Лекция 3. СОЦИОЛОГИЯ РЫНКА

Рынок как форма экономических отношений, предполагающая денежный обмен на основе саморегулирующегося спроса и предложения и свободной конкуренции, был в поле зрения экономистов с самого возникновения экономической науки. Однако социологические подходы к анализу рынка сформировались значительно позже, институционализация социологии рынка как самостоятельного направления в экономической социологии произошла лишь к концу XX в. Уже в трудах К. Маркса, М. Вебера, затем К. Поланьи и других ученых были заложены основы социологического изучения рынка как формы социальной интеграции хозяйства, т.е. объединения людей в процессе хозяйственной деятельности.

Начиная с А. Смита и Д. Рикардо, экономисты и философы осознавали определяющую роль рынка в капиталистическом обществе. В XVIII в., когда рыночное общество только формировалось, обмен представлялся естественным состоянием, природной склонностью человека, которую необходимо освободить от груза традиционных ограничений. Согласно либеральной идеологии рынок, если ему не будут мешать государство, традиционные представления о солидарности и патернализме, религиозное морализаторство и т.п., может выступить самостоятельным регулирующим механизмом, который, подобно "невидимой руке", наладит не только гармоничную хозяйственную жизнь, но и урегулирует социальные проблемы и приведет к росту процветания.

Внимание первых исследователей рынка как формы социальной интеграции хозяйства было направлено на природу его основных элементов: товара, акторов и т.д. Вклад К. Маркса в формирование социологии рынка состоит в его анализе товара как не только экономического, но и социального феномена.

Товар представляет собой продукт труда, способный удовлетворять реальные потребности людей и включенный в отношения денежного обмена.

Меновая стоимость товара, по К. Марксу, отражает общественно-необходимое для его производства рабочее время, в то время как под потребительной стоимостью подразумевается практическая полезность продукта. Именно включенность в отношения обмена делает продукты труда товарами, но при этом товарный обмен скрывает их подлинную социальную сущность: "(Товарная форма) – лишь определенное общественное отношение самих людей, которое принимает в их глазах фантастическую форму отношения между вещами". Таким образом, сами по себе продукты труда не обладают специфическими свойствами, превращающими их в товары – их делает такими предназначенность для обмена, включенность в отношения купли-продажи и обретения денежного эквивалента их стоимости. Достигая своего конечного потребителя, продукт изымается из обмена и соответственно перестает быть товаром.

М. Вебер в известной работе "Хозяйство и общество" исследовал условия товарного обмена в различные исторические эпохи и показал, что включение в него как продуктов труда, так и социальных групп, регулировалось традициями, моральными и культурными, прежде всего религиозными нормами, а также государством. Некоторые продукты исключались из рыночного оборота, т.е. не могли быть товаром в силу ряда конкретных социокультурных и исторических причин: религиозных запретов на их использование (свинина в мусульманских странах и иудейских общинах); продукты, считавшиеся атрибутами религиозных культов или привилегированными предметами потребления высших классов, и т.д. В периоды войн и голода государство нередко ограничивало свободную торговлю основными продуктами питания или контролировало цены на них. В современных обществах практически везде существуют запреты на свободное обращение на рынках ряда продуктов – наркотических веществ, оружия, алкоголя, некоторых видов услуг и т.д.

Практически всегда и везде существуют ограничения на включение в рыночные отношения различных социальных акторов. Это осуществляется за счет традиционных ограничений или государственных запретов на продажу каких-либо товаров определенным группам людей – оружия представителям низших классов или отдельных этносов (например, на завоеванных, оккупированных территориях), а также лицам, признанным психически нездоровыми; современные государства, как правило, вводят ограничения на продажу алкоголя и табачных изделий лицам, не достигшим определенного возраста.

Процесс превращения в товар объектов, которые ранее не включались в отношения денежного обмена, называется коммодификацией. Она происходит через трансформацию социальных и культурных отношений, нормативного порядка в обществе, приводящего к включению в рыночный оборот производимых в обществе продуктов и услуг, которые ранее не рассматривались как подлежащие купле-продаже.

Особое внимание этой проблеме уделил К. Поланьи, который в работе "Великая трансформация" проанализировал процессы превращения в товар трех основных факторов производства – труда, земли и денег. В большинстве традиционных обществ они не включаются в отношения денежного обмена, не подлежат купле-продаже и, соответственно, не являются товарами. Их не только никто не производит специально для обмена, но и сама их природа, а также социальные и культурные институты традиционных обществ препятствуют их товаризации, накладывая на нее моральные и социокультурные ограничения. Например, земля не только является естественной предпосылкой бытия человека, но нередко право собственности на нее приписывается носителям верховной власти (фараону и т.п.), воспринимаемым в свою очередь как представители высших, сакральных начал. Труд (рабочая сила) неотделим от конкретного индивида, и собственность на него в традиционных обществах была сопряжена с собственностью на человека – раба. Присвоение и поВперед купля-продажа земли и труда (рабочей силы) представляет собой акты отчуждения и абстрагирования, невозможные без дополнительного вмешательства со стороны государства. Поэтому К. Поланьи назвал труд, землю и деньги "фиктивными товарами", т.е. товарами по допущению.

Традиционным направлением изучения рынка в социальных и гуманитарных науках – антропологии, истории, социологии, являются исследования локализованных в пространстве и времени мест, где совершаются товарообмены, встречаются продавцы и покупатели и взаимодействуют на основе принятых там правил, сложившихся отношений, устоявшихся традиций, особенностей мировоззрения, культуры, профессионализма участников. В таких исследованиях понятие рынка приближается к его повседневному, общеупотребительному смыслу базара. Подобные исследования представляют существенный интерес как для экономической социологии, так и для социологии потребления, а также для социологии повседневных практик.

Зарубежная социология рынков стала активно развиваться в 80-х гг. XX в., затрагивая как институциональные основы, так и связи между участниками рыночных обменов. В отечественной социологии исследования рынков как систем отношений между продавцами и покупателями, между индивидуальными предпринимателями, построенных на соблюдении определенных формальных и неформальных правил, стали развиваться во второй половине 1990-х и к началу 2000-х гг. оформились в самостоятельное направление.