Социум как социально-педагогическое явление

Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само общество состоит из большого количества групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих. Социальная педагогика, сосредоточив свое внимание на личности в социуме, в социальной среде, не может не уделять внимания социальному развитию людей, живущих и работающих в различных общностях (группах).

При этом тщательно изучаются и анализируются закономерности возникновения, функционирования и развития общественно-педагогических (синоним: социально-педагогических) явлений, обусловленных социализацией людей (и их групп) в различных условиях социума.

Под социумом обычно понимаются устойчивая, организованная неоднородная общность людей, отдельных индивидов, равных по своей природе, с равными стартовыми возможностями взаимодействия и социальными правами, рассчитывающими на помощь со стороны социальной среды наравне с другими и участвующими во взаимной поддержке другого.

Это устойчивая общность, определенное количество людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных системой отношений, регулируемых общими интересами, ценностными ориентациями, настроениями и переживаниями, нормами жизни и отношений, традициями. Учитывая тот факт, что социум состоит из отдельных индивидов, можно предположить, что он проходит через каждого из них, каждый из них в отдельности представляет своим существованием социум. Таким образом, можно утверждать, что носителями социума являются отдельные личности, следовательно, социум можно представить через структуру личности, ее основных подсистем: внутрииндивидная подсистема (отражает "социумное" на сугубо индивидуальном уровне развития личности в виде социальных потребностей, социальных способностей и социальных ценностей); интериндивидная подсистема (отражает "социумное" личности на межличностном уровне, на уровне взаимодействия с себе подобными, в виде социальной деятельности и социальных отношений); метаиндивидная подсистема (отражает "социумное" личности на высоком уровне взаимодействия с социальной средой, на уровне вкладов в других людей, персонализации в виде социальных институтов).

Фактически социум отражает ОГЛАВЛЕНИЕ каждой из названных подсистем личности. Он представляет собой совокупность социальных явлений внутрииндивидного (социальные потребности, социальные способности, социальные ценности), интериндивидного (социальная деятельность,

социальные отношения) и метаиндивидного (социальные институты) свойства.

В социуме, как и в любой динамичной социальной системе, существует целый ряд различных социальных явлений, среди которых важное место занимают социально-педагогические явления (процессы). Социально-педагогические явления – это разновидность социальных явлений, отражающих педагогическую сущность взаимодействия составляющих элементов социума и личности на различных этапах ее социализации. В силу этого социально-педагогические явления являются своего рода продуктом взаимодействия между педагогическими ресурсами и возможностями социума и индивидом в процессе его социализации.

Социально-педагогические явления различны по своей роли в социализации личности: одни выполняют роль механизмов реализации ресурсов и возможностей социума в разрешении проблем социализации личности (педагогическое взаимодействие, педагогическое общение, социальное обучение, социальное воспитание, социальное развитие), другие отражают сущность качественных преобразований личности под влиянием педагогических воздействий социума (социальная активность личности, социальная адаптивность, адаптационная мобильность личности) и т.д., третьи демонстрируют формы использования педагогического потенциала социума в достижении целей социализации (социально-педагогическая деятельность, социально-педагогическая помощь, социально-педагогическая поддержка) и т.д.

Поэтому важно разобраться в их происхождении, специфике классификации социально-педагогических явлений (процессов).

Социально-педагогическая наука считает, что существует определенная система педагогических ресурсов и возможностей социума, реализуемых через педагогическое взаимодействие. В их основании лежат информационные отношения, над ними надстраиваются все социально-педагогические явления в узком смысле этого слова.

Таким образом, взаимодействие и другие социально-педагогические явления (процессы) лежат в основе правильного и исходного понимания всех других социально-педагогических феноменов.

Основополагающей и методологически более значимой выступает классификация социально-педагогических явлений по принадлежности людей к различным элементам социума: социальной деятельности, социальным отношениям, социальным институтам, поскольку именно этот критерий определяет большинство закономерностей и особенностей их взаимодействия с педагогическими ресурсами и возможностями социума в целом.

Кроме того, социально-педагогические явления, возникающие в процессе жизни людей в обществе, можно классифицировать по разным основаниям:

– по форме освоения социального опыта: педагогическое взаимодействие, социальное взаимодействие; сотрудничество; посредничество; педагогическое общение;

– виду педагогического воздействия: социальное воспитание, социальное обучение, социальное развитие;

– конечной цели воздействия: социальная активность, социально-педагогическая мобильность, адаптивность;

– качеству социализации личности: социальная дезадаптация, школьная дезадаптация, профессиональная дезадаптация;

– механизмам социализации: педагогическая идентификация, референтность, педагогическое стимулирование;

– методу взаимодействия с социумом: развитие педагогического потенциала социума; реализация педагогического потенциала социума; изучение педагогического потенциала социума;

– форме деятельности: социально-педагогическая помощь, социальнопедагогическая профилактика, социально-педагогическое проектирование;

– средствам социума: социальная деятельность, социальные отношения, социальные институты, социальные потребности индивида, социальные способности индивида, социальные ценности индивида;

– ресурсам социума: педагогический потенциал социума, воспитательный потенциал социума, образовательный потенциал социума, творческий потенциал социума, научный потенциал социума.

Социально-педагогические явления (процессы) в силу интеграции социальной педагогики с социологией и психологией могут нести в себе определенную долю их содержания и представляться как социальное и педагогическое взаимодействие, общение, педагогическая идентификация, педагогическое информирование, педагогический опыт, педагогическое внушение, педагогическое заражение, педагогическое подражание, адаптация.

Следует только оговориться, а точнее всегда помнить, что само взаимодействие как основной социально-педагогический процесс не может быть адекватно понят без анализа педагогического потенциала социума, взаимовлияния людей, характера общения между ними в процессе его реализации.

Как общество не существует в виде самостоятельного "лица" вне составляющих его личностей, так и взаимодействие и педагогический потенциал социума не могут проявляться вне их реального восприятия людьми, их влияния друг на друга и общения между ними.

Однако в интересах правильного понимания и осмысления каждого из этих феноменов мы должны вырвать их из всеобщей связи и рассматривать изолированно. И при этом совершенно очевидно, что в основе этого иерархического ряда лежит именно взаимодействие, "потому что ранее его ничего нет".