Социологизм Э. Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог, представитель классического позитивизма, активный участник институциализации социологии. На формирование социологических воззрений Э. Дюркгейма оказали влияние рационалистическая методология Р. Декарта, идеи детерминизма и законосообразности развития социальных явлений Ш. Монтескье, этическое учение И. Канта, экспериментальная психология В. Вундта, позитивизм О. Конта и структурный функционализм Г. Спенсера. Э. Дюркгейм был знаком с работами К. Маркса, однако отрицая его влияние на свои исследования, хотя и признавая, что его "метод экономического материализма применим к истории в целом".
В своих основных работах "Элементы социологии" (1889), "О разделении общественного труда" (1893), "Правила социологического метода" (1895), "Самоубийство. Социологический этюд" (1897) и "Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии" (1912) Э. Дюркгейм, утверждая социологизм как ведущий научный метод, сосредоточил внимание на проблемах анализа взаимодействия личности и общества, на исследовании социальных фактов как коллективных представлений, на рассмотрении значения общественного разделения труда в процессе социальной эволюции. Им была разработана концепция механической и органической солидарности, заложены основы социологии религии, проведено эмпирическое и теоретическое исследование социальных причин самоубийства.
Также как и О. Конт, Э. Дюркгейм ставил социологию в один ряд с естественными пауками, считая ее высшей ступенью научного познания. Однако в отличие от основателя позитивистской философии он утверждал, что социология должна быть автономной наукой, а не составной частью философии. Ей следует изучать то, что есть, а не то, что должно быть. Э. Дюркгейм также выступал за разграничение социологии и психологии. Для него психология - это наука об индивидуальном сознании человека, а социология - это наука о коллективном сознании людей. Мышление групп, считал он, иное, нежели отдельных людей, "у него свои собственные законы".
С точки зрения Э. Дюркгейма, социология должна изучать общество как совокупность социальных фактов. В работе "Правила социологического метода" (1895) он определил социальные факты не как биологические и психические процессы, которые индивид отправляет регулярно (например: еда, сои, мышление), а как "способы мышления, действия и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой". Социальные факты имеют свое собственное существование и "навязываются индивиду независимо от его желания". Посредством социальных фактов общество оказывает побудительное воздействие на поведение человека. Социальные факты определяют действия человека как представителя определенной социальной общности (например: супругов, граждан, верующих). По мнению французского социолога, социальным действием следует признать то, субъектом которого выступает группа людей, а не отдельный индивид. Именно социальные факты составляют "собственную область социологии".
Определяя предмет социологии, Э. Дюркгейм расширяет понятие "социальный факт" до понятия "социальный институт", трактуя его как "все верования, все поведения, установленные группой". Поэтому он утверждал, что социологию "можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании".
Э. Дюркгейм выделил две разновидности факторов, обусловливающих поведение человека в обществе: морфологические и психологические. К морфологическим факторам он относил те, которые оказывают побудительное воздействие на поведение человека как социально-биологического существа, к психологическим факторам те, которые оказывают побудительное воздействие на поведение человека как социально-психологического существа. Психологические факторы Э. Дюркгейм называл "коллективными представлениями", совокупностью "общих идей и чувств, которые передаются от поколения к поколению" и обеспечивают "единство и преемственность коллективной жизни" людей. Таковы, по его мнению, например: легенды, религиозные традиции, политические верования, мода, язык. Коллективные представления выступают как нормы и законы, ценности и идеалы, обычаи и традиции, которые вырабатываются такими формами общественного сознания, как право, мораль, искусство, религия. Коллективные представления могут быть "нормальными", способствующими укреплению социальных связей, и "патологическими", приводящими к социальной аномии.
Э. Дюркгейм не отрицал влияния на общественную жизнь "морфологических" факторов, к которым относил плотность населения, частоту контактов между людьми, характер поселений, способы коммуникации, и отмечал зависимость их от географических, демографических и материальных условий жизни людей. Однако, по мнению французского социолога, самое сильное давление на регулирование и изменение процессов общественной жизни оказывают психологические факторы.
