Советская государственная служба 20-80-х гг. XX в.
После отречения Николая II от власти функции центрального органа до 2.) октября 1917 г. выполняли четыре состава Временного правительства и промежуточный орган - Директория. Формирование новой системы государственного устройства в России началось на II Всероссийском съезде Советов, который открылся 25 октября 1917 г. в Петрограде. Съезд сформировал новые государственные органы. Верховным органом был объявлен Всероссийский съезд Советов. Между съездами функции этого органа возлагались на Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), который возглавил первоначально Л. Б. Каменев, а затем Я. М. Свердлов. Съезд также сформировал правительство - Совет народных комиссаров (Совнарком) под руководством В. И. Ленина (Ульянова).
Отличительной чертой новых органов власти было соединение законодательных и исполнительных функций. Силу имели не только постановления съезда Советов и ВЦИК, но и декреты Совнаркома и даже акты отдельных наркоматов. На съезде были сформулированы наиболее общие принципы организации советской государственности и положено начало созданию новой системы государственного управления, началась советизация России.
С июля 1918 г. в Советской республике установилась однопартийная система, которая таила в себе огромную опасность. Поскольку правящая партия большевиков не имела легальной оппозиции, правительство начало действовать преимущественно насильственными методами. Летом и осенью этого года в стране возникли первые концентрационные лагеря, получившие впоследствии огромное развитие. В июле 1918 г. на VIII съезде Советов была принята и вступила в действие первая Конституция РСФСР.
В первый год пролетарской революции центром формирования антибольшевистских сил и начала гражданской войны были Новочеркасск и Екатеринодар (Краснодар), а с приездом из-за границы в октябре 1918 г. адмирала Колчака таким центром стал и Омск. К этому времени в Новочеркасске находились примерно 20 тыс. офицеров и более 20 видных государственных деятелей. Здесь было создано антисоветское белогвардейское правительство - "Донской гражданский совет", которое претендовало на роль всероссийского. Именно оно создало добровольческую армию и начало открытую борьбу против Красной армии и Советской власти. В это же время на севере (Архангельск) и юге (Одесса) началось вторжение 14 империалистических государств. Все эти силы двинулись на Москву, на пути к которой они в разное время были разбиты революционными войсками и прекратили существование.
Самыми массовыми чрезвычайными органами в это время были комитеты бедноты. К лету 1918 г. в европейской части России и в Белоруссии было создано более 120 тыс. таких комитетов. Они нередко распускали или переизбирали советы, находившиеся под влиянием зажиточных крестьян, и брали власть в свои руки. В связи с этим в ряде регионов возникли губернские и уездные бюро комитетов бедноты (комбеды), которые координировали их деятельность. Комбеды активно участвовали в перераспределении помещичьих и кулацких земель в пользу бедняков и середняков, занимались хозяйственными вопросами деревенской жизни, организовывали набор добровольцев и мобилизацию в Красную армию, вели культурно-просветительную и агитационную работу. Однако в начале 1919 г. все функции комбедов были переданы советам.
Наиболее распространенными чрезвычайными органами в этот период становятся ревкомы (революционные комитеты), которые смогли объединить военную, политическую и хозяйственную деятельности. Они быстрее и энергичнее, чем советы, обеспечивали удовлетворение нужд армии, восстанавливали разрушенное хозяйство, налаживали управление в освобожденных районах. Состав ревкомов был в основном рабоче-крестьянским. В 1918-1921 гг. по России насчитывалось более 30 тыс. ревкомов - от республиканского до сельского. К середине 20-х гг. ревкомы исчерпали себя и были ликвидированы.
В ноябре 1920 г. Красная армия освободила Крым от войск барона Врангеля, что послужило завершением гражданской войны и началом восстановления народного хозяйства. Большевики реализовали идеи Ленина о создании государства диктатуры пролетариата. За первые три года существования советов численность управленческого аппарата увеличилась почти в пять раз, что привело к обюрокрачиванию государственных органов.
