Современные технологии "гибкой власти"
В информационном обществе "гибкую власть" усиливают множественные каналы коммуникаций, поэтому особенно важно, чтобы достижения культуры транслировались внутри страны и за рубежом по разнообразным каналам СМИ, которые помогают сформировать повестку дня в мировой политике. Именно медиапространство сегодня является ареной столкновения геополитических интересов. Через него геополитические факторы оказывают информационно-психологическое воздействие друг на друга. Главное преимущество информационных атак в средствах политических коммуникаций состоит в том, что они не подпадают под принятое международными нормами понятие агрессии.
Основными задачами информационно-психологических операций считаются следующие:
- убеждение общественного мнения в правильности политики своего правительства, обоснование, если это необходимо, военного вмешательства;
- воздействие на военно-политическое руководство противника и его союзников с целью заставить их отказаться или воздержаться от вступления в войну;
- поддержка внутри страны противника оппозиции, сил сопротивления, расовых, этнических, религиозных и других противоречий, подрыв доверия к руководству страны;
- руководство и содействие диссидентским элементам, взаимодействие с силами, ведущими борьбу в подполье;
- воздействие на население дружественных стран;
- содействие развитию доброжелательности населения нейтральных стран;
- подрыв морального духа, создание обстановки неуверенности и беспокойства среди личного состава армии противника, снижение его боеспособности;
- проведение аналитической работы по вскрытию уязвимых мест противника;
- оказание помощи командованию в осуществлении контроля за враждебно настроенным населением в зоне боевых действий;
- противодействие психологическим операциям противника и подрывным элементам;
- прогнозирование степени необходимого психологического воздействия на людей.
Как видно, решение перечисленных задач должно обеспечить достижение морально-психологического превосходства "гибкой власти" атакующего субъекта над противником. Таким образом, технологии "гибкой власти" направлены в первую очередь на изменение психологического состояния противника.
Обосновывая роль психологических воздействий в каналах коммуникаций, известный американский эксперт П. Лайнбарджер подчеркивает, что политтехнолог должен знать, каким образом страсти можно превратить в негодование, личную находчивость - в массовую трусость, трения - в недоверие, предрассудки - в ярость. Следовательно, установив, как настроен противник и каковы факторы, определяющие его моральное состояние, можно прогнозировать его поведение в той или иной обстановке. Кроме того, важно определить наиболее целесообразные средства и методы пропаганды: радио, листовки, громкоговорящие установки, а также распространение слухов и пр.
Технологии "гибкой власти" направлены на то, чтобы выявлять наиболее слабые звенья в морально-психологическом состоянии противника и научно обоснованно строить тактику психологического давления на него. В этих целях используются национальные, социальные, религиозные противоречия, трудности, с которыми сталкиваются противники; распространяются слухи и дезинформация.
Технологии "гибкой власти" основаны на эксплуатации закономерностей человеческого восприятия и мышления, что принято обозначать как эффекты восприятия. Наиболее действенны следующие эффекты.
1. Эффект первичности: первое сообщение о каком-либо событии оказывает более сильное воздействие, чем последующие.
2. Эффект авторитета: чем авторитетнее источник информации, тем больше сила ее внушающего воздействия на людей.
3. Эффект "голос пророка": авторитет источника информационно-психологического воздействия существенно возрастает, если данный источник обладает высокими прогностическими свойствами.
4. Эффект повторения, который основывается на закономерностях запоминания человеком информации: целесообразно передавать одно и то же сообщение трижды -в кратком изложении, полном и снова в кратком.
5. Эффект возложения ответственности: организатор информационно-психологического воздействия стремится связать любые трудности и неудачи с некими объектами (конкретные лица, политические партии, организации, правительственные круги).
Проблема защиты от информационных атак также во многом зависит от "гибкой власти". Здесь в первую очередь встает вопрос о символическом капитале культуры - о высоком престиже ценностей и принципов, на которых организовано пространство власти, что заставляет живущий на этом пространстве народ и все окружающие его народы уважать сложившуюся систему сил.
Ярким примером искусного использования технологии "гибкой власти" является информационная составляющая грузино-осетинского конфликта 2008 г. Английская газета "TheTimes" опубликовала статью "Грузия проигрывает в войне с Россией, но выигрывает PR-войну", в которой сообщалось об успешной информационной атаке, предпринятой грузинской стороной. Команда бельгийских специалистов по связям с общественностью помогла Грузии создать негативный имидж России как государства-агрессора, хотя в действительности агрессором была Грузия. Специалисты произвели рассылку по электронной почте мировым информационным агентствам дезинформирующих сообщений о якобы агрессивных действиях России против Грузии. Мировые каналы СМИ мгновенно растиражировали полученные новости без дополнительной проверки. Грузинские власти в самом начале конфликта открыли международный коммуникационный центр в Гори, предоставивший возможность журналистам непрерывно передавать информацию с места военных действий. При этом иностранным СМИ был обеспечен доступ к интересующим их объектам, что позволило транслировать актуальные репортажи с грузинской стороны конфликта. Что касается блоггеров, то, поданным "Яндекс", на тему "Южная Осетия" было размещено около 4000 записей в дневниках, "Грузия" 9100 записей3, и это также свидетельствует об информационном доминировании Грузии.
Российские военачальники успешно провели военные действия, но серьезной ошибкой руководства стала недооценка влияния "гибкой власти" на конфликт: не была поставлена первоочередная задача освещения событий в СМИ непосредственно с территории Южной Осетии. Более того, доступ в зону конфликта был существенно ограничен российской стороной, поэтому Южная Осетия не имела возможности создать журналистский центр, что существенно ослабило ее в информационном противоборстве. И поскольку СМИ имели возможность освещать военные операции только с одной из сторон боевых действий, это снижало объективность передаваемой пи-формации, в ложном свете представив российскую позицию в конфликте.
Таким образом, сегодня технологии "гибкой власти" способны серьезно влиять на геополитическую ситуацию как в военное, так и в мирное время. Приведенный выше пример показал, что российское военное руководство пока недостаточно активно использует такие ресурсы. Поэтому важно активизировать ресурсы "гибкой власти" в российской геополитической стратегии.