Современные технологии политической коммуникации

Фундаментальные изменения в обществе воздействия и усиление влияния новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), несомненно, оказывают влияние на процесс политической коммуникации. Изменения касаются, прежде всего, состава аудитории и характера предоставления информации. Исследователи отмечают, что внедрение и использование новых медиатехнологий приводят к появлению новой формы политической коммуникации, которая становится более управляемой гражданином. Характеристика современного общества как "информационного общества" стало возможным, так как и все социальные процессы осуществляются путем обмена информацией. Избиратели должны быть информированы о политических программах, вопросах политики и политических альтернативах (представленных кандидатов и (или) политических партий), а с другой стороны, представители власти должны знать пожелания и требования своих граждан.

С появлением новых способов и средств связи потребовалось, помимо прочего, быстрое ускорение в новостных циклах наряду с соответствующим сокращением журналистских сроков обработки и подготовки информации вообще и политической в частности. Кроме того, современные информационные и коммуникационные технологии создали глобальный охват, придавший новую форму, характер и динамику политическим и культурным процессам. В связи с этим необходимо рассмотреть различные направления использования интернет-технологий в политико-коммуникативной сфере, а также выделить возможные положительные моменты их применения.

Появление Интернета создало в сфере политических коммуникаций качественно новую ситуацию. С развитием информационно-коммуникационных технологий расширилась возможность демократизации процесса согласования политических решений путем включения в него различных слоев населения. Этот сдвиг в политической коммуникации несет глубокие политические и социологические изменения, такие как:

– улучшение жизни наименее привилегированных и наиболее нуждающихся миллионов людей во всем мире;

– упрощение доступа к услугам здравоохранения и образования;

– сохранение и распределение ресурсов;

– расширение участия населения в процессах принятия решений.

Новые технологии связи позволяют менее находчивым акторам обойти существующие барьеры и напрямую общаться с другими акторами политики и с широкой общественностью. Интернет позволяет получить быстрый доступ к необходимой политической информации через порталы, каталоги, поисковые системы. Интернет как публичное пространство без границ позволяет правительству озвучить, внедрить и оценить результат принимаемых решений, опираясь на общественное мнение. Представителям оппозиции интернет-пространство также позволяет продвигать идеи в массы и находить сторонников для поддержания и реализации своих политических установок.

Новые средства массовой информации и цифровая революция привели к фундаментальным изменениям в коммуникативной практике, включающим как государственные, так и межличностные обмены информацией. Среди новых коммуникативных стратегий Интернет занимает особое место, пройдя путь от простого источника информации до представительского инструмента взаимодействия двух и более лиц. Пришествие веб-ресурсов, таким образом, радикально изменило жанры и дискурсы в политической коммуникации.

Ознакомившись с исследованиями использования новых И КТ отдельными партиями и их представителями в целом ряде демократических стран, можно выделить следующие ключевые моменты для установления эффективной политической коммуникации:

• "первые дни" осуществления политической коммуникации в режиме онлайн (с середины 1990-х гг.) показали, что политическими субъектами достаточно быстро охватывалось пространство Интернет и, в частности, World Wide Web (WWW). Бо́льшая часть работы в интернет-пространстве, однако, воспроизводится по логике предыдущих моделей коммуникации с одной точки (веб-страницы), которая используется для обращения к массовой аудитории;

• в середине "нулевых" эта модель связи ("точка-массы") все чаще оспаривается, и сегодня мы наблюдаем новую эру в "цифровой связи";

• политические институты и организации сталкиваются с все более сложной задачей в деле распространения своих сообщений через ряд новых форм СМИ, таких как форумы и платформы;

• успешными кандидат или партия станут в том случае, если их командой будут найдены новые социальные пространства для своевременного и достоверного обращения к избирателям посредством использования Web 2.0 технологий[1].

