Современное российское государство
В процессе реформ 90-х годов XX в. и в начале XXI в. российское государство претерпело существенную эволюцию. Однако утверждать, что в процессе реформ в России (1993-2009) построено демократическое государство, пока преждевременно.
Российское государство сегодня имеет ряд отличительных признаков.
1. Современное российское государство по своему типу является переходным (транзитным). Оно несет на себе отпечаток прежней, авторитарной (советской) государственности:
o стремление контролировать различные стороны жизни, быть главным распределителем материальных, финансовых и иных средств, чрезмерная концентрация власти у президента;
o номенклатурный (закрытый) принцип подбора руководящих кадров:
o эгалитарная (ориентированная на равенство) структура ценностей в сознании основной массы населения и т.п.
Одновременно зародились и укрепились демократические начала в деятельности государства: разделение властей, верховенство конституции, свободные выборы как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм (т.е. многообразие политических партий, идей).
Формирование новых институтов происходит быстрее, чем становление гражданского общества и демократической политической культуры. В этих условиях совершенно неочевиден конечный пункт транзита российской государственности - демократия или автократия.
2. По форме правления, как она прописана в Конституции 1993 г., Россию сложно идентифицировать с президентской республикой, на чем настаивают многие эксперты. Достаточно заметить, что президент не является главой исполнительной власти и не несет ответственности за проводимую кабинетом социально-экономическую политику, хотя правительство формируется им. Скорее, в России на практике сложился гибрид из признаков президентской и смешанной республик. Существующая модель разделения властей - "1+3": президент выведен за привычную модель разделения властей, стоит над ними и символизирует самостоятельную - президентскую ветвь власти. Он сосредоточил в своих руках значительные полномочия, оставляя законодательные и исполнительные, контрольные органы зависимыми от него. Парламент и правительство являются не самостоятельными институтами, а, скорее, вспомогательными, техническими, цель которых "служить" президенту. Моноцентрическая модель власти, заточенная под личность главы государства, делает общество заложником его личных качеств.
Чем это может обернуться для общества, показывает опыт 90-х годов XX в. В период президентства Б.И. Ельцина (1993-1999) российское государство оказалось на грани распада из-за глубокого экономического кризиса. Невзирая на декларации в Конституции 1993 г. о демократическом и социальном характере государства, по своей социальной сущности оно было олигархическим. Номенклатурная приватизация привела к сращиванию собственности и власти в руках олигархических групп (финансовых, промышленных), которым досталась государственная собственность. Эти группы влияли на процесс принятия решений. В тот период российское государство отражало интересы узкой группы олигархов и новой номенклатурной бюрократии, а не большинства населения.
Государство вновь стало реализовывать функцию обеспечения "общего блага" лишь в период президентства В.В. Путина (2000- 2008). Одиозные олигархические группы, связанные с верховной властью, были удалены из системы государственной власти, а государство повернулось к проблемам большинства общества.
3. Наряду с номенклатурно-олигархическими чертами современное российское государство характеризуется масштабной коррупцией и сращиванием государственной власти с организованной преступностью. Сращивание осуществляется не только в форме подкупа должностных лиц со стороны криминальных групп, но и путем проникновения последних во власть через процедуру всеобщих выборов. Преступные сообщества стремятся легализовать свой бизнес: они контролируют в России до 50% товарооборота, значительное количество банков, промышленных предприятий, стремясь стать легальными игроками на политической сцене.
4. Политический режим современного российского государства прошел два этапа. В 90-е годы XX в. его можно определить как режим конкурентной олигархии. Демонтаж тоталитарных институтов и декларация демократических принципов деятельности новых органов власти не привели к существенной перестройке в работе механизма государства. Государство отказалось от своих социальных обязательств и обслуживало интересы промышленно-финансовых групп. При отсутствии независимой судебной власти расцвели коррупция и произвол властей, в то время как большинство населения пыталось выживать.
В начале XXI в. режим конкурентной олигархии трансформировался в управляемую демократию. Заметно возросла регулирующая роль государства. После долгого периода хаоса была выстроена вертикаль исполнительной власти. Введен новый порядок назначения глав субъектов: теперь их назначал и отзывал президент. Федерация приобрела более централизованный характер.
5. Существующий государственный механизм, слабо реагирующий на меняющиеся потребности населения, отличает крайняя неэффективность. Это ярко проявилось в ходе рыночных реформ 90-х годов XX в. Из процесса реформ практически были исключены 60 млн человек, которые оказались за чертой бедности. Это обстоятельство не способствовало формированию зрелого гражданского общества, напротив, происходила его маргинализация. Административные реформы 1996-1998 гг. не повысили его эффективности, поскольку не ставили этой цели.
С 2000 г. неэффективность государственного аппарата компенсировалась потоком "дешевых денег" от продажи нефти и газа по высоким мировым ценам. Глобальный финансовый кризис 2008- 2009 гг. вновь обострил эту проблему. Как следствие, в 2009 г. ниже черты бедности проживало более 40 млн человек (1/3 населения), хотя порог ее заметно вырос.
6. Современное российское государство по форме политико-территориального устройства сочетает федеративные и конфедеративные начала. Дело в том, что в России есть как национально-государственные образования (республики, автономная область, автономные округа), так и административно-территориальные образования (края, области). Все они имеют равный статус субъектов (таковых в России сегодня насчитывается 83), но отличаются по своим возможностям, а потому и объемы полномочий центра и субъектов в каждом конкретном случае будут различные. Отношения центра со многими национально-государственными образованиями строятся на основе двусторонних договоров, закрепляющих разделение компетенций. Так строятся отношения центра с Республикой Башкортостан, Республикой Татарстан, Республикой Саха (Якутия) и рядом областей. Следовательно, в России создается федерация с асимметричными отношениями федеральных органов с органами субъектов Федерации союзного государства. Такие образования могут быть эффективными, если в их основе лежит экономическая и иная заинтересованность обеих сторон в сотрудничестве и жесткая вертикаль власти, способная реализовать федеральные программы. Однако в современных условиях значительное число регионов (70) являются дотационными и не в состоянии самостоятельно решать собственные проблемы.