Современность
Когда речь идет о современности, обычно имеются в виду два ее возможных понимания:
• современность как modernity – эпоха модерна, Нового времени и модернизация, связанная с освоением идеологического наследия Просвещения, развитием науки, техники, урбанизации, информационно-коммуникативных технологий – всего того, что определяет лицо современной цивилизации;
• современность как contemporarily – буквально наши дни, эпоха кризиса проекта модерна, эпоха, которая чаще всего называется постмодерном, в последнее время – постсекулярностыо.
В первом смысле политическая философия вообще – феномен современности. Само ее возникновение связано с идеями Просвещения. В данном разделе внимание будет уделено второму аспекту.
Торжество массового общества потребления
Речь идет о периоде, довольно насыщенном важными политическими событиями. Назовем только основные:
• "холодная война", связанная с формированием, а затем противостоянием двух мировых политических систем;
• гонка вооружений (включая ядерное оружие массового уничтожения) стран НАТО во главе с США и стран "социалистического лагеря" во главе с СССР;
• распад мировой колониальной системы, выход на политическую арену большого количества новых национальных государств;
• маоистская "культурная революция" в Китае;
• война, развязанная США во Вьетнаме, массовые протесты против нее в мире и в самих США и в конечном счете уход США из Вьетнама;
• крах и распад сначала "социалистического лагеря", а затем и Советского Союза.
Все эти и другие политические события проходили на фоне экономического развития, обеспечившего невиданное ранее качество жизни и приведшего к формированию общества массового потребления, к нарастающей глобализации экономических, прежде всего финансовых, рынков и нескольким топливно-энергетическим кризисам. Все эти процессы сопровождались интенсивным развитием средств массовой информации и коммуникации, формированием молодежной контркультуры, бурными молодежными протестами в Европе, "сексуальной революцией" и борьбой за женское равноправие, движением за сохранение окружающей среды в общемировом масштабе, интенсивнейшими межкультурными контактами, возникновением искусства постмодерна и т.д.
Все эти реалии – изменения общества, общественного сознания, общего цивилизационного фона, прежде всего глобализация и массовое общество, политические следствия этих изменений – выступили серьезными вызовами политической мысли. В работах X. Арендт, Ф. Хайека, К. Поппера, А. Кожева, Э. Фромма было продолжено осмысление природы и последствий тоталитаризма, трагедии Второй мировой войны, Холокоста. Если Первая мировая война стала вызовом рациональности в осмыслении политического, то опыт массового террора Освенцима и Гулага, представшего гуманитарной катастрофой цивилизации, до сих пор является вызовом морали, интеллектуальным способностям в понимании смысла человеческого существования, социальности как таковой, что привело к тому, что политика вновь, как во времена Аристотеля, вошла в состав философии. Философы франкфуртской школы (М. Хоркаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе) выступили с глубоким критическим анализом массового общества и массовой культуры и порождаемого ими определенного типа личности. М. Маклюэн убедительно продемонстрировал роль медиа в формировании общественных отношений и общественного сознания. Национально-освободительное движение и активизация молодежных субкультур вызвали всплеск интереса к левацкой политической идеологии, идеям и практикам анархизма, работам и жизненному пути Л. Д. Троцкого, Мао Цзэдуна, Э. Че Гевары, Р. Дебре, Ф. Фанона – этот политико-идеологический конгломерат получил название New Left. Активизировалась и правая идеология: началось возрождение христианского, исламского фундаментализма.
Д. Гэлбрейтом была выдвинута "теория конвергенции", сближения и слияния мирового капитализма и социализма. М. Фуко подверг радикальной критике и переосмыслению традиционную концепцию власти. М. Уолцером была предпринята попытка обоснования идеологии и практики толерантности в условиях мультикультурального глобализированного общества. 3. Бжезинским был вызван активный интерес к идеям геополитики. С. Хантингтон в мировом бестселлере "Конфликт культур" обрисовал перспективы мирового раскола и противостояния, основанного на культурной разобщенности.
Нарастающий со временем интерес вызывает фигура А. Кожева – человека уникальной биографии, заслуживающей блокбастера, широчайшей эрудиции и глубокого философского мыслителя, оказавшего непосредственное серьезное влияние на целое поколение западных политических философов (слушателями его семинара были X. Арендт, Ж. Батай, Ф. Фукуяма, Л. Арон), автора наиболее систематичной концепции политической власти, бо́льшую часть жизни посвятившего практической реализации идеи европейской интеграции.
Достойным теоретическим итогом этого этапа стала работа Штрауса "Введение в политическую философию", вышедшая в 1986 г. и написанная в явной или неявной полемике с К. Шмиттом, А. Кожевым и М. Хайдеггером.