Сегодня наблюдаются следующие тенденции при работе с распространением и фрагментацией социального пространства: противопоставление стойких предпочтений среди пользователей; поиск авторитетного мнения. В целом технология Web 2.0 в основе новой политической коммуникации позволяет малочисленным партиям и правозащитным группам быть услышанными и привлекать к своей деятельности больше внимания. Судя но заявлениям представителей незначительных партий, они нс считают себя "проигравшими" в коммуникационном онлайн-участии. Хотя, безусловно, представляется правомерным, что так называемые опытные лица имеют больше связей, а также более высокий уровень видимости. Интернет дает малочисленным группам возможность для достижения потенциальной глобальной аудитории с целью пропаганды гораздо более дешевыми средствами. Лучшего типа коммуникации (не отредактированного, всегда прямого и двустороннего канала связи) для политических акторов на сегодняшний день не существует.

В целом процесс пропаганды направлен на средства массовой информации с целью повлиять на государственную политику через формирование дискуссии но конкретной теме. Успешная пропаганда в средствах массовой информации позволяет убедить граждан, что затрагиваемые вопросы касаются всего общества, подчеркивает социальные, культурные, экономические и политические аспекты проблем, а также важность участия, расширения прав и возможностей каждого члена общества в продвижении конкретного интересующего вопроса.

В настоящее время рынок средств массовой информации вслед за трансформацией политической и социальной систем находит отражение в скорости изменения и эволюции общества. Так, традиционные медиатехнологии мигрируют в глобальную сеть Интернет, а технологии печатных СМИ сокращаются. В настоящее время более авторитетными источниками информации, в том числе и в политико-коммуникативном пространстве, становятся блоггеры и подкастеры[2]. Современное PR-сообщество понимает эти новые средства массовой информации как контент-управляемую среду, используемую для воздействия на сознание, а в дальнейшем и на поведение ключевых аудиторий. Не проходит и дня без привлечения внимания аудитории к какому-либо видео, выложенному в YouTube или Myspace Россия. Сильные социальные медиастратегии могут действительно поставить партию (компанию, личность, услугу и т.д.) вне конкуренции и дать возможность расширения позиции лидерства для охвата более широкой аудитории.

Столь же эффективной стратегией социальных медиа является подкастинг. По данным исследования, проведенного порталом infoworld.com, это "второй любимый способ" получения информации гражданами. Подкастинг предлагает контроль производства и обмена сообщениями. Это недорогой и отличный способ содействия проблеме в реализации ее решения. К тому же можно легко подсчитать, сколько людей воспользовалось данной технологией для получения необходимой информации.

В дополнение к блогам и подкастам важно использовать другие социальные средства массовой информации, в том числе:

– SEO[3];

– вебинары[4];

– веб-трансляции;

– RSS ленты новостей[5].

Применение перечисленных технологий СМИ нового времени позволит максимизировать эффективность информационной работы партии.

Проведенные в последние годы исследования показали, что нс только Интернет способствует созданию новых жанров, но и существующие жанры зачастую меняются, проходя через эту среду. Было отмечено использование различных новых форм коммуникации с начала цифровой эпохи в ответ на все возрастающую необходимость вовлечения граждан в политический процесс. Становится очевидным, что создание электронного правительства (е-правительства) – важный этап в преодолении барьеров политической коммуникации и создании единого демократического центра влияния на принятие решений.

Отечественными и зарубежными авторами, такими как А. Н. Юртаев, М. С . Дашян, Л. Аль-Хаким, Д. Ф. Норрис и др., выделяются, как правило, три основных направления, связанные с реализацией целей электронного правительства (государства):

– коммуникация между государственными институтами (government to government);

– коммуникация между госаппаратом и бизнес-структурами (government to business);

– коммуникация между государственными институтами и общественностью (government to citizen).

Первое направление government to government (G2G) должно способствовать повышению эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления. Второе направление government to business (G2B) предполагает повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и коммерческих структур, создание условий для реализации механизмов электронной торговли, совершенствование процедур в таких сферах, как налогообложение, делопроизводство, таможенное дело. Третье направление government to citizen (G2C) призвано обеспечить права граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. В данном направлении электронное правительство предполагает повышение качества коммуникативных отношений в сфере оказания государственных услуг с наименьшей затратой времени и средств. Это будет способствовать увеличению активности участия граждан в области принятия политических решений (в законотворческой деятельности)[6].