Причиной роста бюрократизма в данный период была ликвидация рыночных механизмов саморегулирования и замена их огромными по количеству непрофессиональными отрядами "новых управленцев", обеспечивающих реализацию идеи всеобщего учета и контроля за производством и распределением. В годы гражданской войны развивался процесс сращивания партийных и государственных структур. Российская коммунистическая партия большевиков (РКП) (б) распространила свое влияние на все сферы - экономику, культуру, семью, общество в целом. В этих условиях любая попытка воспрепятствовать ее контролю за общественным и политическим развитием расценивалось как саботаж.
20 декабря 1922 г. на общесоюзном съезде Советов было провозглашено о создании СССР, в который вошли четыре республики: РСФСР, БССР, ЗСФСР и УССР. По предложению В. И. Ленина они образовали "федерацию равноправных республик", что послужило основой для принятия на II съезде 31 января 1924 г. Конституции СССР. После смерти В. И. Ленина (1924 г.) ЦК РКП (б) возглавил И. В. Сталин (Джугашвили). Уже в это время советская система представляла собой диктатуру не столько пролетариата, сколько диктатуру партии большевиков. Федеративная форма государственного устройства, гарантированная Конституцией, на деле превратилась в формальность.
Для осуществления властных полномочий партии необходим был аппарат, для организации которого был использован принцип номенклатуры. Под номенклатурой в советское время понимали перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате и в общественных организациях, кандидатуры на которые предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались и отзывались партийными комитетами - от райкома (горкома) до ЦК партии.
Сам термин "номенклатура" (лат. nomenclatura - роспись имен) впервые был употреблен в постановлении Оргбюро ЦК РКП (б) от 12 ноября 1923 г., которое определяло порядок подбора и расстановки кадров на ответственные должности. Оно сопровождалось списками номенклатурных должностей. Сначала было два списка: номенклатура М 1, по которому работники утверждались Политбюро или оргбюро ЦК; номенклатура № 2, работники которой были в ведении Учраспредотдела ЦК и назначались на должность с санкции одного из секретарей ЦК. По списку № 1 числилось 3 500 человек, по списку № 2-1 500. В ноябре 1925 г. Оргбюро ЦК несколько переработало эти списки и добавило к ним третий - номенклатуру № 3 для так называемой "ведомственной номенклатуры". Наиболее существенная функция номенклатуры - политическое управление. Данный порядок просуществовал до времени ликвидации советской власти в декабре 1991 г.
Все это сказалось на качестве государственного управления, отрицательно повлияло на его эффективность и природу. На основе номенклатуры возник и стал процветать культ личности Сталина, который олицетворял авторитарность партийно-государственной элиты, оторванной от народа. В этот период ограничивалась советская демократия, нарушалась законность, принижалась роль суда, прокуратуры, имели место правовой и внесудебный произвол, необоснованные массовые репрессии, от чего пострадали многие невинные люди, в том числе и особенно члены партии, работники органов государственного, военного, общественного управления, специалисты народного хозяйства, культуры, науки, искусства и др.
На VIII Чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов 5 декабря 1936 г. был принят новый Основной закон СССР, в котором говорилось о "полной победе социалистической системы во всех сферах народного хозяйства". Действительно, определенные победы были, в особенности в экономическом строительстве, но говорить о победе социализма даже в общем было весьма преждевременно. Номенклатурный принцип порождал должностную чехарду, партийную деспотию, безответственность кадров. Участие широких масс, трудящихся в управлении, становилось формальностью, прикрывавшей диктат партийно-государственной бюрократии во главе со Сталиным.
В 1941-1945 гг. советскому народу пришлось пережить чудовищную по своим последствиям войну против немецко-фашистских оккупантов. Катастрофические неудачи первого периода войны, когда обнаружились просчеты сталинского руководства в вопросах о возможных сроках фашистского нападения, а также степени готовности к нему страны, системы государственной власти и управления. Однако ЦК партии, Совет Народных Комиссаров провели достаточно оперативную перестройку властных структур, был создан Государственный Комитет обороны во главе со Сталиным.
Репрессивные органы даже в войну не оставляли своим вниманием различные группы советского народа. Во-первых, они стали устраивать гонения на так называемые "ненадежные нации", ссылая их представителей в Сибирь и Среднюю Азию. В августе 1941 г. были переселены поволжские немцы, а затем с октября 1943 г. по июнь 1944 г. депортированы крымские татары, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, балкарцы, территории которых были кратковременно оккупированы фашистами. Перечисленные нации по произволу Сталина, Берии и др. лишались своих государственных образований, хотя соответствующий указ был издан лишь после войны в июне 1946 г. Во-вторых, органы НКВД практически с начала войны стали создавать "образ врага" из советских военнопленных и людей, оставшихся на захваченных фашистами территориях. Как только они попадали в их руки, то по решению "троек" их ссылали в северные области Сибири.
Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне не привела к сколько-нибудь значительным изменениям в государственном устройстве. С упразднением Государственного комитета обороны (ГКО) И. В. Сталин продолжал совмещать посты руководителя партии и правительства, сохранил в целостности свою единоличную власть. К этому времени его культ достиг своего апогея. Будучи абсолютной властью по отношению ко всем управленческим структурам, сама партия не несла никакой ответственности перед обществом за правильность и эффективность принимаемых ею управленческих решений. Это делало непреодолимым конфликт власти и общества.
После смерти Сталина 5 февраля 1953 г. партию и страну возглавил Г. М. Маленков, а с 1955 г. - Н. С. Хрущев. Однако за бесконечные и безосновательные реорганизации партии и государства на октябрьском пленуме ЦК 1964 г. Хрущев был смещен со всех постов. Новым генсеком партии стал один из наиболее типичных представителей номенклатурной коммунистической элиты - Л. И. Брежнев. При нем в 1977 г. была принята новая Конституция, в которой, во-первых, в 6-й статье была законодательно закреплена руководящая и направляющая роль коммунистической партии, а во-вторых, также законодательно зафиксировано построение в СССР общества "развитого социализма" и провозглашены принципы "общенародного государства". Однако в реальной действительности ничего этого не было и в помине и, более того, не было настоящих гарантий против реставрации капитализма.
10 ноября 1982 г. умер Брежнев, на смену которого пришли тяжело больные Ю. В. Андропов, а затем К. У. Черненко. После их скорой смерти в 1985 г. центральную власть возглавил М. С. Горбачев. Первоначально он выдвинул концепцию "ускорения" развития экономики, а когда она провалилась, предложил идею "перестройки". Лозунг "обновления социализма", его демократизации был с радостью воспринят населением, предполагавшим, что речь идет о конвергенции социальных достижений социализма и общечеловеческих ценностей.
Политическая элита раскололась на ряд субэлит по критерию оценки степени допуска в политическую и экономическую жизнь несоциалистических элементов. Консервативное крыло (И. К. Полозков, Н. А. Андреева) выступало за ограничение масштабов перестройки и сохранение политических основ социалистической государственности по типу китайских реформ. Псевдодемократическая субэлита в КПСС (А. Н. Яковлев, Ю. Н. Афанасьев, Г. X. Попов), вдохновляемая созданными на базе возродившейся диссидентской оппозиции либерально-демократическими антисоветскими движениями и организациями, требовала доведения перестройки до полного крушения социализма и роспуска "советской империи". М. С. Горбачев и его окружение пытались проводить центристскую политику и выдвигали идеи, которые явно тяготели к концепциям западной социал-демократии.
В 1990 г. начался глобальный политический кризис, положивший начало гибели советской государственности. По стране прокатилась целая волна межнациональных конфликтов - в Карабахе, Сумгаите, Фергане, Сухуми, Баку, Цхинвале, Алмате, Якутске. Прибалтийские республики заявили о своем суверенитете. В России начались массовые забастовки. В результате выборов народных депутатов РСФСР и междоусобной борьбы Председателем Верховного Совета стал Б. Н. Ельцин, под руководством которого депутаты 12 июля 1990 г. приняли Декларацию "О государственном суверенитете РСФСР". Тем самым российские депутаты, включая коммунистов, внесли значительный вклад в форсирование процесса уничтожения СССР "сверху".
Состоявшийся в июле последний XXVIII съезд КПСС выявил полный раскол партийных рядов. К концу 1990 г. управление экономикой было фактически парализовано, и ее состояние стало просто катастрофическим. 1 декабря 1990 г. на Украине состоялся референдум, в ходе которого граждане республики поддержали идею образования независимого государства. 8 декабря 1990 г. в белорусской резиденции "Беловежская пуща" тайно от Горбачева и от всех народов тремя президентами - Б. Н. Ельциным (Россия), Л. М. Кравчуком (Украина) и С. С. Шушкевичем (Белоруссия) были подписаны документы о прекращении функционирования СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Последним аккордом в драматических событиях этого времени стало решение сессии Верховного Совета РСФСР о переименовании страны, ставшей отныне Российской Федерацией - Россией.
Выводы
o История показывает, что есть два способа управления большими территориями: первый, когда значительную роль играет местное самоуправление, выбранное населением и отчасти контролируемое из центра; и второй, когда сверху и снизу господствует всеведущая административная власть, подавляющая всяческое самоуправление. В ряде стран Запада пошли первым путем. Россия в период царствования Ивана IV Грозного (1547-1584 гг.) окончательно выбрала второй путь.
o При Иване Грозном произошло формирование относительно самостоятельной административной (аппаратной) власти в России. В это время механизм центральных органов государственного управления эволюционировал из дворцово-вотчинного, ведавших делами княжеских владений, в общегосударственный, охвативший всю территорию страны. В центральных органах появились первые общероссийские административные управленческие учреждения - приказы, которые стали курировать отдельные отрасли управления или порученные им территории. Приказная система была для своей эпохи достаточно гибкой, эффективной и одновременно простой и удобной. Именно вокруг приказной работы и складывается гражданская служба как отрасль государственной службы.
o Следующим этапом в развитии российской государственной (гражданской) службы было время царствования Петра I, который принял знаменитую "Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных" (1722 г.). Слово "статский" немецкого происхождения и означает "гражданский". По этому документу все государственные работники делились на три группы чинов: воинские, статские и придворные, а также на 14 классов или рангов. Если прежде основным критерием служебной годности и продвижения по службе была знатность происхождения, то теперь на первое место были поставлены личные способности, образование и заслуги. "Табель о рангах" использовалась в качестве руководства вплоть до октября 1917 г.
o Характерной особенностью формирования российской бюрократии в царское время было то, что она имела ярко выраженный сословный характер: значительная часть чиновников были дворянами или становились таковыми в результате государственной службы, получая вместе с должностями определенного класса личное, а затем и потомственное дворянство.
o Отличительной чертой советских органов власти было соединение партийных, законодательных и исполнительных функций. Для формирования государственного аппарата был использован принцип номенклатуры, под которой понимали перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате и в общественных организациях. Кандидатуры на эти должности предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались и отзывались комитетами КПСС (от райкома-горкома до ЦК партии).
o Возник и стал процветать культ личности Сталина, который олицетворял авторитарность партийно-государственной элиты, оторванной от народа. В этот период ограничивалась советская демократия, нарушалась законность, принижалась роль суда, прокуратуры, имели место правовой и внесудебный произвол, массовые репрессии, от чего пострадали многие невинные люди, в том числе члены партии, работники всех форм управления, специалисты народного хозяйства, культуры, науки. Номенклатурный принцип порождай должностную чехарду, партийную деспотию, безответственность кадров. Все это привело к краху СССР "сверху".