Э. Дюркгейм ставил социологию выше других общественных наук и признавал за ней право быть образцом методологии научного исследования общественной жизни и интегратором всех социальных знаний. В структуре социологии он выделил три раздела. Первый - социальная морфология, которая должна изучать естественные основы жизни разных народов и включать в себя географическую и демографическую социологии. Второй - социальная физиология, которая должна изучать социальные факты и включать в себя социологии морали и религии, юридическую и экономическую, лингвистическую и эстетическую социологии. Таким образом, Э. Дюркгейм первым предложил выделение отраслевых социологий. Третий - общая социология, которая на основании синтеза знаний двух первых разделов должна устанавливать общие социологические законы и правила социологического метода.
Основу социологического метода Э. Дюркгейм видел в том, что "социальные факты нужно рассматривать как вещи", т.е. как независимые от сознания конкретных людей реальности, и изучать эмпирически, как это делают естественные науки. Первым действием социолога, утверждал он, должно быть "определение рассматриваемых вещей". Первопричину всякого социального явления следует искать "в организации внутренней социальной среды".
К основным правилам социологического метода, которые должны использоваться при исследовании любого общественного явления, Э. Дюркгейм относил следующие:
- использование косвенного наблюдения;
- проведение сравнения по аналогии;
- выявление общего, закономерного через изучение единичного;
- обнаружение причинно-следственных связей;
- установление источников исторического развития.
В понимании Э. Дюркгейма общество - это не простая сумма индивидов, а "система, образованная их ассоциацией". Он признавал, что генетически общество возникло в результате взаимодействия индивидов. Но, возникнув, оно начинает существовать по собственным законам. Доказательством этого, с его точки зрения, является то, что "группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены". Отсюда делается вывод о том, что социальное - первично, а индивидуальное - вторично, что общество существует независимо от личности, вне ее и над ней. Противопоставление личности и общества Э. Дюркгейм подчеркивал через различие понятий: "индивидуальные факты" - "социальные факты", "индивидуальные представления" - "коллективные представления", "индивидуальное сознание" - "коллективное сознание".
При рассмотрении взаимодействия личности и общества Э. Дюркгейм отмечал, что личность представляет собой двойственную реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и противостоят два начала: индивидуальное и социальное. Однако поведение личности в общественной жизни определяется не индивидуальными различиями, а социальной сплоченностью. Когда в обществе происходит снижение социальной сплоченности, тогда личность утрачивает значимость социальных норм и ценностных ориентаций. В результате наступает социальная аномия: отрицаются общепринятые нормативы и законы, господствует безудержный разгул человеческих страстей. В то же время Э. Дюркгейм был убежден в том, что общество не может развиваться и процветать, если личность угнетается, человек низводится до уровня послушного орудия труда. Счастье и благополучие личности, по его мнению, тем больше, чем больше упорядочена общественная жизнь, чем "более гарантированы права и свободы индивида".
Центральной социологической проблемой Э. Дюркгейм считал проблему социальной солидарности, под которой понимал сплоченность людей как представителей какой-либо социальной группы. Социальная солидарность, объединяя людей, способствует сохранению целостности общества. Выделяя два этапа социальной эволюции, Э. Дюркгейм специфику этих этапов объяснял различием форм социальной солидарности. Согласно его представлению, на первом архаическом (примитивном) этапе эволюции в обществе преобладает "механическая" солидарность, а на втором индустриальном (цивилизованном) - "органическая".
Механическая солидарность характерна для таких исторически первых социальных объединений, как род, клан, племя, союз племен. Она базируется на том, что большинство членов общества выполняет одинаковые виды деятельности, а их индивидуальное сознание растворено в сознании коллективном. Основу механической солидарности составляют общие для всех верования и моральные нормы поведения. Обществу с механической солидарностью присуще запретительно-репрессивное право, карающее за отклонения от норм коллективного поведения. Социальный контроль действий членов общества осуществляется с помощью коллективных представлений в форме религиозных догматов и обычаев.
