Лекция 17. Советская Россия в 1920-1930-е годы
Распад Российской империи начался уже в период краха самодержавия, сразу после победы Февральской революции, когда заметно усилились тенденции национально-государственного обособления на национальных окраинах. Фактически уже в период существования Временного правительства автономию в политической сфере обрела Финляндия, о своей независимости заявила Украина и, наконец, оккупированное кайзеровской Германией Царство Польское к тому моменту не принадлежало Российской державе.
После Октябрьского переворота и победы большевиков одним из первых декретов новой власти стала "Декларация нрав народов России", провозглашавшая равенство и суверенность всех народов, их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, свободное развитие всех национальных меньшинств. Законодательно федеративный принцип, как и право народов свободно решать вопрос о вхождении в Советскую Федерацию, был закреплен в "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа", вошедшей составной частью в текст первой Конституции РСФСР (1918).
В соответствии с принципом о праве наций на самоопределение 18 (31) декабря 1917 г. советское правительство признало государственную независимость Финляндии, а в августе 1918 г. был подписан декрет об отказе от договоров, зафиксировавших в XVIII-XIX вв. раздел Польши. Формально национальную автономию получили многочисленные народы и народности Северного Кавказа. Закавказья, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Однако принцип "права наций на самоопределение вплоть до отделения" руководители Советского государства трактовать исходя из политической целесообразности, которая требовала сохранения на территории бывшей Российской империи централизованного и единого государства, так как раздробленная и разобщенная Гражданской войной Советская Республика была неспособна отстоять свою независимость от развернувшейся иностранной интервенции. Она не могла также выполнить свою "историческую миссию" "локомотива мировой революции". Большинство народов, населявших территорию бывшей Российской империи, воспользовавшись лозунгом о праве наций на самоопределение вплоть до отделения, в годы Гражданской войны создавали собственные национально-государственные образования (иногда провозглашались только правительства), всего на карте революционной России их возникло более 80. Однако национально-территориальные образования в годы вооруженной борьбы и ожесточенного социального противостояния не были и не могли быть устойчивыми. Советское же партийное руководство проводило твердую линию в вопросе национально-государственного строительства. Опорой для этого служили партийные и военные органы на местах. В процессе создания единого федеративного государства использовались две взаимодополняющие схемы государственного устройства. Во-первых, в 1918-1922 гг. народы, компактно проживающие в окружении великорусских земель, получили в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) республиканскую (Башкирская, Татарская, Дагестанская и другие автономные республики) и областную (Чувашская, Марийская, Калмыцкая, Удмуртская, Вотская и другие автономные области) автономию. Помимо этого, автономными республиками были также Киргизская (Казахстан) и Туркестанская республики. Система органов власти в них повторяла властную структуру в РСФСР, а в автономных областях - губернскую. Во-вторых, в 1918 г. возникают государственные образования советского типа на Украине, в Литве, Латвии и Эстонии, которые находились формально вне контроля Москвы, но фактически руководство осуществлялось ЦК РКП(б). В конце 1918 г. ЦИК утвердил декреты СНК, закрепившие независимость суверенных советских республик, находившихся за пределами РСФСР. В 1920 г. в Средней Азии были образованы Хорезмская и Бухарская народные советские республики. После разгрома основных сил "белого" движения в апреле 1920 - феврале 1921 г. в Азербайджане, Армении и Грузии с помощью частей Красной Армии были установлены советские режимы и провозглашено создание закавказских советских социалистических республик. Вновь образовавшиеся национальные республики сгруппировались вокруг РСФСР как федеративного центра. С момента своего возникновения они использовали ее государственно-правовые модели. При этом власть в этих республиках фактически концентрировалась в руках органов большевистской партии, входивших в состав РКП(б) на правах областных организаций.
Еще в годы Гражданской войны шел поиск как экономических, так и политических форм сотрудничества РСФСР с другими советскими республиками. Так, 1 июня 1919 г. ВЦИК издал декрет "Об объединении советских республик - России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом", в соответствии с которым осуществлялось объединение вооруженных сил, советов народного хозяйства, железнодорожного хозяйства, органов финансов и труда, с тем "чтобы руководство указанными отраслями народной жизни было сосредоточено в руках единых коллегий". Наряду с этим советские республики заключали между собой двухсторонние финансовые соглашения, формировали общие производственные планы развития народного хозяйства и т.д. В 1921-1922 гг. были ликвидированы таможенные границы между республиками, сформировано единое торговое пространство и единое налоговое законодательство. В период подготовки международной Генуэзской конференции (1922) сложился дипломатический союз советских республик. В это же время развернулась интенсивная деятельность по созданию советской законности и правопорядка, призванных прийти на смену "беззаконию" "военного коммунизма". В течение 1922 г. были подготовлены и утверждены Уголовный и Гражданский кодексы, проведена судебная реформа (учреждались прокуратура и адвокатура), была конституционно закреплена цензура, а ВЧК преобразована в Главное политическое управление (ГПУ, с 1924 г. - Объединенное ГПУ).
