Социометрия

Социометрическая методика – одна из самых распространенных и наиболее широко применяемых в мировой социальнопсихологической исследовательской практике. Подобная популярность социометрии вполне объяснима, поскольку используемое в рамках данной методической модели процедурное решение не только позволяет получить нередко скрытую от непосредственного наблюдателя информацию о характере межличностных отношений в группе, но и обладает всеми преимуществами, которые присущи любому "экспресс-приему". Кроме того и в процедурном, и в интерпретационном плане социометрический метод достаточно гибок и легко поддается модификации, что обеспечивает возможность работать практически с любой малой группой вне зависимости от специфики ее жизнедеятельности и половозрастных особенностей ее состава. В то же время все эти достоинства, и в первую очередь простота применения социометрической методики, порождают иллюзорное представление о ней как об основном и чуть ли не единственно доступном пути анализа характера межличностных отношений в группах. На самом же деле социометрическая методика и по замыслу ее создателя, американского исследователя Дж. Морено, и по своим реальным содержательным возможностям рассчитана на выявление особенностей непосредственных отношений типа "симпатии-антипатии" между членами контактной группы[1].

Описание методической процедуры. Как уже отмечалось выше, в процедурном плане социометрическая методика крайне проста и не предполагает необходимости осуществления каких бы то ни было предваряющих основной опросный этап подготовительных исследований. Содержательной сутью обследования в данном случае является прямой, или, как его еще называют, "лобовой" опрос испытуемых. При этом психолог, как правило, работает с группой в целом, фронтально, в то время как каждый из испытуемых отвечает на поставленный вопрос индивидуально, не советуясь с другими членами обследуемого сообщества.

По условиям опроса испытуемый должен ответить на вопрос или несколько вопросов, декларируя тем самым факт своих персонифицированных межличностных предпочтений. Сами вопросы должны быть поставлены в такой форме, которая бы предполагала в качестве ответа перечисление фамилий некоторых его товарищей по группе. Например: "С кем из членов группы вы хотели бы оказаться в паре при выполнении трудного и ответственного задания?" или "С кем из членов группы вы хотели бы поехать на увеселительную экскурсию?" Задаваемые вопросы могут быть отнесены к любой сфере жизнедеятельности группы. Как правило, этот выбор диктуется задачами и целями конкретного исследования. В то же время, как показывает реальная исследовательская практика, все многообразие подобных вопросов может быть условно отнесено к двум основным сферам групповой и личной жизни – "эмоциональной" и "деловой". Указывая на это, подчеркнем, что подобная дифференциация допустима лишь условно, хотя в научном лексиконе и утвердились (достаточно прочно) такие термины, как "эмоциональный социометрический критерий" и "деловой социометрический критерий". На то, что такое жесткое различение задаваемых при социометрическом обследовании вопросов по "эмоционально-деловому" признаку нередко является попросту смысловой "натяжкой", указывает, в частности, и тот факт, что в исследовательской практике довольно часто используется "смешанный" социометрический критерий. Более того, есть все основания считать, что один из таких "смешанных" критериев (проективная ситуация необходимости межличностного выбора в условиях вынужденного переформирования группы) оказывается чуть ли не самым мощным. В качестве примера приведем один из возможных вариантов соответствующего данной ситуации вопроса: "В случае расформирования или переформирования вашей группы с кем из ее членов вы хотели бы оказаться вместе в новом сообществе?"

Инструктируя испытуемых, психолог оговаривает необходимость отражения на бланке приоритетности выбора: отвечая на поставленный вопрос, каждый испытуемый составляет список фамилий выбранных им людей в строго определенной очередности. Под номером "1" в бланк заносится фамилия члена группы, которого данный испытуемый выбирает в первую очередь; под цифрой "2" – фамилия того, кто выбран вторым, и т.д.

В зависимости от задач конкретного исследования, а также численности группы психолог непосредственно в рамках инструкции может либо определить предельно допустимое число выборов, либо не оговаривать необходимость подобного ограничения избирательной активности обследуемого. В первом случае (такой вариант социометрической методики традиционно обозначают как параметрический) испытуемому предоставляется возможность осуществить, как правило, не более трех последовательных выборов. При этом он может по своему собственному усмотрению остановиться на одном или на двух выборах, а может и вовсе от них отказаться – заложенное в инструкции ограничение касается лишь верхнего предела его избирательной активности. В отличие от непараметрического варианта реализации социометрической процедуры данная форма ее применения значительно менее трудоемка, а полученные эмпирические данные несравнимо легче поддаются как графической компоновке, так и статистической обработке. Кроме того, сам факт изначального количественного ограничения возможных выборов закономерно повышает степень их избирательности и приоритетности. Здесь практически исключены случаи уклончивых ответов, когда испытуемый указывает не фамилии конкретных людей, а вписывает в бланк фразы типа "Я хотел бы, чтобы в новой группе остались все" и т.п. (что, кстати, нередко происходит, если социометрическое обследование осуществляется в непараметрической форме).

