Лекция 8. СОВЕРШЕННАЯ, СВОБОДНАЯ ИЛИ ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА

Рыночные модели отличаются по количеству фирм, работающих в отрасли, независимо оттого, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль (табл. 8.1).

Опираясь на данные табл. 8.1, кратко охарактеризуем основные черты указанных четырех моделей, учитывая, что более подробные разъяснения последуют ниже.

Чистая (свободная) конкуренция (pure competition) предполагает, что на рынке существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (например, пшеницу или кукурузу). Новые фирмы могут легко войти в отрасль.

Несовершенная конкуренция проявляется в следующих формах.

Монополистическая конкуренция (monopolistic competition) характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой при создании благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое.

Олигополия (oligopoly) отличается небольшим числом продавцов, и эта "немногочисленность" означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать их при выработке стратегии ценообразования и определении объема производства. Продукты могут быть как стандартизированными (сталь или алюминий), так и дифференцированными (автомобили или компьютеры).

Таблица 8.1. Характеристика четырех основных моделей рынка

Чистая монополия (pure monopoly) - компания является на рынке единственным продавцом продукта или услуги (например, электрическая компания). Проникновение в отрасль новых фирм заблокировано, так как предприятие представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один продукт, очевидно, что дифференциация продукции отсутствует.

Совершенная конкуренция и чистая монополия - крайние полюсы спектра рыночных структур и поэтому встречаются относительно редко. Гораздо чаще наблюдаются монополистическая конкуренция и олигополия.

Рассмотрим представленные модели более подробно.

Совершенная, свободная или чистая конкуренция: понятие и характерные признаки

Совершенная, свободная или чистая конкуренция - рыночная модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют его своим вкладом спроса и предложения. Другими словами, это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной конкуренции:

o очень большое число независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке;

o стандартизированная, или однородная, продукция (зерно, уголь, сырая нефть и др.), вследствие чего отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или сбыте;

o фирма принимает цену, заданную рынком, поскольку в условиях чистой конкуренции каждая компания производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, цену продукта. Анализ спроса на продукт конкурентного продавца показывает, что отдельная конкурентная фирма не может ощутимо воздействовать на рыночную цену, которая устанавливается на основе совокупного спроса и предложения. Конкурентный продавец скорее является тем, кто соглашается с ценой, нежели тем, кто диктует цену. Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична. Причем кривая спроса на продукцию компании является в то же время кривой дохода;

o свободное вступление и выход из отрасли - в условиях чистой конкуренции не существует никаких серьезных препятствий: законодательных, технологических, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. В случае отсутствия хотя бы одного из вышеуказанных признаков конкуренция называется несовершенной. В реальной экономике к модели совершенной конкуренции наиболее приближены рынки сельскохозяйственных товаров, биржевой рынок и рынок иностранных валют. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого может лишь благодаря внешнему вмешательству.

Чистая конкуренция на практике довольно редка. Это модель рынка, которая имеет лишь аналитическое и некоторое практическое значение. Начнем с характеристики дохода фирм.