Советская педагогическая наука после Второй мировой войны
Идеологизация и политизация педагогической науки, начавшиеся в первые годы советской власти в России, продолжали сохраняться и в послевоенные годы.
Большое внимание в послевоенный период уделялось созданию обобщающих педагогических трудов. К ним можно отнести работы Николая Кирилловича Гончарова (1896–1955) "Основы педагогики" и "Вопросы педагогики", Ивана Андреевича Каирова (1893–1978) "Современные проблемы педагогической науки и роль научных исследований", его учебник "Педагогика", первое издание которого вышло еще в предвоенные годы, книга Ф. Ф. Королева и В. Е. Гмурмана "Общие основы педагогики", "Школоведение" под редакцией А. Н. Волковского, учебники по педагогике И. Т. Огородникова, Т. А. Ильиной и многие другие труды, пополнившие фонд педагогической литературы. Значение этих работ заключалось в том, что в них систематизировалось все то, что было накоплено советской педагогической наукой в предыдущий период.
И. А. Каиров, президент Академии педагогических наук РСФСР (1946–1967), министр просвещения РСФСР (1949–1956), автор ряда научных трудов учебников по педагогике
В области дидактики широкую известность получили работы, систематизировавшие педагогические представления о содержании и процессе обучения и образования. Вышли в свет такие капитальные труды, как "Дидактика" Михаила Александровича Данилова (1899–1973) и Бориса Петровича Есипова (1894–1967), "Дидактика" под редакцией Б. П. Есипова и его книга "Самостоятельная работа учащихся на уроках"; такие работы Михаила Николаевича Скаткина (1900–1991), как "Совершенствование процесса обучения", "Дидактика средней школы" и "Проблемы современной дидактики". Эти и многие другие работы оказали существенное влияние на развитие педагогики в нашей стране. На их основе создавалась учебная литература, намечались программы дальнейших научных исследований, получили теоретический фундамент разработки в области частных методик преподавания различных предметов.
Нельзя не обратить внимания на возросший в послевоенные годы интерес к истории педагогики и школы. Особое значение в это время имело создание серии книг по истории педагогики, охвативших временной период от древнейших времен до середины 80-х гг. XX в. Стремление составить наиболее полное представление о процессе развития школы и педагогики отвечало общей тенденции развития российской педагогической науки в послевоенный период. В отличие от аналогичных работ предвоенного периода нельзя не отметить фундаментальности и тщательности в решении научных задач.
Μ. Η. Скаткин, советский ученый, автор научных трудов в области дидактики
Не менее значимым событием был выход в свет серии "Антология педагогической мысли народов СССР" (1985–1990) с древнейших времен до начала XX в., включившей в себя наиболее важные произведения отечественных педагогов, мыслителей и редкие документы.
В. Я. Струминский, российский, советский ученый, автор работ по истории образования и педагогики, посвященных деятельности К. Д. Ушинского
В послевоенный период российскими педагогами была проведена колоссальная работа по сохранению педагогического наследия прошлого. Впервые вышли в свет собрания сочинений К. Д. Ушинского, Π. Ф. Лесгафта, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и др.
В серии "Педагогическая библиотека" были изданы избранные труды Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстого, Π. Ф. Каптерева, В. И. Водовозова, Π. П. Блонского и многих других зарубежных и отечественных педагогов.
В послевоенный период российскими педагогами был проведен ряд серьезных исследований в области истории школы и педагогики. На их основе в 50–70-е гг. XX в. были опубликованы такие книги, как "Очерки по истории средней школы" Николая Александровича Константинова (1894–1958), "Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века" Шолома Израилевича Ганелина (1894–1974), "Основы и система дидактики К. Д. Ушинского" Василия Яковлевича Струминского (1880– 1967), "Очерки но истории начального образования в России" Н. А. Константинова и В. Я. Струминского и др.
После Второй мировой войны в России внимание ученых привлек проблемный подход к историко-педагогическим исследованиям. Проблемный подход в отличие от биографического, сводившегося чаще всего к пересказу педагогических взглядов отдельных педагогов, мыслителей, а то и просто общественных деятелей и частных лиц, потребовал от исследователей целостного анализа научных проблем. Результаты такого исследования имеют несравнимо более высокую научную значимость. Можно назвать такие работы, как "Теория и практика трудовой школы в Германии" А. И. Пискунова, "Трудовое обучение в Англии" К. И. Салимовой, "Школа и педагогика США до Второй мировой войны" Л. Н. Гончарова, "Теория образования в России начала XX века" С. Ф. Егорова и большое количество диссертационных исследований проблемного характера.
В российской педагогике второй половины XX в. разрабатывались и новые для данного периода проблемы. Так, широкое распространение приобрели исследования в области развивающего и воспитывающего обучения. Идея совершенствования обучения как средства воспитания и развития ребенка давно вошла в число наиболее распространенных в педагогике, но в нашей стране она приобрела новое звучание применительно к дидактике начальной школы. Такие работы, как "Наглядность и активизация учащихся в обучении" Леонида Владимировича Занкова (1901 – 1977), "Психология обучения младшего школьника" Данила Борисовича Эльконина (1904–1984), "Проблемы развивающего обучения" Василия Васильевича Давыдова (1930–1999), продолжают оставаться актуальными и пользуются популярностью как у исследователей, так и у педагогов-практиков. В них были раскрыты психолого-педагогические закономерности влияния процесса обучения па развитие и воспитание личности, предложены и обоснованы подходы к отбору содержания и организации полноценного обучения младших школьников.
Л. В. Занков, советский психолог и педагог, автор трудов по вопросам возрастной и педагогической психологии, дидактики
В педагогике послевоенного периода имели место исследования в области проблемного и программированного обучения. В 60–70-х гг. XX в. пользовались популярностью такие работы, как "Проблемное обучение" И. Я. Лернера, "Проблемное обучение. Основные вопросы теории" М. И. Махмутова, "Теоретические проблемы программированного обучения" Η. Ф. Талызиной и др. Следует заметить, что при использовании педагогической литературы советского периода, включая его послевоенный этап, необходимо еще раз напомнить о ее крайней политизированности и идеологизированности что находило отражение, как в отборе фактического материала, так и в его интерпретациях. Многие оценочные суждения, трактовки причинно-следственных связей явлений, определения, термины и т.д. могут быть сильно искажены и не соответствовать более поздним представлениям.
На рубеже веков сложно не только оценить, но и просто перечислить течения, наметившиеся в отечественной педагогике в последнем десятилетии XX в. Проблема заключается в том, что эти направления развития педагогики только начали формироваться, и говорить об их особенностях пока рано. Но процесс этот продолжается с нарастающей силой. Логика развития педагогической науки в России в XXI в., скорее всего, будет совпадать с той, которая займет превалирующее положение в мире. Общие устремления к миру, гуманности и открытости, несомненно, повлияют на цели воспитания, его теорию и практику.
Педагогика накопила немалый научный потенциал, который необходимо использовать как в дальнейших исследованиях, так и в практике обучения и воспитания. Образование как важное направление социальной деятельности человека, воспитание и обучение как профессиональная деятельность специалистов требуют развития научных основ.