Часто бывает недостаточно зафиксировать лишь факты позитивно-эмоциональных отношений между испытуемыми, а требуется также выяснить, не наличествуют ли между ними взаимоотношения, характеризующиеся в той или иной степени осознаваемой антипатией. Для решения этой задачи, наряду с вопросом или группой вопросов, предполагающих позитивно окрашенный выбор партнеров по взаимодействию и общению, испытуемым предлагают ответить и на "обратный" вопрос, т.е. на вопрос, ответ на который предусматривает не позитивный выбор, а отвержение (отклонение) тех или иных товарищей по группе. В этом плане приведенным выше в качестве примера "позитивным" вопросам соответствуют "обратные" вопросы, сформулированные следующим образом: "С кем из членов группы вы не хотели бы оказаться в паре при выполнении трудного и ответственного задания?", "С кем из членов группы вы не хотели бы поехать на увеселительную экскурсию?" И наконец: "В случае расформирования или переформирования вашей группы с кем из ее членов вы не хотели бы оказаться вместе в новом сообществе?" Что касается процедурных условий ответа на них, то они должны быть полностью идентичны той ситуации обследования, которая была создана в ходе основного опросного этапа.

В завершение описания особенностей методической процедуры социометрического обследования группы остановимся еще на одном моменте. Речь идет о тех обязательных условиях, которые должны соблюдаться исследователем, избравшим для работы социометрическую методику.

Так, он должен организовать обследование таким образом, чтобы каждый испытуемый вынужден был работать самостоятельно, ни с кем не советуясь и не сверяя свои ответы с ответами окружающих. При этом время, отводимое на ответы, ни в коем случае не должно ограничиваться. В связи с тем что режим работы каждого достаточно индивидуален, более целесообразно заранее внести вопросы в экспериментальный бланк, а не зачитывать их вслух непосредственно в ходе опроса, торопя тем самым тех, кто еще не успел ответить, и задерживая тех, кто уже справился с заданием.

Кроме того, отвечая на вопросы и тем самым осуществляя выбор или отвергая того или иного члена группы, каждый испытуемый должен иметь перед глазами ее полный список, включающий и фамилии тех, кто по какой-то причине в данный момент отсутствует. Этот список может предъявляться каждому испытуемому индивидуально (например, вноситься непосредственно в экспериментальные бланки), а может в единственном экземпляре предоставляться всей группе в целом. Соблюдение этого требования должно быть особенно неукоснительным в тех случаях, когда испытуемыми являются дети, так как они склонны ограничиваться выбором или отвержением лишь тех, кого видят непосредственно в настоящий момент.

Наконец, еще одно обстоятельство, на которое следует обратить внимание. Как показывает богатый опыт использования социометрической методики, получаемый с ее помощью эмпирический материал оказывается наиболее надежен в том случае, когда, отвечая на вопросы, испытуемые уверены, что высказанная ими позиция будет тщательно проанализирована и действительно повлияет на ход дальнейшей жизнедеятельности группы.

Именно с учетом всех вышеперечисленных требований и должна строиться опросная ситуация.

Обработка данных. Полученные в результате проведения социометрической процедуры эмпирические данные, прежде чем быть качественно проинтерпретированы, должны подвергнуться количественному анализу, чему, как правило, предшествует этап их компоновки.

Наиболее распространенный вариант начальной обработки первичного материала – составление матрицы. Приведем пример такой матрицы, отражающей картину социометрических выборов в группе из семи человек – испытуемых А., Б., В., Г., Д., Е., Ж. (табл. 14.1).

В этой матрице нашла свое отражение картина межличностных предпочтений в группе, или, другими словами, составляющий ее ОГЛАВЛЕНИЕ набор социометрических выборов.

Таблица 14.1. Социометрическая матрица

Кого выбирают / Кто выбирает

А.

1

Б.

2

В.

3

г.

4

А•

5

Е.

6

Ж.

7

1. А.

*

1

2

3

2. Б.

2

*

1

3

3. В.

3

1

*

2

4. Г.

3

2

1

*

5. Д.

1

3

*

2

6. Е.

1

2

3

*

7. Ж.

2

3

1

*

Суммарное количество выборов, полученных членом группы

3

6

4

5

2

0

1

Правда, приведенный пример иллюстрирует наиболее простой вид обследования – параметрический вариант (верхний предел избирательной активности – три выбора) позитивной социометрической процедуры[2]. Понятно, что матрица, содержащая результаты проведения непараметрического варианта социометрической процедуры выглядела бы значительно более насыщенной и позволила бы, кроме таких показателей, как "количество полученных каждым испытуемым выборов" и "количество взаимных выборов" (как для каждого члена группы, так и для группы в целом), выявить и такой немаловажный параметр межличностных отношений, как "количество сделанных выборов" (как для каждого члена группы, так и для группы в целом). Естественно, что аналогичную информационную "добавку" непараметрический вариант социометрии обеспечивает не только в отношении позитивных выборов, но и в отношении негативных.

