Современные нормы социальной демократии
Многие нормы социальной демократии были сформулированы в период глобальной демократической революции, совпавшей по времени с периодами Второй мировой войны и устранения последствий господства фашизма и милитаризма. Поскольку труд является условием жизни людей и главным определителем состояния их благополучии, зли нормы так или иначе связаны с трудовыми отношениями, одним из регуляторов которых в глобальном масштабе стала Международная организация труда (МОТ).
"Все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право отстаивать своё материальное благополучие и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, экономической безопасности и равных возможностей", – гласила Филадельфийская декларация 1944 г, подтвердившая цели и принципы деятельности МОТ в послевоенный период. В 1948 г Генеральная конференция МОТ приняла конвенцию "О свобод е ассоциаций и праве на организацию", дополненную 1 июля 1949 г. конвенцией "О праве на организацию и на коллективные переговоры".
В соответствии с этими соглашениями, каждый человек имеет право заниматься свободной предпринимательской деятельностью и реализовывать на свободном рынке продукты своего труда. Это право распространяется не только на собственников средств производства, но и на тех, кто не имеет таких средств и чьим главным достоянием и богатством являются их рабочая сила, знания и способности. Конвенция "О свободе ассоциаций и праве на организацию" (1948 г.) провозгласила, что продавцы рабочей силы, как и все другие люди, также должны иметь право создавать свои ассоциации и вступать в них по собственному усмотрению без всякого вмешательства или согласия властей. Конвенция наделяет создаваемые ассоциации правом формулировать свои программы и принимать уставы. Власти не имеют права вмешиваться в эти дела.
Конвенция "О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949 г.), подтверждая право работников на создание своих ассоциаций и объединений, защищает их от дискриминации по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам, признает за рабочими, независимо от того, являются они их членами или нет, равные права на занятость.
Организации рабочих и предпринимателей обладают равными правами, они не имеют права вмешиваться в дела друг друга. Любые попытки предпринимателей и их организаций поставить рабочие организации под контроль рассматриваются как незаконные. Должны быть приняты соответствующие национальным условиям меры и законы, призванные способствовать добровольному согласованию коллективных договоров между предпринимателями и рабочими о сроках и условиях занятости.
Отношения между предпринимателями и их организациями, с одной стороны, и наёмными работниками и их организациями, с другой, по вопросам определения режима труд а и условий занятости, регулирования возможных споров, о представительстве рабочих в советах предприятий регулируются конвенцией МОТ "О поощрении коллективных договоров".
Соглашения по этим проблемам заключаются, как правило, с профсоюзами, а в случае их отсутствия – с представителями рабочих. Поскольку не все рабочие и служащие являются членами профсоюзов, и вообще намечается тенденция к снижению доли рабочих, объединённых профсоюзами, становится актуальным вопрос о путях обеспечения равноправия объединённых и необъединённых рабочих. Очевидно, что возможности объединённых рабочих отстаивать свои права значительно шире, чем отдельных рабочих.
Но демократические стандарты труда одинаковы для всех, поэтому любое из завоеваний профсоюзов автоматически распространяется и на неорганизованных рабочих. Отсюда – заинтересованность всех работников наёмного труда, в успехах рабочих ассоциаций и организаций.
Представители рабочих при заключении коллективных договоров с предпринимателями, действующие в соответствии с существующими законами или коллективными соглашениями, должны пользоваться эффективной защитой от любого действия, направленного против них. Им должны предоставляться на предприятиях необходимые средства для того, чтобы они могли выполнять свои функции быстро и эффективно. В случаях, когда на предприятии имеются и профсоюзы, и выборные представители рабочих, не входящих в профсоюзы:, их деятельность должна быть организована так, чтобы они не ослабляли: позиции друг друга, и сотрудничали между собой.
Социальная демократия означает организацию общественной жизни и управление ею с учётом социального обеспечения всех слоев населения, в том числе и тех, кто по объективным причинам является или оказался неспособным зарабатывать себе средства существования личным трудом. Речь идёт о детях, матерях с малолетними детьми, членах общества, ставших нетрудоспособными по не зависящим от них причинам, а также завершивших свою трудовую активность в общественном производстве по достижении ими установленного обществом возраста. Эти демократические нормы закреплены также и в международных соглашениях, с тем чтобы превратить их в общечеловеческие стандарты. Так, ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах провозглашает следующее:
1. Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться, по возможности, самая широкая охрана и помощь, в особенности при её образовании и пока на её ответственности лежит забота о несамостоятельных детях. Брак должен заключаться по свободному согласию лиц, вступающих в брак.
2. Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.
3. Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение детского труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом.
