Советская реклама
В первые послереволюционные годы, в дни Гражданской войны рекламы в России не существовало, за исключением политической. После перехода к новой экономической политике (нэп) вновь возродилась торговая реклама. В 20-е гг. XX в. в рекламе работали известные личности. Так, для рекламы писал стихотворные призывы поэт В. В. Маяковский, создавали плакаты, упаковку, книжный и выставочный дизайн "реклам-конструктор" А. Родченко, художники Л. Лисицкий, Д. Моор, К. Юон, А. Дейнска и др. Например, результатом совместной работы В. В. Маяковского и А. Родченко стали многие известные рекламные плакаты магазина ГУМ, сосок Резинотреста и др.
С началом индустриализации торговая реклама опять практически исчезла, так как предприятия не нуждались в активизации сбыта.
После Великой Отечественной войны при сохранившейся до 1947 г. карточной системе обязанность заниматься торговой рекламой была возложена непосредственно на торговлю. В условиях советского централизованного планирования полностью отсутствовали стимулы к формированию коммуникаций с потребителем.
Возродившись в 1988 г., после февральского Постановления ЦК КПСС о частном предпринимательстве, современная российская реклама раньше всего появилась в прессе.
В 1991 – 1998 гг. в России стремительно развивался рекламный рынок. Общий объем рекламных вложений в 1992 г. составлял 50 млн долл., в 1993 г. – 267 млн долл., а в 1997 г. уже 1818 млн долл. В то же время среди европейских стран Россия в этот период занимает по общему объему рекламного рынка девятое место, хотя расход рекламных денег на одного жителя переводит Россию на последнее место с ее 7 долл. на душу населения, в то время как в ведущей по этому показателю Швейцарии тратится 350 долл.[1]
Заметное перераспределение рекламных бюджетов между различными СМИ началось в 1994 г., который можно назвать годом интенсивного развития телевизионной рекламы. Наряду с этим интенсивно развивается реклама на радио в 1994 г. и особенно в 1995 г. В 1996–1997 гг. началось бурное развитие наружной рекламы.
На начало 1998 г. соотношение бюджетов по основным носителям рекламы выглядело примерно так же, как и в ведущих странах мира, но с той разницей, что если общий объем вложений в рекламу в России приближается к 2 млрд долл., то в США он превышал 200 млрд долл.
Современная российская реклама стала значительно объемнее, потому что сегодня, по сравнению с началом XX в., в качестве рекламоносителей наряду с классическими (газеты, журналы, средства наружной рекламы) выступают такие мощные носители, как телевидение, радио, кино и Интернет; возникают принципиально новые, нетрадиционные виды рекламных коммуникаций.
При сохранении существующих экономических тенденций российский рекламный рынок продолжает развиваться как за счет увеличения объема рекламы, так и за счет стоимости собственно рекламного пространства (эфира). В настоящее время реклама занимает одно из центральных мест в системе маркетинговых коммуникаций. Глобальными факторами развития рекламы являются потребности производства, торговли и финансов, форма государственного правления, цели различных религиозных конфессий, политиков и простых граждан. Кроме того, реклама определяется как часть общечеловечекой культуры, которая развивается по своим внутренним законам.