Создание е-правительства позволяет говорить о концепции совещательной (делиберативной) демократии, основная идея которой – демократическое принятие решений, основанное на общественном обсуждении. То есть делиберативная демократия сосредотачивается на идее развитой демократии, на основе создающей в процессе принятия решений возможности для диалога граждан как друг с другом, так и с представителями госаппарата.

Предлагаемые властью интерактивные медиатехнологии призваны заменить пассивные формы политических коммуникаций, что должно способствовать формированию информированного и активного гражданина.

Примеры таких технологий:

– разработка и внедрение программы "Электронное правительство";

– интерактивные видеоконференции главы государства (как с участием представителей власти, так и с гражданами);

– прямое общение первых лиц государства с народом ("Телемост");

– создание и ведение блогов в глобальной сети Интернет;

– личные аккаунты в социальных сетях и т.д.

Каждый избиратель получит возможность оперативного доступа к интересующей его политической информации, активного участия в работе органов общественного самоуправления. Он сможет контролировать действия избранных официальных лиц и реагировать в ситуациях, когда власти не способны ответить на его запрос.

С точки зрения уникальности политических интернет-коммуникаций можно выделить то, что каждый становится участником коммуникативного процесса модели "многие-ко-многим" (в отличие от модели "один-ко-многим" связи со СМИ).

С целью регулирования производства и распространения общественно-политических идей субъектами политической коммуникации в интернет-пространстве среди наиболее эффективных жанров можно выделить такие как:

– диалог между двумя или более людьми;

– диалог между символами (драма, рассказ, повесть, пьеса, роман, скетч и т.д.);

– литературные произведения, написанные в форме беседы (например, диалоги Платона).

В интернет-пространстве, осуществляя политическую коммуникацию, можно вести диалог посредством:

– выбора среды (поиск ниши для размещения информации с целью нахождения своего избирателя);

– освещения событий в средах (используя видео, фото, письма власти и т.д.);

– создания тем (при помощи специальных программ для страниц или шаблонов для html-сайтов с целью большей привлекательности для интернет-посетителей);

– ведения блогов (личные блоги создаются с целью освещения личности политика, его деятельности, воспитания чувства привязанности, участия, они становятся мощным инструментом передачи политической информации. Например, блоги Д. А. Медведева (URL: blog.kremlin.ru), Владимира Жириновского (URL: blogs.mail.ru/mail/zhirinovskyvv), Барака Обамы (URL: barackobama.com и т.д.).

Таким образом будет осуществляться обмен идеями и мнениями па пути достижения конструктивного диалога со всеми политическими элементами. Использование приведенных выше жанров политической коммуникации в интернет-среде наиболее эффективно. Коммуникация власти и общества в интернет-среде предполагает использование письменных жанров, представляющих синтез журналистского и пиаровского начал, т.е. текст персонифицируется и инициируется непосредственно субъектом, представленным в тексте. Во всех текстах доминирует имиджевая составляющая, основная цель которой – привлечение внимания к персоне, к проблеме. Современный политический текст часто строится и воспринимается как своего рода диалог с гражданами, политическими институтами, бизнес-структурами и т.д. Политическая речь по своей природе диалогична и ориентирована в первую очередь на воздействие. Политик обязан уметь вести диалог с различными представителями общественности, что особенно важно в интернет-коммуникациях.

Рассматривая политические коммуникации на е-правительственной арене, необходимо отметить не только уровень роста технологических разработок, но и уровень решения проблем. Политические коммуникации к тому же стали мобильными. С внедрением Интернета в мобильные устройства представилась возможность повсеместного сетевого подключения. Продвижение информационно-коммуникационных технологий способствует появлению новых е-правительств на федеральном и региональном уровнях посредством беспроводных каналов. Однако уровни цифрового неравенства остаются главным препятствием на пути к всеобщему коммуницированию политических субъектов в интернет-среде. Термин "цифровое неравенство" может быть применен как к различным обществам в рамках одной страны (внутреннее цифровое неравенство), так и к нескольким странам или регионам (международное цифровое неравенство).

