Социум как открытая социальная система
Основные понятия: социум, общество, социум как социальная система, вертикальная структура социума, социальные потребности, социальные способности, социальные ценности, социальная деятельность, социальные отношения, социальные институты, сферы жизнедеятельности общества, экология, экономика, медицина, управление, наука, педагогика, искусство, физкультура.
Понятие социума как целостной социальной системы
Общество представляет собой сложнейшую самоорганизующуюся, саморегулирующуюся, самовосстанавливающуюся и саморазвивающуюся систему, жизнедеятельность которой определяется большим числом внешних и внутренних факторов. Множество подсистем и элементов входит в пего, причем в любой стране такая система имеет свою специфику.
В литературе существует множество определений общества, которые можно определенным образом классифицировать, затем выделить объект "социум", включив в него общее и закономерное из объекта "общество", т.е. смоделировав общество в социум.
Начнем с того, как социология трактует понятие "общество". Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий.
Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.
С точки зрения К. Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.
Само понятие "социум" в его современном понимании появилось совсем недавно, ранее использовался термин "общество", хотя понимание "социального" известно с древних времен. Необходимо конкретизировать эти понятия.
Социум ("общество") – основной, самый крупный и сложный, "высший" реальный субъект исторического процесса. Интуитивно все мы достаточно хорошо представляем себе, что значит это слово, и в разговорной речи легко употребляем как синонимы слова: "страна", "народ", "общество", "государство" – для обозначения указанной разновидности человеческого коллектива.
Правда, все эти термины обозначают то, что нам нужно, лишь в своем перекрывающемся, синонимическом смысле, а сами по себе имеют и другие, частные значения (свои у каждого слова в отдельности). Чтобы не путаться, условимся называть интересующий нас тип коллектива принятым в науке латинским словом "социум" (точный эквивалент русского "общества"),
В научной литературе имеется множество определений социума. Например, в словаре по социальной педагогике Л. В. Мардахаев дает следующее определение: "Социум (от лат. socium – общее, совместное) – большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры".
В своей работе "Социология города" Л. А. Зеленов излагает более конструктивное определение социума, позволяющее понять его структуру, ОГЛАВЛЕНИЕ и значимость для педагогической науки.
По его мнению, социум – это совокупность людей с их потребностями, способностями, деятельностью, отношениями и институтами – это и есть предметная область социологии.
Что же интересует социальную педагогику в социуме? Прежде всего его педагогические ресурсы и возможности, значимые для решения проблем социализации человека, т.е. педагогический потенциал социума во всех его временных проявлениях:
– реализация педагогического потенциала социума в развитии личности;
– развитие (восстановление) потенциала социума в интересах развития личности;
– изучение педагогического потенциала социума, значимого для развития личности.
Что же такое социум? Ясно, что это организованная группа людей, функционирующая как система, а не просто механическая совокупность отдельных лиц. Иными словами, в пределах социума люди координируют свои действия друг с другом по детально разработанным правилам. Тем самым социум оказывается наделен определенным единством действий, которое и дает нам право рассматривать его как субъект исторического процесса (разумеется, упрощенно). Можно заметить, что поверх границ социума сколько-нибудь регулярная координация действий по таким общим правилам уже не поддерживается: любые международные союзы легко возникают и распадаются, а человечество в целом пока вообще ни в какой степени не обнаруживало организованного единства действий (хотя, возможно, и идет к этому).
Таким образом, социум – это самое большое по масштабам множество людей, которое можно рассматривать как единый субъект исторического действия (в то время как отдельный человек составляет наименьшее из таких множеств). В результате мы говорим: "Англия стремилась к тому-то", "для Рима было неприемлемо то-то" и т.д. и прекрасно понимаем друг друга, хотя, конечно, отдаем себе отчет в том, что стремиться, достигать, избегать, словом, осуществлять целеполагающую сознательную деятельность, могут на самом деле только отдельные люди, а "действия" и "воля" социума в действительности являются результатом сложнейшей интерференции индивидуальных человеческих действий и воль.
Спокойно применять такие упрощения и представлять историю как цепь последовательных событий развития социума – значит давать общие контуры чего-то конкретного. Вообще, все это можно сказать о любом коллективе – от социума до футбольной команды. Отличительные особенности социума как определенной (и наиболее важной) формы человеческой организации заключаются в следующем.
Во-первых, согласование и регламентация тех или иных форм человеческой жизнедеятельности именно в социуме наиболее всеобъемлющи и касаются наиболее важных сторон человеческого существования. Социум регламентирует семейные связи, личную безопасность, возможности обогащения и роста власти и влияния, необходимость жертв со стороны своих членов; в человеческих коллективах всех прочих уровней организации подвергаются гораздо более ограниченные и менее существенные стороны жизни человека.
Во-вторых, членство в социуме наследственно, в норме подневольно и нерасторжимо по одному лишь желанию данного лица. Шахматный клуб или партию можно покинуть по собственной воле без всяких ограничений, социум – нет.
