Лекция 1. Социология молодежи как научная и образовательная дисциплина
В результате изучения главы студенты должны:
знать
• основные понятия и категории, особенности объекта и предмет социологии молодежи;
• эволюцию становления и развития социологии молодежи;
• современные социологические концепции и теории молодежи;
• основные направления исследований в области социологии молодежи;
уметь
• формулировать задачи социологии молодежи;
• выделять особенности молодежи как социально-демографической группы;
• раскрывать ОГЛАВЛЕНИЕ социологических концепций и теорий молодежи;
владеть
• практикой применения различных подходов к предметно-объектной области социологии молодежи;
• навыками применения социологических концепций и теорий молодежи в научно обоснованном объяснении результатов эмпирических исследований.
Объектная и предметная спецификации социологии молодежи
Социология молодежи имеет теоретико-прикладной характер, выступая специальной отраслью социологии объяснительного уровня.
Социология как наука зародилась в начале XIX в. В трудах французского социолога Огюста Конта мы находим следующее определение социологии как пауки: "Социология – наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психики под влиянием общественной жизни".
Более поздние представители социологической науки конкретизируют выведенное О. Контом определение. П. А. Сорокин писал: "Социология – наука о поведении людей, живущих в среде себе подобных". Г. В. Осипов дает такое определение: "Социология – наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социетальных систем".
Исходя из более обобщенных и универсальных представлений о социологии как науке, можно дать следующее определение социологии: это паука, изучающая закономерности возникновения, становления и развития социальных систем.
Известно, что любая система, в том числе и социальная, состоит из связанных между собой, взаимодействующих элементов, представляющих в своем единстве целое. Соответственно, социальная система, т.е. общество, состоит из таких взаимосвязанных элементов, как социальные институты, социальные группы, личности.
Общество не является статичным социальным образованием, поэтому социология изучает не только элементы общества, но и процессы, протекающие в обществе (например, процессы мобильности, ассимиляции, амальгамизации, конфликты). В результате этих процессов происходят изменения как в социальной структуре общества, так и в отдельных элементах, из которых выстраивается общество.
Соответственно, по мере развития социологического знания социология как наука становится все более дифференцированной, т.е. выделяются различные социологические отрасли и направления, в рамках которых изучаются отдельные элементы или процессы, протекающие в обществе.
Социология молодежи представляет собой отрасль социологии, в рамках которой изучается молодежь как особая социальная группа, а также многообразие социальной жизни молодежи.
В целом в социологическом знании может быть выделено три основных уровня: фундаментальный (на котором рассматриваются так называемые большие теории, общесоциологические концепции и подходы), теории среднего уровня и уровень эмпирических исследований.
Социология молодежи как наука также может быть рассмотрена в трех плоскостях.
1. Общеметодологическая плоскость базируется на изучении молодежи как социального феномена. Здесь разрабатываются наиболее общие научные концепции, теории, направления и методы изучения молодежи.
2. Специально-теоретическая плоскость базируется на изучении молодежи как особой социальной группы. Здесь изучаются особенности сознания молодежи, ее социального поведения, образа жизни, ценностные ориентации. Также в этой плоскости разрабатываются специальные программы социологических исследований, направленные на изучение отдельных аспектов жизнедеятельности молодежи.
3. Эмпирическая плоскость базируется на конкретных прикладных исследованиях различных аспектов молодежи.
Социология молодежи как наука реализует ряд основных функций: методологическую, теоретико-познавательную (исследовательскую), практическую (социально-инженерную), прогностическую, ценностно-ориентирующую (идеологическую).
Методологическая функция связана с разработкой научных основ для современной социологической концепции изучения молодежи.
Теоретико-познавательная функция проявляется в разработке особого понятийно-категориального аппарата, исследовании сущностных характеристик молодежи как социальной группы.
Практическая функция связана с разработкой современных методик комплексного изучения молодежных проблем, формированием эффективных механизмов обеспечения тесной взаимосвязи исследовательских организаций с государственными и общественными организациями, работающими с молодежью.
Прогностическая функция проявляется в исследовании актуальных экономических, политических, правовых, духовных и социальных проблем молодежи, выработке краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов их развития и возможных вариантов решения.
Цель социологии молодежи как науки – выявление характерных черт и особенностей молодежи, изучение интересов молодых людей, их потребностей, ценностных ориентаций, особенностей социальной жизни, а также определение значимости молодого поколения для будущего развития того или иного общества.
Для достижения обозначенной цели решаются следующие задачи социологии молодежи как науки:
• исследование молодежи как социально-демографической группы, комплексный анализ ее социально-демографических характеристик;
• изучение проблематики, связанной с жизнедеятельностью молодого поколения, поиск путей решения проблем молодежи;
• рассмотрение механизмов интеграции молодого поколения в систему общественных отношений.
Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений.
Существуют две противоположные точки зрения в научной литературе относительно происхождения социального феномена "молодежь". Сторонники первой точки зрения считают, что молодежь как социальная группа существовала с древнейших времен развития человечества. Сторонники второй точки зрения полагают, что до XX в. молодежь как социальная группа с присущими ей особенностями, со специфическим местом в структуре социального пространства общества не существовала.
Если заглянуть в историческое прошлое, то можно заметить, что и до XX в. существовала социальная страта в возрасте от 14 до 30 лет (т.е. непосредственно молодые люди), причем их доля в структуре общества была выше, чем в настоящее время. Этот факт объясняет высокая рождаемость и низкая средняя продолжительность жизни. Например, в первобытном обществе средняя продолжительность жизни составляла 21 год, в Античности – 27 лет, в России конца XIX в. – 48 лет. Можно ли было считать социальную страту в возрасте от 14 до 30 лет молодежью? Их образ жизни в то время, включенность в процесс трудовой деятельности, возможности самостоятельного построения брачных отношений практически не отличались от взрослых людей. Подростки с 12–14 лет работали наравне с взрослыми, рано создавали семьи. Соответственно, из детства, не проходя период молодости, люди сразу переходили к периоду взрослости.
На рубеже XIX–XX вв. в высокоразвитых индустриальных и постиндустриальных обществах выделяется особый период в жизни человека – молодость. Этот период в жизни человека характеризуется тем, что детство уже закончилось, а самостоятельная, ответственная, обремененная семейными и профессиональными обязанностями взрослая жизнь еще не наступила. Соответственно, формируется особая группа людей, спецификой которой является не только молодой возраст от 14 до 30 лет, но и особые социально-психологические характеристики, отличающие данных людей от представителей других возрастов, а также особое место в социальной структуре общества.
Таким образом, молодежь как отдельная социальная группа представляет собой достаточно молодой социальный феномен, который исторически формируется в конце XIX – первой половине XX в.
И. Кон приводит следующее определение феномена "молодежь": "Это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств".
Предметом социологии молодежи являются проблемы, затрагивающие жизнедеятельность молодежи.
Проблемы молодежи изучаются в рамках многих наук, таких как история, философия, социальная психология, педагогика, политология и др. Также социология молодежи как отрасль социологического знания пересекается с такими отраслями социологии, как общая социология, социология личности, социология семьи, социология образования, социология науки, социология труда, экономическая социология, социология культуры, социология города и села, социология организаций, социология массовых коммуникаций, социология религии, социология физической культуры и спорта, социология медицины и здравоохранения, социология армии, социология политики, социология управления, социология глобализации.
Социологию молодежи можно рассматривать как междисциплинарную науку, которая позволяет рассмотреть феномен "молодежь" и изучить особенности позиции и роли молодежи в обществе в комплексе, т.е. с учетом наработок смежных дисциплин.
Проблемы молодежи в любом обществе, на какой бы стадии развития оно ни находилось, можно рассматривать в грех аспектах.
Что общество может дать молодежи для ее развития и гражданского становления?
Что сама молодежь способна и может дать обществу для его прогрессивного развития?
Как наиболее рационально использовать потенциал молодежи в интересах ее собственной самореализации и в интересах развития всего общества?
Ученые выделяют несколько типов классификации проблем молодежи.
Во-первых, по территориальному признаку молодежные проблемы можно разделить на проблемы, свойственные группам стран, проблемы, присущие отдельным регионам, проблемы, характерные для отдельно взятой страны.
Во-вторых, по временному признаку можно рассматривать так называемые вечные проблемы (например, проблема взаимоотношения поколений) и проблемы, порожденные конкретной исторической эпохой.
В-третьих, по системному признаку можно выделить общие проблемы молодежи, присущие конкретному обществу и его уровню развития, затрагивающие жизнедеятельность разных групп населения (в том числе и молодежь), и исключительно молодежные проблемы, свойственные только этой социальной группе, обусловленные ее положением и ролью в обществе.