Если механическая солидарность основана на сходстве деятельности людей, то органическая солидарность основана на различии их деятельности. Органическая солидарность возникает в результате установления общественного разделения труда и формирования относительной самостоятельности индивидуального сознания, с появлением городов-государств. Она преобладает в средневековом обществе и доминирует в современном индустриальном обществе, почти вытесняя механическую солидарность. С точки зрения Э. Дюркгейма, органическая солидарность порождает более прочные и устойчивые социальные связи, так как образуется в соответствии с принципом: "я заинтересован в продуктах деятельности другого, он заинтересован в продуктах моей деятельности". Она является более прогрессивной формой социальных связей, поскольку способствует развитию индивидуальности и реализации творческих потенций человека.
Обществу с органической солидарностью присуще регулятивно-восстановительное право, которое выражается в ограничительных нормах и законах, предупреждающих об ответственности за нарушение норм коллективного поведения. Соблюдение этого права контролируется коллективными представлениями в форме юридических законов и моральных норм.
Признавая разделение труда основой органической солидарности современного общества, Э. Дюркгейм в качестве основных причин проявления разделения труда в обществе называл следующие: рост народонаселения, "физическую плотность" (количество людей, проживающих на данной территории) и "моральную плотность" (интенсивность социальных связей между людьми).
Основным стимулом возникновения общественного разделения труда Э. Дюркгейм считал борьбу людей за существование. В процессе этой борьбы каждый, чтобы выжить, вместо соперничества и уничтожения себе подобных начинает выполнять такой вид деятельности, в результатах которой заинтересованы другие.
Это приводит, в конечном счете, к сотрудничеству и взаимозависимости людей друг от друга, становится важным источником социальной солидарности, "основанием морального порядка" и цементирует социальные связи. Чем более разделен труд, тем более, с одной стороны, проявляется в личности индивидуализм, а с другой - ее зависимость от труда других.
Э. Дюркгейм различал два вида форм проявления общественного разделения труда в современном обществе: "нормальные" и "ненормальные". К ненормальным формам проявления разделения общественного труда он относил социальное неравенство, анархию производства, неограниченную конкуренцию, бесконтрольность рыночных отношений, отсутствие механизмов моральной регуляции поведения людей. Проявление нормальных форм разделения труда виделось ему в социальном неравенстве, основанном на одаренности и профессионализме людей, планировании и нормативном регулировании производства и распределения, снижении конкуренции, осуществлении равенства социальных возможностей.
Нарушение нормальных форм разделения труда, приводящее к кризису социальной солидарности, Э. Дюркгейм назвал "социальной аномией". В обществе состояние социальной аномии наступает тогда, когда люди нарушают традиционные этические нормы и юридические предписания, перестают верить провозглашаемым идеологическим доктринам, утрачивают привычные социальные связи, что, в конечном счете, негативно сказывается на их моральном и физическом здоровье. Состояние социальной аномии обусловлено крахом традиционных, экономических и политических институтов. Однако Э. Дюркгейм был уверен в том, что социальная аномия - это временная патология общества, которая должна закончиться его выздоровлением.
Переход к нормальным формам проявления общественного разделения труда французский социолог связывал с проведением реформ по интенсификации и научной организации труда, с моральным воспитанием в духе ценностей социальной солидарности. Важным условием достижения нормальных форм разделения труда он считал соблюдение соответствия выполняемых работниками функций их индивидуальным способностям и наклонностям. Установление нормальных форм проявления общественного разделения труда, по его мнению, будет происходить тогда, когда общество перестанет навязывать человеку тот вид деятельности, который противоречит его способностям и умениям. А пока этого не происходит, в обществе будет иметь место социальная аномия, антагонизмы, классовая борьба и революции.
