Социология Питирима Сорокина
Социального мыслителя Питирима Александровича Сорокина (1889–1968) нередко называют американским социологом русского происхождения. Это не совсем верно: несмотря на то, что П. А. Сорокин был выслан из России в 1922 г. и прожил в США 45 лет, как социолог, который прочно занимает место в десятке ведущих социологов мира, он сформировался в России. Именно российский период научного творчества Сорокина оказался наиболее продуктивным. В эти десять лет, начиная с 1912 г., у Сорокина созрели идеи, которые он реализовывал в течение всей последующей жизни в США. С именем Сорокина связаны идеи интегральной социологии, концепция социальной стратификации и теория социокультурной динамики. Основные сочинения Сорокина: двухтомник "Система социологии" (1920), фундаментальный четырехтомный труд "Социальная и культурная динамика" (1937–1941) и др.
Исходной научной позицией Сорокина была ориентация на рационалистическую философию. Особенно значительное влияние на него оказали позитивисты О. Конт и Э. Дюркгейм. В частности, Конт наиболее характерными чертами позитивизма как "положительной" науки считал быстрое развитие материальной культуры, рост социальных чувств, победу альтруизма над эгоизмом. Идея о росте и распространении альтруизма в мире стала одной из центральных идей Сорокина, увенчивающих его интегральную теорию. В своих работах Сорокин широко использовал контовское понятие "социальная динамика".
Впоследствии Сорокин во многом пересмотрел свое отношение к позитивизму как методологии социального познания. Прежде всего его не удовлетворяла идея линейного исторического прогресса. Сорокин обосновал социально-культурную динамику достижений разных культурно-исторических типов в отдельных категориях (понятиях) культурной деятельности от периода древней истории до настоящего времени как процесс перемещения центров творческого лидерства человечества. При этом Сорокин считал, что особенностью современного самосознания является осмысление человечеством себя как части целого, что требует от него согласованности и нравственного совершенства. В "Системе социологии" Сорокин изложил научные принципы своей социологической концепции. Как О. Конт, Г. Спенсер и многие другие позитивисты, Сорокин полагал, что социология как наука:
• во-первых, должна строиться на основе методов естественных наук;
• во-вторых, должна изучать мир таким, каков он есть;
• в-третьих, она должна быть объективной дисциплиной, т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению;
• в-четвертых, поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое "философствование" в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П. Сорокин, "хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата";
• в-пятых, разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведе́ния любого явления к одному какому-нибудь началу. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм[1].
Надо отметить своеобразное понимание Сорокиным принципа монизма, а также то, что "основные руководящие принципы" его социологии формировались под непосредственным влиянием трудов Конга, Дюркгейма и других видных представителей позитивизма. Влияние этих концепций на мировоззрение Сорокина в конце концов вылилось в концепцию неопозитивизма, которую он отстаивал и развивал уже в новых исторических условиях XX столетия, на новом уровне развития науки, в том числе социологии.
По мнению Сорокина, ОГЛАВЛЕНИЕ социологии может быть разделено на две части: теоретическую и практическую. Теоретическая социология состоит из трех разделов: социальной аналитики, социальной механики и социальной генетики. Социальная аналитика изучает структуру социального явления и его основные формы. Предметом социальной механики (иначе – социальной физиологии) выступают процессы взаимодействия людей, иными словами, поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее определенных сторон и институтов[2]. В практической социологии Сорокин видит прежде всего прикладную дисциплину, которая, опираясь на уже известное теоретическое знание в социологии, должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями[3]. Практическая социология как прикладная дисциплина вырабатывает решения, содействующие адекватному управлению социальными процессами, происходящими в обществе.
Представляют интерес и сформулированные Сорокиным объект и предмет социологии. Объект социологии, по мнению Сорокина, – это то, на что направлено социологическое познание. Объектом его могут быть социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества, а также социальные процессы, происходящие в нем. Каждая часть социальной структуры – это только ее отдельная сторона и именно она является предметом социологии, поскольку содержит в себе тот момент взаимодействия людей, который еще не познан теоретической социологией, о сущности которого имеются лишь догадки, гипотезы, предположения на основе уже имеющегося знания. Если догадки и предположения доказаны и подтверждены, то, следовательно, социолог получил новое знание о взаимодействии людей в той или иной конкретной ситуации.
От анализа взаимодействия социальных групп в обществе Сорокин пришел к идее неоднозначности общества. Эта идея нашла свое продолжение в теориях социальной стратификации и социальной мобильности. В капиталистическом обществе сложившиеся страты, т.е. социальные слои, – достаточно застывшие образования. Индивид может изменить свое профессиональное, экономическое положение, свой политический статус и т.п., как правило, внутри своей страты. Вообще, переход индивида из одной страты в другую – это и есть социальная мобильность, которая может быть либо горизонтальной (внутри своей страты), либо вертикальной – переход из своего социального слоя в другой.
Еще в 1917 г. в Петербурге вышла книга Сорокина "Проблемы социального равенства", ОГЛАВЛЕНИЕ которой стало сквозным для его творчества. Надо отметить, что решал проблему социального равенства Сорокин на уровне благих пожеланий, например, предполагающих "предоставление каждому человеку материальных и духовных благ по его заслугам, по степени его личного, социально-полезного труда"[4]. Однако кто будет предоставлять каждому человеку материальные и духовные блага, определять его заслуги, достоинства и способности, он не указал, да и не мог этого сделать на основе сложившихся в его мышлении религиозно-буржуазных логических формул, приобретших прочность предрассудков.
Но Сорокин не был бы русским мыслителем, если бы в одной из своих последних книг "Главные тенденции нашего времени", хотя и в косвенной форме, не признал успехи Советской России в решении проблемы социального равенства. Виднейший русский социолог, почти полвека проживший в самой богатой стране Запада, нашел в себе мужество не пройти мимо этого социального факта всемирной истории и даже поставить вопрос о конвергенции (совмещении) капиталистической и коммунистической систем.