К проблемам, изучаемым в рамках социологии молодежи, относятся:
• специфика молодежи как социальной группы, определение ее возрастных границ, особенностей социально-психологического склада и социального статуса;
• социализация молодежи, особенности социальной преемственности, наследования социального опыта и знаний предшествующих поколений;
• жизненные ориентиры молодежи;
• специфика включенности молодежи в образовательную систему;
• профессиональное самоопределение молодежи;
• особенности образа жизни молодого поколения, потребности, мотивы, интересы, социальные ожидания;
• молодежная субкультура;
• жизненная позиция молодежи (активность – пассивность);
• резервы социальной активности и направленности молодежи;
• причины социальной пассивности молодежи;
• социальная мобильность молодежи;
• социальные роли и статусы молодежи;
• специфика механизмов и форм участия молодежи в различных сферах общественной жизни;
• возможность и способность адаптироваться к постоянно меняющимся социальным реалиям;
• социальные девиации в молодежной среде;
• социальное самочувствие молодежи;
• проектирование социальной реальности молодежи.
Поскольку проблемы молодежи являются отражением проблем
всего общества, постольку ОГЛАВЛЕНИЕ предмета социологии молодежи как науки может меняться в соответствии с изменениями в обществе в целом.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес со стороны представителей разных наук к изучению проблем молодежи. Это связано со многими кризисами, затрагивающими все сферы общественной жизни не только в России, но и во всех странах современного мира. Не только конфликт поколений, связанный с расхождением видения мира "отцами" и "детьми" (кардинально разные взгляды на музыку, одежду, манеру поведения, духовные и материальные ценности), становится центром внимания исследователей. Наблюдается ситуация, когда "отцы" оказываются в положении невозможности передачи своим "детям" материального и духовного наследия. Мир настолько динамичен и изменчив, что те ценности, которые являлись основой жизни "отцов", становятся ненужными и неактуальными для настоящей и будущей жизни "детей". Эта ситуация связана не только с разрывом ценностей старшего и молодого поколений, но и с разрывом исторического развития общества в целом.
Что касается российской действительности, то в настоящий момент на первый план выходят следующие тенденции, связанные с проблемами молодежи:
– численность молодежи постепенно уменьшается в связи с деформациями в естественном движении населения, изменениями структуры занятости и демографической мотивации;
– показатели состояния здоровья молодежи ухудшаются в связи с сокращением обязательных профилактических медицинских осмотров, нарушениями норм питания, ростом числа инфекционных заболеваний, в том числе венерических и СПИДа, ухудшением экологии, ростом стрессовых ситуаций в обществе, отсутствием пропаганды здорового образа жизни;
– 25% российских граждан до 30 лет находится за чертой бедности. Неблагоприятный уровень жизни всего населения России, растущие расходы на образование, медицинские услуги, услуги жилищно-коммунального хозяйства, бытовые нужды приводят к затруднительному материальному положению и обнищанию молодых людей (особенно явно такая ситуация прослеживается в российских регионах);
– социальные институты, в которые по мере взросления интегрируются молодые люди, постоянно реформируются, наблюдается тенденция смены формальных легитимных практик неформальными, теневыми. В ситуации частой смены норм возникает состояние аномии;
– как правило, молодежь не считает приобретение определенной профессии, специальности дальнейшим направлением своей жизненной карьеры и профессиональной деятельности, т.е. связь между учебой и работой обрывается;
– наблюдается рост социальной и политической апатии молодежи, с одной стороны, активности и роста неконтролируемых действий в связи с реагированием на социально-острые проблемы, в том числе массового характера, – с другой;
– рост потребительских настроений у молодежи, связанный с падением престижа честного труда, разрушением установок на активную трудовую деятельность, отсутствием духовных ценностей;
– разрыв между старшим и молодым поколениями, связанный с непринятием как материальных, так и духовных ценностей старшего поколения молодыми людьми (ценности устаревают, молодые люди не могут опираться в своей жизнедеятельности на неактуальные ценности), соответственно, резко снижается авторитет старшего поколения;
– кризис молодых семей, выражающийся в снижении количества официальных брачных союзов среди молодых людей до 30 лет, росте разводов (на каждые 10 заключенных браков приходится 5–6 разводов), снижении рождаемости в молодых семьях (это обусловливается как неблагоприятными экономическими условиями, в которых существует молодая семья, так и изменением системы ценностей молодых людей), росте негативных проявлений в воспитании и образовании детей в молодых семьях;
– рост и омоложение преступности (рост числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними гражданами, а также представителями женского пола; огромное число детей и подростков вовлекается в организованные преступные группировки, растет число несовершеннолетних проституток, наркоманов среди молодых людей).
Перечисленные тенденции свидетельствуют о том, что в России проявляется отчуждение молодежи от общества в целом и от государства и его политики в частности. В молодежной среде наблюдаются духовное опустошение, разочарование, озлобленность, агрессивность, склонность к насилию. Это составляет значительную угрозу политической стабильности и общественному порядку. Видимо, изменить ситуацию в молодежной среде возможно только за счет изменения общества в целом.