемых правительством прикладных исследований. Наиболее распространенными темами в индустриальной социологии и психологии можно считать мотивацию и удовлетворенность трудом, условия, организацию и ОГЛАВЛЕНИЕ труда, формальные и неформальные отношения в рабочих группах, организационный климат, стиль руководства, текучесть кадров, адаптацию молодежи и т.п.

По одной проблеме – удовлетворенность трудом – с 1935 но 1973 г. в США проведено более 8 тыс. исследований, а по изучению стиля лидерства – около 5 тыс. Только из федерального бюджета на них ежегодно выделялось от 1 до 2 млрд долл. США. Кроме того, проводятся многочисленные опросы, финансируемые монополиями. Каждый год сюда вкладывается 4 млрд долл.[1] США. По некоторым оценкам, расходуемая в конце 1970-х гг. сумма в 10 раз превышала ту, которая выделялась за 15 лет до этого. Напомним, что во второй половине 1950-х гг. от 3 до 4 тыс. крупных американских предприятий самостоятельно проводили исследования в области социологии и психологии труда.

Для организации широкомасштабной исследовательской деятельности нужны квалифицированные кадры. В 1980 г. в США насчитывалось 120 факультетов социологии, готовивших магистров и докторов наук, в 1970-е гг. в социологии трудилось около 30 тыс. дипломированных специалистов, кроме того, около 2 тыс. человек ежегодно получали степень магистра, а 600 – добивались звания доктора философии. В 1914 г. было зарегистрировано всего 500 членов АСА, в 1963 г. – более 7 тыс., а в 1985 г. – около 12 тыс. В Голландии, по данным на 1984 г., из 7000 получивших социологическую подготовку студентов 3/4 ушли трудиться в прикладную сферу[2].

В своей речи "Претензии и возможности прикладных исследований", произнесенной на ежегодной конференции АСА в 1980 г., ее президент П. Росси отметил, что из 30 последних президентов АСА 18 преимущественно занимались прикладными исследованиями, хотя не все из них известны за вклад в эту область. Причина кроется в том, что их прикладные исследования являлись столь значительными, что со временем вошли в состав фундаментальной науки. Среди 12 оставшихся некоторые занимались прикладной работой время от времени, например П. Сорокин[3]. Многие выдающиеся социологи США и Европы значительную часть времени посвятили прикладным исследованиям. Даже их неполный список впечатляет. Он включает Дюркгейма, Гиддингса, Огбурна, Стауфера, Парка, Лазарсфельда, К. Дэвиса, Ф. Хаузера, Севела, Кулемана и др. Отличительная черта этих ученых – ярко выраженное тяготение к количественной методологии, в результате чего техническое развитие исследовательских процедур стало отличительной чертой их научного вклада.

Прикладными исследованиями, наряду с социологами, активно занимаются психологи, экономисты, представители политических наук. Кроме того, большинство фондов, предназначенных для прикладных исследований, попадает в неакадемические организации, что резко снижает научный уровень первых.

Ныне в США насчитываются сотни, если не тысячи организаций (крупных и мелких, государственных и частных), занимающихся исследованиями, результаты которых оформляются в социоинженерные проекты, системы управленческих решений и практические рекомендации. Некоторые крупные учреждения подобного типа содержат в своем штате больше ученых с докторской степенью, чем многие признанные университеты.

В 1980 г. около 14,5 тыс. социологов (69,5%) работали в университетах и колледжах США, а 6,8 тыс. – в прикладной социологии (частный бизнес, неприбыльные организации, правительство и т.д.). В 1990-е гг. соотношение академических и прикладных социологов изменилось, доля первых сократилась с 70 до 60%, а доля вторых выросла с 30 до 40%.

По другим данным, число американских социологов, занятых в правительстве, масс-медиа, коммерческих и некоммерческих фирмах, постепенно возрастало с 1960-х гг. Сегодня в неакадемической сфере трудится 30% всех социологов- выпускников и 50% докторов наук[4]. В противоположность Европе, где большинство социологов трудится в общественном и государственном секторах, американских социологов не пускают в коридоры власти и к общественному поприщу.

Поскольку социология, в отличие, скажем, от психологии и экономики, имеет гораздо более узкий сегмент практического приложения, ассоциируется в общественном сознании с университетами и академической наукой, рынок труда для прикладных социологов очень размытый и неопределенный. Весьма сложно установить, сколько именно их трудится в медицине или бизнесе. Часто социологов нанимают только для сбора и анализа эмпирических данных (статистических и демографических)[5].

