Совместительство

Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 21 декабря 1922 г. "Временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях" допускал совмещение должностей в нескольких государственных учреждениях или предприятиях не иначе, как по взаимному соглашению руководителей этих учреждений или предприятий. "Совмещение же государственной службы со службою в частных учреждениях или предприятиях воспрещается", — гласила ст. 4 Декрета. Прием на службу и оставление на службе руководителями государственных учреждений и предприятий сотрудников с нарушением правил ст. 4 карался по п. 7 ст. 106 действовавшего в то время Уголовного кодекса РСФСР 1922 г.

Трудовое законодательство РФ допускает совместительство. Часть 2 ст. 14 Закона № 79-ФЗ позволяет государственному гражданскому служащему "с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов".

Совмещение двух или более должностей означает, что в некоторых случаях государственный служащий может исполнять и иные обязанности, помимо предусмотренных его должностным регламентом (когда он занимается другой оплачиваемой деятельностью). При этом возникают некоторые неприятные обстоятельства. Во-первых, если гражданский служащий имеет столько свободного времени или такую низкую загрузку на основной работе по исполнению обязанностей государственной должности, что она не требует полного рабочего дня, то ставка штатного расписания должна быть сокращена из-за ошибок тарификации. Иначе под прикрытием государственной должности, на которой служащий ничего не делает, пользуясь своим должностным положением, он будет извлекать доход и удовлетворять личные интересы в иных органах и организациях. А во-вторых, лоббирование интересов частной организации под крышей государственной создает угрозу государственным общественным интересам. В этом отношении реакционность данного положения очевидна. В-третьих, если разрешение на работу дает собственный начальник — это еще одно основание для мафиозного сращивания частных интересов с государственной должностью.

Тем не менее известны ситуации, когда возможна работа на государственной должности на 0,5 или 0,25 ставки, предусмотренной штатным расписанием. Такое дробление вполне обоснованно вызывает нарекания специалистов. Так, А. А. Гришковец предлагает: "На государственной службе следует утвердить принцип "неделимости государственной должности"". Представляется, что интересам государства "дробление" государственной должности не соответствует. Это вопрос также неквалифицированного нормирования, тарификации труда служащего.

Организационной предпосылкой для неэффективности работы государственного аппарата является такой вид совместительства, когда работники, в том числе сотрудники Администрации Президента РФ, числятся и в других субсидиарных организациях, участие в работе которых представляет собой, по существу, властную "крышу" для операций соответствующих компаний. Например, сложно квалифицировать как совместительство выполнение обязанностей председателя Совета при Президенте РФ по физической культуре и спорту, на каковую должность Указом Президента РФ от 2 сентября 2005 г. № 1033 "Вопросы Совета при Президенте РФ по физической культуре и спорту" назначен В. В. Путин, бывший тогда Президентом РФ, с одновременным исполнением им обязанностей по основной должности. Подобного рода указы принимались и позднее (см. Указ Президента РФ от 5 сентября 2008 г. № 1311).