Одно из проявлений социальной аномии - самоубийство Э. Дюркгейм подверг эмпирическому анализу. На основании тщательного изучения западноевропейской статистики самоубийств им было установлено, что ни психическое состояние человека, ни его наследственность, ни климат, ни время года и суток не являются основными факторами роста количества самоубийств. Не отвергая важности воздействия природно-климатических, физиологических и психических факторов на самоубийство, главной причиной увеличения числа самоубийств французский социолог признавал снижение степени интеграции личности в семейно-бытовых, национальных, экономических, политических и религиозных социальных общностях. По мнению Э. Дюркгейма, самоубийство совершает не человек как таковой, а личность как представитель определенной социальной общности. Им были выведены следующие социологические закономерности данного вида социальной аномии:
- число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид;
- чем прочнее социальные связи внутри социальной группы, тем меньше процент самоубийств среди ее членов.
Исходя из характера нарушения нормальных социальных связей личности с социальной группой, Э. Дюркгейм выделил такие типы самоубийств, как "эгоистическое", "альтруистическое", "аномическое" и "фаталистическое". Эгоистическое самоубийство является следствием разрыва самим индивидом социальных связей со своим социальным окружением. К альтруистскому самоубийству приводит утрата личностью, независимо от ее желания, связи с близкими людьми или нарушение привычно сложившихся связей в социальной группе. Аномическое самоубийство, как правило, обусловлено крупными общественными потрясениями, вызывающими нарушения устоявшихся социальных связей, и невозможностью личности приспособиться к новым социальным связям. Фаталистическое самоубийство происходит из-за страха личности перед потерей признания в той социальной группе, социальные связи с которой у нее были достаточно крепкими.
Э. Дюркгейм приводит данные, согласно которым процент суицида больше среди протестантов, разведенных и вдовствующих, в период экономического кризиса. На основании этого он утверждает, что протестантская религия, малочисленные семьи, экономические кризисы и есть те социальные условия, которые способствуют утрате личностью социальных связей со своими общностями и, как следствие, увеличивают возможность самоубийства.
Э. Дюркгеймом была выявлена корреляция между количеством самоубийств и циклами экономического развития. Наибольшее количество самоубийств, с его точки зрения, приходится на периоды глубоких экономических кризисов и на периоды значительного экономического благополучия. Причину увеличения числа самоубийств в период экономического процветания французский социолог объяснял ростом стандартов потребления и изменением социальных ориентаций личности. Невозможность достижения высокого стандарта потребления вызывает у личности стресс и глубокое разочарование в жизни. При слабой интеграции личности в окружающих ее общностях такое состояние приводит к решению о самоубийстве. Уменьшить количество самоубийств, по мнению Э. Дюркгейма, возможно только тогда, когда социальные группы станут достаточно сплоченными, а личность будет чувствовать "свою солидарность с коллективным существом".
Религию Э. Дюркгейм определял как солидарную систему верований и практик, относящихся к вещам "священным, обособленным и запретным"; как систему, которая объединяет людей "в одну моральную общность, называемую церковью". Изучая этнографический материал о религиозных верованиях австралийцев, он стремился выяснить социологические закономерности формирования религиозного коллективного сознания. С его точки зрения, религия создается обществом. Каждый тип общества формирует соответствующий ему тип религии. Э. Дюркгейма интересовало, как религия выражает коллективные представления и влияет на поведение людей. Он считал, что истинная функция религии не в том, чтобы заставлять пас думать, обогащать наше познание, а в том, чтобы "побуждать нас к действию, помогать нам жить". Религия поддерживает нужное обществу социально-адекватное поведение людей, освящая социально приемлемые образцы поведения, способствуя сдерживанию индивидуально эгоистических порывов, требуя готовности пожертвовать собственными интересами во имя общих.
Французский социолог отмечал безграничное влияние религии на повседневную жизнь людей и их культуру, особенно на стадии архаического общества. Он считал, что религия породила мораль, искусство и науку. Э. Дюркгейм также обращал внимание на то, что изменения условий жизни людей приводят к замене одних религиозных верований и обрядов на другие. Мечтая модернизировать религию современного общества посредством соединения религии и морали, Э. Дюркгейм предложил концепцию религии без Бога. Признание значения религии в деле достижения социальной солидарности не помешало ему как педагогу и общественному деятелю в 1905 г. способствовать принятию во Франции закона об отделении церкви от государства и школы от церкви.