Согласно приведенным последним данным как российских, так и зарубежных исследовательских центров уровень цифрового неравенства граждан России по-прежнему велик. Цифры, показывающие интенсивность использования Интернета в России, свидетельствуют о том, что число пользующихся данной технологией растет. Так, по данным исследовательской группы TSN, в 2010 г. число пользователей Интернет составило 59% россиян, что на 14% больше по сравнению с 2009 г. Согласно же последнему исследованию "Интернет в России", проведенному Фондом "Общественное мнение" зимой 2010–2011 гг., доля активной интернет-аудитории к концу 2010 г. достигла 36 млн человек, что на 22% больше того же периода 2009 г. Аналитики данного проекта сделали прогноз, что к концу 2014 г. численность интернет-пользователей составит около 80 млн человек, или 71% населения страны старше 18 лет.

Проблему цифрового неравенства обсуждают в России на самом высоком политическом уровне, а также дискутируют на эту тему в многочисленных печатных изданиях. Так, в 2010 г. в Москве на V международной конференции "Современные технологии государственного управления. Электронное правительство 2010" было озвучено текущее положение дел и перспективы внедрения электронного правительства в России. Среди ключевых проблем, стоящих на пути внедрения электронного правительства, были озвучены следующие:

– недостаточная межведомственная координация;

– нереализованная нормативная поддержка и устаревшее концептуальное понимание электронного правительства;

– компьютерная неграмотность населения страны.

Согласно приведенным данным ВЦИОМ на 2010 г., около 97 млн человек (69%) не пользуются электронными интернет-сервисами. Для решения проблемы сокращения уровня цифрового неравенства был предложен список мероприятий, способствующих вовлечению граждан в информационное общество. На VI конференции в 2011 г. "E-government 2011: единая инфраструктура и новые стандарты" также прозвучала проблема компьютерной безграмотности населения и недостаточного участия в политической жизни страны посредством интернет-коммуникаций.

Начатая в 2002 г. федеральная целевая программа "Электронная Россия" должна завершиться в 2012 г. Одной из многочисленных целей данной программы является увеличение электронного взаимодействия субъектов политики, которое должно составить 65% от внутренних коммуникаций и до 40% между федеральными, региональными и местными органами власти. Сегодня этап реализации программы е-правительства в РФ далек от своего завершения. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования в области реализации и функционирования электронного правительства.

Такого рода исследованиями с 2004 г. занимаются сотрудники Waseda University Institute of e-Government. Директор данного института и руководитель исследовательской группы профессор Тошно Оби в 2011 г. выступил с докладом, целью которого было представить рейтинг развития электронного правительства во всем мире. Профессор Оби отмстил, что интсрнет-коммуникационные технологии являются мощным инструментом для решения текущих экономических вопросов, а также инструментом консолидирования всего информационного общества. Е-правительства играют ключевую роль в процессе построения отношений между властными структурами и гражданами, что позволяет говорить о государстве как о гражданско-ориентированном. В докладе были представлены результаты мониторинга 50 стран, имеющих самые передовые разработки в области электронного правительства. В 2011 г. Российская Федерация в число исследуемых стран не вошла, предположительно причиной этого стал незавершенный этап реализации федеральной программы "Электронное правительство".

Однако согласно статистике можно проследить положительные сдвиги в сторону совершенствования электронных государственных порталов. Осенью 2011 г. заработал Портал государственных услуг РФ (gosuslugi.ru). В сентябре на портале было зарегистрировано 127 904 человека, общее количество пользователей, имеющих свой личный кабинет, постоянно растет. Изучая динамику роста, можно прогнозировать, что к лету 2012 г. количество зарегистрированных пользователей преодолело двухмиллионный рубеж. Также следует отметить явные различия в запросах тех или иных услуг на разных властных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном). Жителей крупных городов чаще интересуют выписанные штрафы, получение загранпаспортов, состояние индивидуального лицевого счета. В регионах в основном обращаются к интернет-ресурсам в поисках работы, регистрации браков, для получения информации о коммунальных услугах и подачи заявления на компенсацию. Среди регионов, граждане которых являются наиболее активными интернет-пользователями, можно выделить Москву, Санкт-Петербург, Алтайский край, Амурскую и Воронежскую области. Если говорить о социально-демографических показателях, то следует отметить, что наиболее активными посетителями государственного онлайн-пространства являются мужчины в возрасте от 25 до 35 лет. С каждым днем пользовательская аудитория портала Государственных услуг становится шире и разнообразнее.