Тем не менее в американских вузах становятся все более популярными курсы по прикладной социологии. Если в 1970 г. из 241 социологического отделения в университетах и колледжах только 11% имели такие курсы, то в 1979 г. – 44%[6], а в начале третьего тысячелетия их было уже более 50%. Студенты практикуются не только в полевых исследованиях, но и на будущем месте работы (например, в госпитале, юридической фирме). Среди методов обучения применяются аудиторные и самостоятельные занятия, учебные фильмы, ролевые игры и социодрама, аудиотайпы, компьютер, модули, программированное обучение и т.п. Исследования показывают, что при подготовке прикладников используются следующие методы обучения: полевые исследования (38%), независимые исследования (25,5%), книги (25%), фильмы (23,5%), ролевые игры и социодрама (21,3%), компьютер (20,4%), игровые методы (19%), аудиотайпы (18,5%), самообучение (17,3%), устные выступления (16,1%), телевизионные демонстрации курсов (15,1%), модули (12,9%), программирование (12,5%), учебники (9,8%), экзамены (9,1%)[7].

В государственном секторе социологов привлекают в программы борьбы с преступностью, алкоголизмом, наркоманией, бедностью. Социологов нанимают некоторые отделения полиции, но большинство из них предпочитает проводить социологическую экспертизу самостоятельно, прибегая к услугам полицейских, прошедших дополнительные курсы обучения. Промышленные корпорации привлекают социологов к программам но сокращению воровства, предупреждению промышленного шпионажа и защите компьютеров[8].

В медицине трудится от 100 до 150 исследователей со степенью доктора философии, из которых только 1/3 – социологи. Известные американские ассоциации по здравоохранению, например American Medical Association, American Hospital Association, платят прикладным социологам больше, чем получают в университетах их академические коллеги. Так, в 1981 г. только что приступивший к работе доктор философии получал 32 тыс. долл, и 10% годовой премии, а на руководящем посту социолог зарабатывал более 60 тыс. долл. США. В США от 200 до 300 госпиталей имели отделы по социальным наукам, руководители которых получали более 50 тыс. долл. США[9].

В 2010 г. стартовый заработок бакалавра социологии, только что закончившего американский университет или колледж, в среднем составлял, согласно данным National Association of Colleges and Employers, 35 173 долл. США в год. Через 10 лет, согласно данным U.S. Bureau of Labor Statistics (BLS), его доход возрастает до 68 462 долл., через 16 – до 80 412 долл. США[10].

В выборочном исследовании, проведенном BLS в 2009 г., 10% самых низких заработков у социологов находились ниже отметки 42 тыс. долл., а 10% самых высоких заработков зашкаливали за 123 400 долл. США[11]. Наилучшие возможности предоставляет федеральное правительство США, где заработки не опускаются ниже 100 тыс. долл. Но там трудится меньшинство социологов-вынускников. В правительстве штата социологи получали 56 050 долл. США, в органах местной власти – 63 010.

Согласно данным обследования (опрошено 3710 трудоустроенных социологов) BLS за 2010 г., среднегодовой гонорар американского социолога равнялся 80 130 долл. США. Профессор социологии, а их в стране Бюро трудовой статистики насчитало 7410 человек, получал в год 85 400 долл. В Нью-Йорке средний профессорский гонорар доходит до 99 510 долл. США[12].

Согласно прогнозам U.S. Bureau of Labor Statistics, в период с 2008 по 2018 г. вакансий для социологов станет больше на 22%, а для профессоров социологии – на 15%.

По мнению Ф. Каро, оценочные исследования (evolution research) считаются главной сферой приложения усилий прикладников[13]. Прикладники занимаются научной оценкой правительственных программ в сфере социальной политики.

Оценочные исследования призваны не только дать обоснованную критику и коррекцию научных и прикладных программ, но также рассчитать их себестоимость, определить наиболее рациональную методику проведения и внедрения, то, в какой степени достигнуты поставленные в исследовании цели, т.е. дают эмпирическую проверку запланированных мероприятий и процедур, указывают возможные последствия, к которым может привести данное исследование или программа.

Интересы социологов-нрикладников в США защищает Общество прикладной социологии (Society for Applied Sociology – SAS)[14], образованное в 1978 г. как некоммерческая общественная организация. На 2002 г. в ней числилось 13 200 членов. Применяемые ими методы диагностики, тренинга, социологического вмешательства и нововведений призваны сблизить большую теорию и практику при решении конкретных социальных проблем.

Кроме того, с 1971 г. в рамках Международной социологической ассоциации успешно действует Исследовательский комитет по социотехнике – социальной практике (Committee on SociotechnicsSociological Practice) под номером RC26[15]. Его цель – обмен информацией и передовым опытом в области социально-практической работы в разных странах мира. Президентом является канадский ученый Джон Александер.

В СССР подготовка академических и прикладных социологов проходила по-разному: первых обучали в вузах (в основном на философских факультетах), а знание прикладной промышленной социологии можно было приобрести либо в системе послевузовского обучения (в отраслевых и региональных организациях по повышению квалификации руководителей и специалистов), либо только на практике.