В-третьих, в силу первых двух факторов члены социума оказываются психологически "своими" друг для друга, испытывают друг к другу привязанность, близость и солидарность неизмеримо бо́льшую, чем "усредненная" близость между людьми, как бы высчитанная без учета границ социумов. Граница своего социума – это основная граница "своего" и "чужого" в мире для подавляющего большинства людей.
На чем же держится единство социума, или, иными словами, что является основным социообразующим фактором? Проще всего сказать, что это единая власть, общая для всех членов социума, и определять "социум" просто как совокупность людей. Однако такое определение окажется необходимым, но явно недостаточным. Оттого, к примеру, что территория державы-оккупанта и оккупированных ею стран подчиняются общей власти, ни они сами, ни посторонний наблюдатель не сочтет их частями одного социума. В 1942 г. никому не пришло бы в голову причислять поляков и белорусов к членам Великогерманского социума на том основании, что они подчинялись общей с немцами власти. В действительности социообразующим фактором являются взаимные обязательства составляющих социум людей – обязательства, направленные на улучшение возможностей выживания каждого из них. Указанные обязательства действуют именно и только внутри границ социума.
Любой социум обрекает часть своих членов на военные лишения и гибель во имя всех прочих; принесение такого рода жертвы считается обязательным, уклонение от нее – изменой. Поверх же границ социума таких отношений не возникает, и принесение правящей верхушкой "своих" в жертву "чужим" само рассматривается как предательская безответственность. В данном примере речь идет о взаимопомощи, которую члены социума обязаны оказывать друг другу в чрезвычайной ситуации ценой тяжелейших личных жертв; однако обязательная взаимопомощь менее напряженного вида является уже постоянным и необходимым условием существования социума. Таким образом, первым краеугольным камнем социума являются обязательства взаимопомощи.
Приведем пример другого рода. В 80-х гг. прошлого века арабские страны, сговорившись друг с другом, повысили цены на нефть. Для миллионов людей по всему миру это было тяжким ударом: отныне им приходилось покупать то, что им было нужно, по более высокой цене. Однако в нефтепокупающих странах никому и в голову не приходило обидеться на арабов: их поступок считался малоприятным и неудобным для Запада, но совершенно нормальным и правомерным сам по себе. Зато едва ли кто-нибудь стал бы негодовать, если бы нефтепокупающие страны оказали на арабов давление, вплоть до военного, чтобы те снизили цену снова (так, кстати, частично и случилось). Теперь представим себе депутата Государственной Думы Российской Федерации от, допустим, Ярославской области, который предложит взимать с Дальнего Востока тройную дань за энергопоставки под угрозой блокады: выхода у тамошних жителей все равно не будет, и западноцентральные районы страны получат больше золота и рыбы. Совершенно очевидно, что такое предложение не пройдет (пока) даже в Государственной Думе Российской Федерации. Таким образом, то, что считается вполне допустимым делать в борьбе за свои интересы поверх границ социума, воспринимается как бред сумасшедшего и немедленно гасится при конфликтах внутри этих границ. Римляне формулировали это очень точно: "Что частному лицу преступно, то обществу дозволено".
Вообще, естественным разрешением антагонистического конфликта интересов между разными обществами исторически будет война и, во всяком случае, в своих действиях относительно друг друга они будут руководствоваться только собственными интересами. Если такой же конфликт случится между членами одного социума, он будет локализован и разрешен по определенным правилам, а действия сторон окажутся строго ограничены, и им придется определенным образом считаться с интересами друг друга и не посягать на определенные позиции врага; в противном случае на них обрушится с тяжелым наказанием их общая власть.
В данном случае речь идет о взаимных обязательствах по ненападению, составляющих второй краеугольный камень всякого социума.
Именно организации и гарантии выполнения этих обязательств и служит единая власть социума. Без такой власти они становятся пустым звуком: некому и нечем будет обеспечивать взаимопомощь и взаимное ненападение членов социума. Однако если какая-либо общая власть вообще не ставит себе целью обеспечивать подобные отношения между подвластными ей субъектами, социума она не образует. Именно поэтому никому бы и в голову не пришло числить граждан Германии и белорусов в 1942 г. "своими" друг для друга, членами одного социума.
Итак, наибольшим субъектом исторического процесса, обладающим единством действий, является социум (общество) – продолжающий и воспроизводящий себя во времени коллектив людей, "своих" друг для друга, т.е. наследственно обязанных друг другу ненападением (регламентированным и ограниченным разрешением конфликтов) и некомпенсируемой взаимопомощью (чрезвычайной в различных формах и постоянной в форме налогов и повинностей), гарантированными и организованными единой властью социума. Социум – это "поле" взаимной наследственной клятвы о взаимопомощи и ненападении.
Таким образом, именно социум обеспечивает удовлетворение фундаментальных желаний человека, его потребностей в безопасности и помощи в случае нужды. Иными словами, социум делает для своего взрослого сочлена то же, что семья для ребенка, – откуда и происходит стандартное для практически любой культуры сравнение своего социума с матерью или отцом.