Люди молодого и зрелого возраста трудятся сами и должны получать за свой труд справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее, как предусматривает ВДПЧ, достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения. Трудясь в молодые и зрелые годы, люди как бы автоматически обеспечивают свою старость. И после ухода на заслуженный отдых они остаются максимально независимыми, условиями чего является наличие в их распоряжении соответствующего количества и качества продовольствия, воды, жилья, одежды и медицинского обслуживания путём обеспечения им поддержки со стороны семьи, общины и государства. Эти люди должны иметь возможность продолжать работать или заниматься другими видами деятельности, приносящей доход и радость, участвовать в соответствующих программах образования и профессиональной подготовки, жить в условиях, которые являются безопасными и адаптированными к их возможностям.
Существуют синтетические показатели степени социальной демократии в том или ином обществе. К ним относятся такие как соотношение доходов самой богатой части и такого же процента наименее обеспеченных слоев населения, или индекс Giluay, а также индекс человеческого развития, который выводится с учётом показателей средней продолжительности жизни, образовательного уровня населения и внутреннего валового продукта в расчёте на душу населения.
В мире ежегодно и даже ежеквартально авторитетными научными и финансовыми центрами публикуются данные по всем этим параметрам. Согласно данным доклада, подготовленного швейцарским банком Credit Suisse, в октябре 2010 г. богатства мира распределялись таким образом (см. табл. 16.1): на долю 0,5% сверхбогатой части населения мира с имуществом, стоимостью свыше 1 млн долларов, приходились 35,6% всех богатств мира, на долю 7,5% богатых людей с имуществом стоимостью от 100 тыс. до 1 млн долларов. – 43,7%, на долю 23,5% населения с имуществом от 10 тыс. до 100 тыс. – 16, 5% и на долю 68,4% с имуществом до 10 тыс. долларов – 4,2% [3, р. 81].
Как нетрудно заметить, хуже всех среди приведённых в таблице стран обстоит дело в России. Здесь самый высокий процент населения с наименьшим состоянием и самый низкий процент людей с наиболее высоким состоянием. Около ста человек с доходами более одного миллиарда долларов контролируют 30% богатств страны, а вместе с примерно ста тысячами человек с миллионными доходами, составляющими сотые доли процента, – более половины всех ценностей. По прогнозам Credit Suisse, количество миллионеров в России в ближайшие пять лет увеличится более чем в два раза. Сейчас Россия находится во главе списка по разрыву в уровне доходов, подчёркивают авторы доклада. В докладе отмечается, что в России крупные состояния не наследуются, а приобретаются. В Украине разрыв между доходами богатых и бедных граждан, по данным экспертов, достиг 40 раз, налогов же бедные платят в 50 раз больше, чем богатые [8].
О состоянии и степени социальной демократии как в мире в целом, так и в отдельных странах можно судить и по ежегодным докладам ООН об индексе человеческого развития, являющемся, как уже было сказано, обобщённым показателем материального положения, образовательного уровня и ожидаемой при рождении продолжительности жизни граждан государств.
Таблица 16.1. Распределение национальных богатств между слоями населения стран в 2010 г.
Страна |
Распределение взрослого населения, %, по рангам богатства, долларов США |
|||
Менее 1000 |
№1000 |
№10000 |
Свыше 100000 |
|
В мире в целом |
25,1 |
43,3 |
23,5 |
8,1 |
Норвегия |
1,5 |
8,4 |
26,1 |
63,9 |
Австралия |
0,3 |
9,8 |
31,8 |
58,2 |
Нидерланды |
3,0 |
12,0 |
47,7 |
40,0 |
США |
3,5 |
23,8 |
36,5 |
36,2 |
Новая Зеландия |
5,0 |
22,5 |
38,7 |
33,9 |
Канада |
10,0 |
10,3 |
31,0 |
48,7 |
Ирландия |
10,0 |
10,0 |
36,1 |
44,0 |
Германия |
13,1 |
14,6 |
30,4 |
41,9 |
Швеция |
3,1 |
24,7 |
44,7 |
27,5 |
Япония |
6,2 |
42,7 |
51,1 |
|
Франция |
0,3 |
10,5 |
49,4 |
39,7 |
Великобритания |
0,3 |
12,2 |
40,9 |
46,6 |
Российская Федерация |
24,0 |
51,4 |
23,5 |
1,1 |
Бразилия |
21,0 |
41,1 |
34,1 |
3,7 |
Источник: Credit Suisse Wealth Report Datebook, 2010, p. 86.
Разумеется, зли показатели являются усреднёнными и не дают полной картины, особенно ВВП на душу населения е учётам приводившихся выше данных об их реальном распределении. Однако показатели средней продолжительности жизни и образовательного уровня населения вызывают доверие к себе и говорят о многом.
Таким образом, социальная демократия выступает как контрапарт экономической и политической демократии. Степень социальной демократии в каждой стране наглядно показывает реальную природу общественного и государственного устройства в ней. Они взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.