Однако сложившаяся конфедеративная система оказалась малоэффективной. Часто возникали разнообразные конфликты между руководством РСФСР и национальных республик (наиболее известными были конфликты с грузинским и украинским партийно-государственным руководством). В рамках поиска новых форм объединения в марте 1922 г. в Тифлисе был образован Совет республик Закавказья, в ведение которого должно было входить решение вопросов общей обороны, финансов, внешних связей и управления экономикой Грузии, Армении и Азербайджана. Таким образом, сформировался территориальный конфедеративный союз. В декабре 1922 г. он был преобразован в Закавказскую советскую федеративную социалистическую республику (ЗСФСР). В августе 1922 г. для разработки модели новой федерации советских республик была создана специальная комиссия из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий национальных республик, которая при участии наркома по делам национальностей И. В. Сталина, являвшегося одновременно и руководителем всего партаппарата (занимая внешне скромный пост генерального секретаря ЦК), подготовила так называемый план автономизации, предусматривавший вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Обосновывая свой проект, И. В. Сталин не без основания отмечал, что формальный характер независимости национальных советских республик, провозглашенных в то время, когда в годы Гражданской войны "нужно было демонстрировать либерализм Москвы в национальном вопросе", исчерпал себя и их декларативный суверенитет сыграл свою историческую роль. Однако предложение Сталина было весьма холодно встречено партийным руководством большинства национальных республик и прежде всего ЦК компартии Грузии, которое не желало поступаться своей реальной властью.
В сложившейся ситуации В. И. Ленин решительно отверг сталинский проект автономизации, посчитав его политически ошибочным и предложил иную юридическую базу для создания единого государства с сохранением необходимых "атрибутов независимости". Он настоял на образовании добровольного союза суверенных и равноправных республик (часть своего суверенитета, прежде всего в оборонной, внешнеполитической и финансовой сферах, каждая республика, согласно ленинскому плану, отчуждала в пользу федеральных органов). ЦК РКП(б) поддержал это предложение.
30 декабря 1922 г. Съезд полномочных представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской федерации (I съезд Советов Союза ССР) утвердил Декларацию и Договор от 27 декабря 1922 г. об образовании нового государства - Союза Советских Социалистических Республик.
В 1922-1924 гг. продолжалась разработка основ государственного устройства Союза ССР, которые после многочисленных дискуссий были окончательно оформлены в новой Конституции СССР, принятой 31 января 1924 г. В Основном Законе СССР были закреплены федеративное устройство и право свободного выхода из Союза. Однако в ситуации, когда основное конституционное положение о полновластии Советов являлось лишь декларацией, а реальная власть в стране концентрировалась в структурах компартии, управляемых единым органом - Центральным Комитетом партии (в Москве), Советский Союз с момента своего образования приобрел характер унитарного государства. Все ключевые политические и хозяйственные решения принимались центральными партийными инстанциями - съездами, конференциями, пленумами ЦК ВКП(б). Они были обязательными к исполнению для всех партийных организаций, в том числе и национальных республиканских.
Формально укрепляя федеральную основу государства и развивая самоопределение народов, входящих в состав СССР, коммунистическое руководство страны в переходный период после Гражданской войны, чтобы сдержать волну национализма, избрало путь национально-государственного размежевания и создания новых национально-территориальных образований на территориях, где компактно проживали различные нации и народности. При этом формировались национально-государственные образования разных уровней - от союзных республик в составе СССР до национальных округов и районов. Так, в 1925 г. III съезд Советов СССР принял в состав Союза Узбекскую ССР и Туркменскую ССР. В 1929 г. из Узбекистана была выделена Таджикская ССР, а в 1936 г. образовались Казахская и Киргизская ССР. В том же году Закавказская федерация была распущена; Азербайджан, Армения и Грузия вошли в состав СССР в качестве самостоятельных союзных республик. Параллельно образовывались и новые автономные республики и области. В 1924 г. в составе Украинской ССР появилась Молдавская автономная республика. В РСФСР в 1923-1925 гг. Бурят-Монгольская и Чувашская автономные области были преобразованы в автономные республики. В этот же период была ликвидирована Горская республика, состоявшая из народов Северного Кавказа, из нее выделились Кабардино-Балкарская (Кабардинская), Карачаево-Черкесская, Чеченская, Северо-Осетинская и Ингушская автономные области. В составе Азербайджанской ССР были образованы Нахичеванская автономная республика и Нагорно-Карабахская автономная область. Все эти территориально-административные преобразования в действительности подготовили почву для возникновения в будущем весьма сложной и напряженной этнополитичсской ситуации в СССР.
Проводимая коммунистическим руководством Советского Союза целенаправленная политика "по сближению наций и народностей" выражалась прежде всего в форсированном выравнивании уровней социально-экономического и культурного развития национальных советских республик за счет перекачивания в них значительных материальных и людских ресурсов из Российской Федерации (РФ), а внутри нее - из великорусских областей в автономные образования. Так достигалась интернационализация различных сторон жизни советского общества (в основном в производственной сфере). Однако нации и народности Советского Союза с большим трудом "интернационализировали" свою самобытность. Они старались сохранить традиции и обычаи, доставшиеся им в наследство от предыдущих поколений. Более того, социально-экономический и культурный подъем союзных и автономных республик сопровождался ростом национального самосознания коренных народов, стремлением укрепить государственность и суверенитет титульных наций. Это серьезно противоречило декларируемому федерализму и программным установкам компартии на слияние всех наций и народностей по мере успешного строительства коммунистического общества.