Совместимость членов группы
В социологии труда совместимость определяется как психологический фактор сплочения коллектива, понимаемый как наиболее благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого и проявляющееся во взаимопонимании, взаимоприемлемости, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу[1].
Групповое единомыслие – совпадение норм и правил поведения, выработка и признание большинством членов группы общего мнения, общих ценностей, правил и норм поведения. Групповое единомыслие направлено на упрочение психологического единства членов группы, стабилизацию, упорядочение межличностных отношений и взаимодействий. Крайняя форма единомыслия – явление группового мышления, или группизма, когда в угоду душевной гармонии приносится в жертву забота о высоких производственных результатах, цели сохранения единомыслия становятся выше целей достижения высоких производственных результатов.
Солидарность – единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих групповых целей, совместная ответственность.
Можно различить такие виды совместимости:
– физическая (но силовым параметрам, но выносливости);
– психофизиологическая (связана с синхронностью индивидуальной психической деятельности работников, с равным уровнем развития таких психических процессов, как восприятие, внимание, мышление; предполагает совместимость по параметрам анализаторных систем, таких как зрительная, обонятельная, осязательная, слуховая, по их чувствительности);
– психологическая (оптимальное сочетание личностных психологических свойств: черт характера, темперамента, способностей);
– социальная (по качествам, связанным с взаимодействием: коммуникабельность, вкусы, пристрастия);
– социально-идеологическая (по идейным взглядам, социальным ценностям, установкам);
– профессионально-квалификационная.
Кроме того, работники могут быть совместимы в той или иной степени по своим коммуникативным качествам, творческому потенциалу, культуре, национальности, полу, возрасту, языку. Совместимость не является синонимом совпадения: совместимыми в работе могут быть люди разного возраста, убеждений, вероисповеданий и т.п.
Возможные издержки высокой степени совместимости, девиации группового и индивидуального поведения, такие как конформизм, группизм, девиации, групповой эгоизм.
Сплоченность группы
Социальная сплоченность – степень интеграции группы, общности или общества, включающая:
– уровень единства ценностных ориентаций;
– уровень прочности межличностных взаимоотношений;
– уровень согласованности поведения членов группы, общности или общества.
Групповая сплоченность – показатель отношений в группе, характеризующий:
– преданность ее членов друг другу и группе в целом;
– их готовность пожертвовать своими интересами ради других членов группы.
Характерным признаком сплоченного коллектива является степень интеграции группы, коллектива, который включает;
1) уровень ценностно-ориентационного единства;
2) прочность межличностных взаимоотношений;
3) согласованность поведения членов группы, коллектива в основных сферах деятельности;
4) общность интересов;
5) общность норм поведения.
Важно определить направленность деятельности и сплоченности команды: объект, предмет сплоченности, за кого, против кого, вокруг чего, ради чего.
Еще ряд признаков сплоченного коллектива:
1) стабильность его состава: низкий уровень текучести;
2) поддержание между членами коллектива дружеских контактов в рабочее и нерабочее время;
3) низкий уровень конфликтности, несогласие локализуется только в процессах, связанных с решением производственных задач и успешно преодолевается демократическим путем;
4) высокий уровень трудовой дисциплины и общественной активности. Низкие показатели нарушения трудовой дисциплины, прогулы, опоздания, абсентеизм и т.п.;
5) стабильно высокие производственные показатели;
6) возникновение чувства "мы – группа" в отличие от "они – другие группы", "они – члены других групп";
7) наличие коллективного самосознания, т.е. осознания коллективом самого себя как общности ("мы"), осознание членами коллектива своей принадлежности к нему, отличия данного коллектива от других.
Росту сплоченности группы способствует разделяемое и желаемое всеми ее членами будущее группы, совместное достижение общей трудной цели, наличие общих интересов, а иногда и врагов. Группа должна понять, что в совместных усилиях каждый в конечном счете может получить больше, чем в одиночку. Это касается политических, экономических и психологических аспектов. В частности, группа может обеспечить чувство принадлежности, защищенности, опоры, обладания высоким статусом. Такие большие группы, как народы, их лидеры сплачивали, призывая к светлому будущему и рисуя радужные картины такого будущего, общего блага, а также формируя образ общего врага, вовлекая людей в совместную деятельность, создавая коллективную ответственность.
Немецкие ученые В. Зигерт и Л. Ланг[2] приводят перечень мер, способствующих усилению сплоченности группы. Эти рекомендации нельзя рассматривать как некое универсальное средство, знание их не заменяет скрупулезной работы по исследованию факторов и причин того или иного группового поведения, поскольку и группы, и онтогенез групп, и ситуации, в которых они находятся, уникальны. Тем не менее приводимые правила могут дать направление исследованиям, размышлениям, показать некоторый инструментарий, приемлемость которого в конкретном случае полезно рассмотреть. Собственно, такое отношение должно быть и к любому другому набору правил, рекомендаций, советов.
Итак, для укрепления групповой морали, цементации группы немецкие ученые дают следующие советы.
1. Помогите группе испытать общий успех.
2. Постарайтесь укрепить доверие членов группы друг к другу и прежде всего к лидеру.
3. Развивайте чувство принадлежности к группе как ощущение некоей особенности, избранности, укрепляйте это чувство, проводя совместные групповые мероприятия, демонстрируя больший потенциал, новые возможности в решении проблем, открывающиеся в совместной работе.
4. Позаботьтесь о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость, отвечала мотивации к принадлежности, уважению, самоуважению, престижу.
5. Поддерживайте веру группы в реальность решения поставленных перед нею задач.