Цифры, указанные в рассматриваемой матрице, обозначают следующее. Испытуемый А. сначала выбрал Б., затем – В., а на Г. "потратил" последний из возможных выборов – третий. Что касается выборов, осуществленных Б., то они распределились в таком порядке: в первую очередь этот испытуемый назвал В., второй его выбор "пал" на А., а третий – на Г. Аналогичным образом могут быть легко прослежены направленность и очередность выборов остальных членов группы.

Графа "Суммарное количество выборов, полученных членом группы" содержит информацию об особенностях внутригрупповой социометрической структуры обследуемого сообщества, позволяет выявить тех, кому симпатизирует большинство членов группы, к кому партнеры по взаимодействию питают антипатию, а к кому относятся, по сути дела, индифферентно.

Что касается приведенного примера, то можно со всей уверенностью говорить о наличии в данной группе ярко выраженной социометрической "звезды" (испытуемый Б. получил максимально возможное число выборов – шесть) и изолированного члена сообщества – испытуемый Е. (этот испытуемый не получил ни одного выбора).

Вряд ли у кого-нибудь может вызвать серьезные сомнения то, что в рассмотренном случае нет необходимости специально доказывать, что в лице Б. мы имеем, несомненно, высокостатусного в социометрическом плане члена группы, а положение Е. во внутригрупповой системе эмоциональных взаимоотношений никак нельзя расценить иначе, как неблагополучное. В то же время, как показывает исследовательская практика, далеко не всегда складывается столь однозначно интерпретируемая ситуация. В связи с этим нередко возникает потребность в математически выверенном определении тех цифровых показателей индивидуального социометрического статуса, которые бы позволили безоговорочно "отдифференцировать" высокостатусных и низкостатусных в социометрическом плане членов группы от остальных их товарищей по сообществу. Для решения этой задачи существует специальная статистическая процедура, позволяющая довольно точно определить верхнюю и нижнюю критические границы доверительного интервала, лишь с учетом которых в каждом конкретном случае можно с уверенностью отнести того или иного испытуемого к категориям высоко- или низкостатусных в социометрическом плане членов группы[3].

Бесспорно, вышеуказанный путь обоснования вывода о характере внутригрупповой дифференциации в конкретном сообществе является наиболее доказательным, хотя и довольно трудоемким. Особенно резко возрастает объем вычислений в том случае, когда в исследовании задействовано большое число групп. В такой ситуации психолог имеет возможность не заниматься столь длительными вычислениями критических границ доверительного интервала, а воспользоваться уже накопленным до него исследовательским опытом. По сути дела, речь идет об уже выявленных на практике нормах распределения социометрических выборов, позволяющих без дополнительных вычислений определить социометрический статус того или иного конкретного испытуемого. Правда, такие нормы обоснованы далеко не для всех видов групп. Наиболее выверенными на сегодняшний день они являются для школьных классов. Так, например, Я. Л. Коломинский на вполне репрезентативной выборке показал, что в условиях практически любого класса наиболее правомерно выделять как минимум четыре статусные категории школьников: "социометрические звезды" (шесть и более выборов), принятые, или предпочитаемые (три- пять выборов), непринятые (один-два выбора) и пренебрегаемые, или изолированные (ни одного выбора). Учитывая тот факт, что эти учебные группы, как правило, не превышают по своей численности 30 членов, именно этот количественный "формат" и рассматривается как определяющий эти нормы, если речь идет о группах с иной деятельностной направленностью.

Несмотря на несомненные удобства матричной формы компоновки эмпирического материала, психолог, как правило, не ограничивается лишь ее построением, а, добиваясь большей наглядности, прибегает еще и к графическому изображению полученных в ходе социометрического исследования результатов. В этом случае, опираясь на материал, составляющий содержательную суть социометрической матрицы, он строит социограммы, которые по своему характеру могут быть как групповыми (т.е. иллюстрирующими специфику межличностных отношений в обследованный группе в целом), так и индивидуальными (т.е. отражающими особенности взаимосвязей в рамках группы членства какого-то одного конкретного испытуемого, который по тем или иным причинам привлек к себе особое внимание).

Здесь вряд ли имеет смысл специально останавливаться на подробном описании способов построения различных социограмм хотя бы потому, что это уже неоднократно и притом квалифицированного сделано в целом ряде публикаций[4].

