Современная российская деловая культура
Говоря о специфике российской деловой культуры и особенностях ее становления, важно отметить, во-первых, противоречивую двойственность ее системы ценностей. Двойственность эта связана, прежде всего, с тем, что Россия – евразийская страна, расположена между Европой и Азией, Западом и Востоком.
Во-вторых, многие зарубежные и отечественные исследователи отмечают крайности русского характера: скачки от упорного труда к безделью, от покорности к бунту, от полного повиновения власти (надежды на доброго царя-батюшку) до революционных выступлений. В русском характере сосуществуют терпимость (миролюбие) и нетерпимость (воинственность), индивидуальная активность (готовность к риску, вера в собственные силы) и пассивность (фатализм, покорность судьбе).
В-третьих, значительное влияние на российскую деловую культуру оказало маятниковое развитие страны, т.е. движение системы управления то в сторону наращивания централизации и ограничения использования зарубежного опыта (период застоя), то в сторону децентрализации и активного его использования (период реформ).
Российская деловая культура так же, как и большинство восточных культур, отличается высокой дистанцией власти и принадлежит к аскриптивным (статусным) культурам. Высокая дистанция власти проявляется в излишней зависимости от начальника, ожидании указаний от начальства, авторитарности и патернализме власти по отношению к нижестоящим, а также в послушании, смирении подчиненных перед руководством (при недоверии к власти вообще). В российских компаниях часто наблюдается централизация управленческих функций и стремление начальства контролировать все и вся. Проявлением культуры статусности является желание занять определенное положение ("получить должность в кормление"), пользоваться различными привилегиями ("мигалками" на дороге). Положение человека в обществе во многом определяется показателями, от него не зависящими (полом, возрастом, родственными связями). По параметрам дистанции власти и статусности российская бизнес-культура очень отличается от западных культур.
Параметр деловой культуры универсализм-партикуляризм характеризует ориентацию либо на универсальность для всех людей одних и тех же правил игры (законов), либо на избирательность в следовании правилам. Важным элементом российской деловой культуры является отсутствие четкой установки строго следовать закону. Большинство предпринимателей предпочли бы соблюдать законы, но фактически они вынуждены обходить их, если существенно ущемляются их интересы (это случаи уклонения от уплаты налогов, сокрытие доходов и др.). Российская деловая культура является партикуляристской, что характеризуется наличием частных привилегий, относительностью закона, коррупцией. Здесь уместно вспомнить русские поговорки: "закон что дышло, куда повернешь – туда и вышло", "нс подмажешь, не поедешь" и др.
Если рассматривать коллективизм и индивидуализм как параметры межкультурных различий, то сегодня в России сложно говорить о выраженном коллективизме, хотя исторически Россия – страна с коллективистскими традициями. В формировании русской культуры, и в частности деловой культуры, важную роль сыграла крестьянская община. Община (мир) рассматривалась как основа существования индивида, а интересы общины (и вообще коллективные интересы) всегда стояли выше интересов личности. В то же время в случае необходимости член общины мог рассчитывать на защиту, поддержку и помощь своей общины. Сегодня в России, особенно в крупных мегаполисах и среди молодежи, достаточно ярко проявляются черты индивидуализма – желание полагаться только на себя, не рассчитывать на чью-либо помощь, отстаивать свои интересы, но наблюдается также и стремление к коллективизму. Это проявляется во взаимопомощи, преданности коллективу, семейственности, размывании ответственности, уравниловке. Россиянам в целом свойственно негативное отношение к чужому богатству, так как "трудом праведным не наживешь палат каменных". В российских организациях можно говорить о сплоченности персонала, коллективизме, что выражается во взаимной поддержке, наличии коллективистских традиций и круговой поруке (недоносительстве, солидарности, желании не высовываться и др.).