Таким образом, интернет-пространство изменило многие сферы политической жизни, главным образом путем предоставления права голоса многочисленным группам и отдельным гражданам, а также способствовало расширению прав и возможностей прогрессивных групп.

Таким образом, для качественного функционирования программы "Электронное правительство" необходимо:

– реальное объединение элементов инфраструктуры общественного доступа;

– крепкая правовая основа регулирования деятельности структур, обеспечивающих процессы информатизации и функционирования "Электронного правительства";

– техническая разработка сайтов и порталов "Электронного правительства";

– наличие удобного интерфейса и т.д.

Только тогда возможно упрочнение демократических отношений между властными структурами, правительством и гражданами, а также между социальными группами.

Политические информационные системы являются жизненно важными в условиях представительной демократии. Публичная сфера призвана содержать различные точки зрения и мнения о вопросах, которые касаются всех граждан. В некотором смысле новые системы коммуникации, в особенности глобальное информационное пространство Интернет, могут способствовать активизации участия граждан в политическом дискурсе в целом и на стадии принятия решений в частности. Также они предоставляют возможность оказывать влияние, выражая свою гражданскую позицию, на многие политические процессы.

Важнейшим направлением использования интернет-технологий в политико-коммуникативной сфере будем считать создание политической информации и дальнейшее ее тиражирование в рамках персонального контента (блоги, чаты, сайты), а также рассылки ее в адрес политических партий и органов государственной власти. Необходима также организация интернет-голосований, социологических опросов, референдумов и проведение публичных интернет-мероприятий, в первую очередь интернет-конференций. Актуально создание виртуальных партий, участие в организации политических программ и законодательных инициатив. Кроме того, нс обойтись без объединения сторонников оппозиционных партий, течений, СМИ. Полезна будет организация политической рекламы в Интернете (баннерная реклама; рассылка в сети Интернет, проведение PR-кампаний в сети Интернет и т.д.). Возможно ведение контрпропаганды (создание дезинформационных и компрометирующих ресурсов, создание сайтов-"двойников"; использования негативных политических рекламных баннеров и т.д.).

Выводы

1. Говоря о политической деятельности с точки зрения коммуникационных отношений, можно определить ее как процесс создания и воспроизводства властно-управленческих отношений, создания политических институтов и формирования соответствующих им политических ценностей и ориентаций. Данный процесс направлен на обеспечение определенных общественных интересов и потребностей, в результате чего появляется необходимость в создании и совершенствовании коммуникативных отношений субъект-объектного характера.

2. Политическую коммуникацию можно назвать специфическим видом политических отношений, с помощью которого создаются и распространяются социально-значимые идеи, происходит взаимодействие субъектов политики в борьбе за власть, что является средством хранения и передачи политической культуры и совокупности всех политических технологий. Разработанные теории политической коммуникации позволили раскрыть суть коммуникативных процессов в обществе и существенно обогатили политическую науку.

3. В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и особенно распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ. СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Для политико-коммуникативного процесса важной функцией, осуществляемой массмедиа, является создание общественного мнения и определение направления его развития. Наиболее влиятельным каналом массмедиа сегодня является телевидение, три четверти людей идентифицируют телевидение как наиболее важный источник получения информации о политике.

4. Таким образом, процессы политической коммуникации, подобно связующей роли коммуникаций между всеми общественными системами, выполняют в политической системе активную роль: выступают, с одной стороны, средством ее преобразования, а с другой – выполняют политические задачи. В процессах преобразования политической системы правящая элита использует каналы политической коммуникации для того, чтобы управлять и мобилизовать массы для решения вопроса о власти. В свою очередь, в процессе изменения политической коммуникации СМИ получают возможность использовать объективный политический ресурс для поддержки политических групп.

Основные понятия: информационное взаимодействие, модель коммуникации, уровни информационных потоков, медиаэффект, электоральная коммуникация, политическая реклама, информационные технологии, электронное правительство.