Наряду с матричной и чисто графической формой изображения результатов социометрии при анализе полученных в ее ходе эмпирических данных традиционно используются разнообразные количественные индексы. Надо сказать, что число этих индексов так велико, что даже простое перечисление их названий заняло бы слишком много места. Кроме того, и обоснование их введения, и сама процедура их вычисления неоднократно и достаточно подробно описаны в целом ряде работ[5].

Значительно более целесообразно здесь хотя бы кратко описать процедуру и способ обработки одной из вариаций социометрической методики, которая, будучи достаточно эффективным приемом изучения характера внутригруппового структурирования, по малопонятным причинам неоправданно редко используется в исследовательской практике. Эта модификация социометрии была предложена Я. Л. Коломинским, использовавшим достоинства социограммы и разработавшим графический способ обследования, и прямо направлена на выявление реальных социометрических персональных статусов членов группы.

Описание методической процедуры (с использованием социограммы). Непосредственно перед началом собственно опросного этапа испытуемым раздаются бланки, на каждом из которых начерчена четырехорбитная социограмма. Кроме того, на этих же бланках размещены пофамильные списки обследуемого сообщества. Затем психолог знакомит испытуемых с инструкцией, согласно которой они должны найти на социограмме место для каждого члена группы в зависимости от того, насколько ему симпатизируют его партнеры по взаимодействию и общению. При этом если, по мнению отвечающего, данный член группы "пользуется симпатией абсолютного большинства", то соответствующий его фамилии порядковый номер вписывается в центральный круг; если он "пользуется симпатией многих", его порядковый номер в списке фиксируется на второй от центра орбите; если он "пользуется симпатией лишь некоторых" членов группы, обозначающий его номер размещается на третьей орбите; в том же случае, когда, с точки зрения опрашиваемого, данный член общности "не пользуется симпатией окружающих", ему отводится место на четвертой, внешней орбите социограммы. Таким образом, каждый испытуемый должен оценить, кроме своего собственного, положение всех членов группы.

Обработка данных. После того как все испытуемые завершают выполнение опросного задания, можно приступить непосредственно к вычислению персонального социометрического статуса каждого участника эксперимента, используя при этом формулу

где – число членов группы, поместивших данного человека на соответствующую (первую, вторую, третью или четвертую) орбиту; N – число членов группы, участвовавших в обследовании.

Другими словами, оцениваемому начисляется за каждый случай приписывания его: к первой орбите – 4 балла, ко второй – 3 балла, к третьей – 2 балла, а к четвертой – 1 балл.

На основании полученного в ходе вычисления итогового результата можно с большой долей уверенности утверждать принадлежность каждого члена группы к одному из четырех внутригрупповых социометрических статусных слоев. К первой, наиболее в социометрическом плане высокостатусной категории лиц могут быть отнесены члены группы с показателями 4–3,5 балла, к самой низкостатусной категории членов группы – те, кто имеет соответствующие показатели в диапазоне от 1,5 до 1 балла. Показатели двух промежуточных – "второй" и "третьей" – категорий равны соответственно 3,5–2,5 и 2,5–1,5 баллам.

Проиллюстрируем необходимые подсчеты хотя бы одним конкретным примером вычислений. Предположим, что один из членов уже известной нам группы, испытуемый Д., получил следующие оценки со стороны шести своих товарищей по взаимодействию и общению: один из них поместил его в центральный круг социограммы, второй – на второй орбите, трое – на третьей и шестой – на четвертой, внешней, орбите. В этом случае

Как видим, мы имеем все основания отнести испытуемого Д. к членам группы – представителям третьего слоя во внутригрупповой социометрической структуре обследованного сообщества.

Данная процедура и самого обследования, и обработки эмпирического материала на первый взгляд лишь с некоторой натяжкой может быть отнесена к классу социометрических методик. Казалось бы, с не меньшим основанием она может рассматриваться как одна из вариаций обычной взаимооценки по принципу ранжирования. И все же основные параметры ее возможностей и ограничений не выходят за содержательные рамки социометрического метода.

Оценивая преимущества и недостатки социометрической процедуры в любой ее модификации, а также достоинства и слабости различных смежных с ней методических приемов, следует наряду с их портативностью и компактностью иметь в виду и то, что полученные в ходе такого обследования эмпирические данные носят достаточно ситуативный характер, нередко отражают лишь особенности самого поверхностного, непосредственного слоя межличностных отношений и дают возможность зафиксировать только сам факт наличия или отсутствия межличностной привлекательности одного члена сообщества для другого, оставляя за рамками анализа вопрос о мотивах декларируемого испытуемым выбора, а значит, и саму причину межличностных симпатий и антипатий членов группы. Все это совершенно закономерно диктует необходимость проверки и дополнения результатов социометрического обследования с помощью других социально-психологических методик, и в первую очередь таких, как референтометрическая процедура, методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов в группе, а также методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе.