НАДО СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СИСТЕМУ ПРЕМИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ СТОЛОВОЙ
1. Постановка задачи
В связи с переходом к рыночным условиям хозяйствования повышение экономической эффективности промышленных предприятий – вопрос достаточно острый. Это касается и работы столовых, входящих в состав непрофильной деятельности промышленных предприятий. Финансирование таких объектов социальной сферы осуществляется исключительно за счет чистой прибыли предприятия, учитывая хроническую убыточность последних. Поэтому так необходимо повышение мотивации персонала столовых. Работники нс заинтересованы в улучшении финансовых результатов своей деятельности из-за дотационной поддержки столовых промышленными предприятиями. Прочие предприятия общественного питания, для которых этот вид деятельности основной, в тех же условиях работают достаточно эффективно.
Предпринята попытка формирования механизма материального стимулирования работников столовых промышленных предприятий в целях повышения их заинтересованности и нацеленности на улучшение экономической эффективности своей работы.
В качестве примера был выбран среднестатистический профессиональный состав работников столовой, определенный на основе анализа организационных структур действующих при промышленных предприятиях столовых.
2. Решение поставленной задачи
Был сформирован следующий среднестатистический профессиональный состав сотрудников условного комбината общественного питания предприятия ОАО "Маштехпром":
1) заведующая столовой;
2) кассир;
3) повар;
4) пекарь;
5) буфетчик;
6) мойщик посуды;
7) официант;
8) кухонный рабочий;
9) уборщик служебных помещений.
Далее для данных должностей и профессий были разработаны показатели премирования, которые представлены в табл. 26.1. Условно премия принята равной 60%.
Таблица 26.1
Показатели премирования работников комбината общественного питания предприятия ОАО "Маштехпром"
№ |
Должность, профессия |
Премия, % |
Показатели |
||
1 |
Заведующая столовой |
15 |
Целевое использование средств в пределах, выделенных бюджетом (планом) |
||
7 |
Своевременное оформление первичных бухгалтерских документов |
||||
8 |
Отсутствие замечаний по качеству пищи и ассортименту блюд, замечаний по санитарному содержанию пищеблока* |
||||
30 |
Выполнение установленного значения показателя среднедневной выручки за отчетный месяц |
||||
2 |
Кассир |
45 |
Обеспечение сохранности денежных средств, своевременная сдача выручки |
||
15 |
Выполнение установленного значения показателя среднедневной выручки за отчетный месяц |
||||
3 |
Повар |
15 |
Отсутствие замечаний по санитарному содержанию пищеблока, качественному приготовлению пищи, ассортименту блюд* |
||
45 |
Выполнение установленного значения показателя среднедневной выручки за отчетный месяц |
||||
4 |
Пекарь |
15 |
Отсутствие замечаний по санитарному содержанию пищеблока, качественному приготовлению выпечки, ассортименту выпечки |
||
45 |
Выполнение установленного значения показателя среднедневной выручки за отчетный месяц |
||||
5 |
Буфетчик |
15 |
Обеспечение сохранности денежных средств, своевременная сдача выручки |
||
45 |
Выполнение установленного значения показателя среднедневной выручки за отчетный месяц |
||||
6 |
Мойщик посуды |
60 |
Своевременное выполнение обязанностей с надлежащим качеством, отсутствие замечаний по санитарному содержанию пищеблока* |
||
7 |
Официант |
15 |
Отсутствие замечаний по обслуживанию* |
||
45 |
Выполнение установленного значения показателя среднедневной выручки за отчетный месяц |
||||
8 |
Кухонный рабочий |
60 |
ОГЛАВЛЕНИЕ закрепленных участков в чистоте, отсутствие замечаний по санитарному содержанию пищеблока* |
||
9 |
Уборщик служебных помещений |
60 |
То же* |
||
* Выполнение показателей премирования, связанных с качеством пищи, ассортиментом блюд, санитарным ОГЛАВЛЕНИЕм пищеблока, определяется отсутствием замечаний в книге жалоб и предложений.
В целях повышения мотивации сотрудников столовой нами был предложен показатель значения среднедневной выручки S, который определяется как отношение выручки за месяц (без НДС) к количеству рабочих дней за отчетный месяц. При этом должен обеспечиваться определенный ежемесячный темп роста данного показателя (табл. 26.2). Рост данного показателя в каждом последующем месяце должен обеспечиваться от достигнутого значения в предыдущем.
Предлагается Вперед форма справки по выполнению показателя S, тыс. руб., на основании которой производится начисление вознаграждения по итогам работы за месяц, которая формируется на основе данных бухгалтерской отчетности (табл. 26.3).
Таблица 26.2
Определение размера премии работников комбината общественного питания предприятия ОАО "Маштехпром"
Корректирующий показатель k |
Темпы роста значения показателя S за месяц |
Размер вознаграждения |
k= 1+п |
Более 1%: я = 0,1 за каждый 1% увеличения среднедневной выручки |
r•D•k, где г – размер премии, начисляемый по показателю S согласно табл. 26.1, D – начисленный должностной оклад за отработанное время, k – корректирующий показатель |
k= 1 |
1% и более |
|
k = 0,75 |
От 0,5 до 1% |
|
k = 0,5 |
От 0 до 0,5% |
Таблица 26.3
Справка о выполнении показателя премирования S работников комбината общественного питания предприятия ОАО "Маштехпром" за _____________ месяц 20__ года
Значение |
Обоснование |
|
Выручка за месяц (без НДС), тыс. руб./мес. |
Данные бухгалтерской отчетности за месяц 20 года |
|
Количество рабочих дней за отчетный месяц, t, дн./мес. |
Расчет использования рабочего времени на 20___ год |
|
Среднедневное значение выручки за текущий месяц (без НДС), SТ, руб/дн |
S = B/t |
|
Среднедневное значение выручки за прошлый месяц (без НДС), Sп, руб/дн |
Справка по выполнению данного показателя премирования за прошлый период |
|
Темпы роста значения показателя среднедневной выручки за месяц |
Т= Sт/Sп |
|
Корректирующий показатель k |
В соответствии с табл. 26.1 |
Как видно из табл. 26.2, при обеспечении ежемесячного темпа роста показателя S более 1% сотрудникам будет начислена премия с учетом повышающего коэффициента k, который в данном случае будет определяться как 1 + п (где п = ОД за каждый 1% увеличения среднедневной выручки свыше установленного 1%). Таким образом, если работники столовой обеспечили рост среднедневной выручки за отчетный месяц в 2%, то премия по данному показателю будет начислена с повышающим коэффициентом, равным 1,1 (на 10% больше). В случае если итоги работы столовой за месяц таковы, что обеспечен рост значения показателя среднедневной выручки в 1% и более (но менее 2%), то показатель также считается выполненным. Премия по итогам работы за месяц начисляется с коэффициентом 1. В случае недостижения требуемого темпа роста среднедневной выручки за отчетный месяц от уровня прошлого месяца применяются понижающие коэффициенты 0,5 и 0,75 при темпах роста в 0–0,5% и 0,5–1% соответственно.
Кроме того, необходимо учесть, что премия может быть не выплачена полностью в следующих случаях.
1. Невыполнение своих функциональных обязанностей.
2. Самовольный уход работника с рабочего места без уважительной причины, что привело к невыполнению должностных обязанностей или дневного задания.
3. Совершение дисциплинарного или административного правонарушения.
4. Нарушение трудовой и производственной дисциплины.
При определении диапазона значений темпов роста показателя S также возможно использование не экспертного метода, а применение индекса потребительских цен. Данный индекс ежемесячно отражает уровень инфляционных процессов, происходящих в сфере общественного производства. Его применение обеспечит стимулирование роста значения выручки на уровень ежемесячной инфляции.
Таким образом, предлагаемый подход материального стимулирования сотрудников столовых промышленных предприятий направлен на повышение заинтересованности их в конечных результатах работы, в положительном финансовом результате. Это достигается за счет повышения качества питания, расширения ассортимента блюд, повышения культуры обслуживания и трудовой дисциплины.