Г. Хофштеде большое значение придавал параметру мужественность-женственность, который указывает на доминирование в обществе маскулинных (напористость, настойчивость, успех) или феминных (забота о ближних, поддержание теплых отношений, жизненные удобства) ценностей. Россию по доминирующим ценностям (сострадание, самопожертвование, взаимопомощь, душевная дружба и др.) и гендерным проявлениям (равенство между мужчиной и женщиной как сотрудниками, женский успех в бизнесе) можно скорее отнести к "женской" культуре. В то же время все более явно проявляется и маскулинная культура – стремление к лидерству и материальным благам, а также сохранение на обыденном уровне традиционных взглядов на роли мужчины и женщины.
Российская деловая культура согласно модели Э. Холла является культурой высокого контекста. У нас всегда было важно умение читать между строк, понимать интонации, шутить так, чтобы поняли только те, кому надо. Высококонтекстным культурам свойственно завуалированное выражение мнения – сказанное партнером додумывается исходя из контекста. Проводя диагностику российской организации, важно обращать внимание не только на формальные аспекты ее функционирования, но и внимательно прислушиваться к тому, кто и о чем говорит, кто является неформальным лидером мнений и т.д.
Российская деловая культура является культурой диффузной (по модели Ф. Тромпенаарса), поскольку в ней всегда особое значение придавалось личным связям и отношениям. Точнее: в России очень часто смешивают бизнес и личные отношения. Если мы с партнером по бизнесу находимся в дружеских отношениях, а он нам отказывает или публично критикует нас, то обида носит личностную окраску. Друг должен всегда оставаться другом.
Российская культура относится к культурам эмоциональным, но не ярко выраженным. Иностранцы часто говорят о том, что Россия – страна без улыбок. У нас не принято улыбаться незнакомым людям, поскольку улыбка является выражением искренне хорошего отношения к конкретному человеку. Россиянам вообще свойственны искренность, сентиментальность, импульсивность, чувство юмора, спонтанность (говорят то, что думают). В то же время присутствует и подозрительность, недоверие к человеку постороннему, и особенно к иностранцу.
Все перечисленные факторы являются дихотомичными и универсальными в том смысле, что один из их полюсов может характеризовать практически любую деловую культуру. Существуют также и специфические черты российской деловой культуры. Во многом они являются следствием того, что в России государство является одним из главных регуляторов экономики, поэтому так велика зависимость бизнеса от решений власти: разрешений и запретов, распределения ресурсов и льгот. Остро стоит вопрос коррупции среди чиновников, и предприниматели вынуждены давать им взятки. Фактически предпринимателю позволено вести свое дело в той мере, в какой он обслуживает интересы власти соответствующего уровня: малый бизнес – местной власти, средний и крупный бизнес – региональной и федеральной.
Тезисно выделим еще некоторые специфические черты российской деловой культуры.
Особое отношение к правовым нормам, отсутствие установки соблюдать законы и правила (жесткость правил и законов компенсируется необязательностью их исполнения). В силу того, что деятельность предпринимателей разворачивается в полуправовом поле, существенно усиливается роль неформальных экономических связей и отношений. Поэтому очень высока роль личных связей, разного рода обменов деловыми и личными услугами.
Высокая степень адаптации и быстрота реакции на изменения внешней среды. Привычка бороться за выживание, жить в постоянном напряжении порождает изобретательность и умение выходить практически из любых сложных ситуаций.
Привычка к авралам. Это умение собраться, мобилизовать все свои силы в экстремальных, кризисных ситуациях (или просто к концу квартала, года), за неделю сделать то, что предполагалось сделать за месяц, и при этом снижение активности, темпов работы в нормальных, спокойных условиях. Некоторые ученые связывают авральность с географическими факторами (размер страны, короткое лето, рельеф местности и т.д.).
Повышенная склонность к риску. Ситуация, в которой развивается российский бизнес, приучает предпринимателей к неизбежности повышенного риска. Зачастую они пытаются реализовать масштабные проекты без детального планирования и подготовки.
В целом все эти характеристики создают социокультурный контекст существования российского бизнеса и выстраивания тактик и технологий управления им.