Совместная предпринимательская деятельность.
Еще одним общим направлением выхода па зарубежный рынок является соединение усилий с коммерческими предприятиями страны-партнера в целях создания производственных и маркетинговых мощностей. Совместная деятельность отличается от экспорта тем, что формируется партнерство, в результате чего для предприятия за рубежом создаются более выгодные условия работы.
Лицензирование - один из наиболее простых путей вовлечения производителя в международный маркетинг. Лицензиар вступает в соглашение с лицензиатом на зарубежном рынке, предлагая права на использование производственного процесса, товарного знака, патента или какой-либо иной ценностной значимости в обмен на гонорар или лицензионный платеж. Лицензиар получает выход на рынок с минимальным риском, лицензиату не приходится начинать с нуля, так как он сразу получает производственный опыт, хорошо известный товар или имя.
Недостатки лицензирования заключаются в следующем. Во-первых, фирма меньше контролирует лицензиата, чем свое вновь созданное предприятие. Во-вторых, если лицензиат крупно преуспеет, прибыли пойдут ему, и по окончании срока контракта оказывается, что фирма создала себе конкурента.
Еще один вариант совместной деятельности - заключение контракта с местными производителями на выпуск товара. Недостаток подрядного производства - меньший контроль фирмы над процессом производства и потеря связанных с этим производством прибылей. В то же время подряд даст фирме возможность развернуть деятельность быстрее, с меньшим риском и перспективой стать партнером местного производителя или купить его предприятие.
В этом случае фирма представляет зарубежному партнеру "ноу-хау" в области управления, тот обеспечивает необходимый капитал. Таким образом, фирма экспортирует не товар, а скорее управленческие услуги. Управление по контракту на некоторое время лишает фирму возможности развернуть собственное предприятие.
Предприятие совместного владения, или совместное предприятие, создают для объединения усилий зарубежных и местных вкладчиков капитала. Вкладчики совместно владеют и управляют таким коммерческим предприятием. Зарубежный инвестор может купить долю в местном предприятии, местная фирма может купить долю в уже существующем местном предприятии зарубежной компании либо обе стороны могут совместными усилиями создать совершенно новое предприятие. Совместное предприятие может оказаться необходимым или желательным по экономическим или политическим соображениям. У фирмы может недоставать финансовых, физических или управленческих ресурсов для осуществления проекта в одиночку.
Совместное владение может являться условием, которым правительство оговаривает допуск на рынок своей страны.
Практика совместного владения имеет определенные недостатки. Партнеры могут разойтись во мнениях относительно капиталовложений, принципов маркетинга и прочих направлений деятельности.
Прямое инвестирование
Наиболее полная форма вовлечения в деятельность на зарубежном рынке - помещение капитала в создание за рубежом собственных сборочных или производственных предприятий. По мере накопления фирмой опыта экспортной работы и при достаточно большом объеме зарубежного рынка производственные предприятия за границей сулят ей все большие выгоды. Фирма может сэкономить деньги за счет более дешевой рабочей силы или более дешевого сырья, льгот, предоставляемых иностранными правительствами зарубежным вкладчикам, сокращения транспортных расходов. Создавая рабочие места, фирма обеспечивает себе более благоприятный образ в стране-партнере. У нее устанавливаются более глубокие отношения с государственными органами, клиентами, поставщиками и дистрибьюторами принимающей страны, что дает возможность лучше приспосабливать свои товары к местной маркетинговой среде. Кроме того, фирма сохраняет полный контроль над своими капиталовложениями и, следовательно, может разрабатывать стратегии, способные отвечать ее целям в международном масштабе.