Современные концепции социального страхования и переход к социальному государству
Важную роль в становлении, признании и распространении социальных прав сыграла Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Это был первый универсальный международный акт, который закрепил в ст. 25 социальные права, а положения этого документа и в настоящее время являются общепризнанными принципами и нормами международного права.
Мнение эксперта
Положения Всеобщей декларации прав человека стали в практике государств восприниматься как обычно-правовые эталоны, согласно которым следует устанавливать национальное законодательство.
А. Д. Скворцов, начальник управления
страхования в социально-трудовой сфере
НИИ труда и социального страхования
Минтруда России
На основе декларации был разработан ряд конвенций и договоров об экономических, социальных и культурных правах, в которых дается детализированный перечень прав человека.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был принят решением от 19 декабря 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН и стал основополагающим универсальным международным договором в области прав и свобод человека в международном праве. В нем заключен перечень прав, включая право на социальную защиту и социальное страхование, право на достаточный жизненный уровень, образование, равный доступ. Эти положения дополняются правом на непрерывное улучшение качества жизни, определяя тем самым политику социального государства. Современное понятие достойной жизни включает в себя, прежде всего, "материальную" составляющую, как, например, возможность пользоваться благами современной цивилизации, а также системой государственной поддержки для социально нуждающихся слоев населения.
Природа государственной социальной политики в условиях развитого индустриального общества, по мнению финского ученого П. Кууси, меняется: если прежде она преследовала цель защиты лишь слабых и нуждающихся, то теперь она ориентируется на всю нацию и превратилась в "национальное достояние". Модель государства с развитой системой социальной защиты населения эволюционирует, преобразуясь в модель государства высокого качества жизни населения или, как его официально провозгласили в конституциях ряда стран, – в "социальное государство" или "государство всеобщего благосостояния". При этом данные категории трактуются западными учеными с позиции выполнения государством комплекса социально-защитных функций, ответственности правительства за обеспечение основных социальных нужд граждан, включая создание условий для развития гражданского общества.
Социальное государство (от нем. Sozialstaat) – особый тин современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство является итогом сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества. Изначально понятие "социальное государство" было выдвинуто немецким экономистом Лоренцем фон Штейном (1815–1890) под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин и в результате анализа развития капитализма в Германии. Он считал, что функции государства заключаются в восстановлении равенства и свободы и в осуществлении экономического и общественного прогресса всех граждан.
Социальное государство стремится к равномерному содействию получения благ всеми гражданами и распределению между ними жизненных тягот, а также к обеспечению каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума. Вмешательство государства в жизнь человека осуществляется лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом. Социализация государств в XX в. проявилась вследствие возникновения прав "второго поколения", т.е. социальных прав человека, что явилось логичным шагом на пути развития мирового конституционализма. Реализация идей социального государства позволила бы в развитых, "старых" странах Евросоюза обеспечить, пожалуй, лучшую в мире систему социального обеспечения.
Однако реализовать в полной мере идею построения социального государства не удалось, за исключением, и то с оговорками, скандинавских стран и Нидерландов. В основном это понятие сохранилось как память о социальных иллюзиях в конституциях ряда стран, включая и Российскую Федерацию, и сегодня может рассматриваться преимущественно как утопия.
Причин этому немало, но среди основных можно назвать глобализацию, приведшею к всплеску миграции, в том числе нелегальной, из слаборазвитых стран, потребляющих большую часть средств социального страхования развитых стран, усиливающуюся поляризацию доходов как в национальных, так и в глобальном масштабах, обострение конкуренции за ресурсы и увеличение доли нетрудоспособного (в первую очередь, пожилого) населения. В результате сочетания этих и других причин в последнее время происходит реформирование социальных систем во многих странах, направленных на экономию социальных расходов за счет увеличения доли средств граждан и бизнеса в социальном обеспечении. Так, в частности, в Великобритании происходит фактическая замена модели социального страхования по Бевериджу на бюджетно-страховую модель с усилением роли коммерческого социального страхования, в большинстве стран увеличивается возраст выхода на пенсию по старости, сокращение социальных льгот.
Прежние концепции социального государства нуждаются в пересмотре с учетом новых социальных рисков. По нашему мнению, разработка новой концепции социального страхования невозможна без пересмотра всей концепции экономического развития глобальной экономики, однако сегодня это представляется недостижимым в результате обострения межнациональной конкуренции.