Лекция 8. СОЦИОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА

Основные понятия: политический институт, государство, национальное государство, формы государственного устройства, формы правления, унитарное государство, федерализм, институт президентства, парламентаризм.

Понятие и функции современного государства

Важнейшим институтом политической системы, от нормального функционирования которого в решающей степени зависят ее самосохранение и адаптация, является государство. Понятие "государство" (staat, stati, etat, state) появляется в период итальянского Ренессанса XVI в. и до XIX в. распространяется в Европе. Ранее для обозначения данного властного устройства использовались другие понятия: polis, res publica, civitas regnum, imperium, reich и др. Понятие "государство" обозначает политическую систему власти, установленную на определенной территории. Следует отметить, что процесс становления государства как такового представляет собой сложный исторический процесс, в котором в равной мере сплетены друг с другом классовые, национальные и гражданские интересы людей (причем одни не существуют без других, хотя в конкретной ситуации они могут сталкиваться в непримиримой борьбе).

Государство – это институт, организующий политическими, административными и иными методами совместную жизнь населения на определенной территории, обеспечивающий там должный социальный порядок посредством создания и поддержания соответствующих норм и правил человеческого общежития.

Государство является центральным, интегрирующим общество политическим институтом. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения. Государство нельзя социологически определить исходя только из содержания его деятельности. Как утверждал М. Вебер, социологическое определение современного государства возможно дать только исходя из специфически применяемого им физического насилия.

"Государство, – писал он, – есть человеческое сообщество, которое внутри определенной области – “область” включается в признак! – претендует (и с успехом) на монополию легитимного физического насилия"[1].

Продолжая традицию, заложенную М. Вебером, французский социолог П. Бурдье определяет государство как "завершение процесса концентрации различных видов капитала: физического принуждения или средств насилия (армия, полиция), экономического, культурного (или, точнее, информационного, символического) – концентрации, которая сама по себе делает из государства владельца определенного рода метакапитала, дающего власть над другими видами капитала и над их владельцами"[2].

Все современные государства являются национальными. Они обладают постоянным населением, правительственным аппаратом, имеют определенную территорию, формальные своды законов и осуществляют контроль над вооруженными силами.

Следует обратить внимание на следующее. В истории общественно- политической мысли идея национального государства возникает в ответ на идею правового государства, защищаемую и развиваемую идеологами классического европейского либерализма.

Национальное государство основано на признании суверенности и автономии нации. Национальная общность создает основу государства Нового времени, а национализм превращает легитимность нации в высшую легитимность.

Национальное государство многими историками и социологами рассматривается как закономерная форма государственного устройства в период зарождения и укрепления нации и современного (буржуазного) общества. Формирование национального государства, как отмечает Ю. Хабермас, позволило решить сразу две важные проблемы: новое государство учредило демократический способ легитимации власти, осуществляемой на основе новой формы социальной интеграции. В случаях, когда национальная идентификация и сфера действия легальной (государственной) власти совпадают, возникают нации-государства.

В чем особенности нации-государства? Обратимся к мнению специалистов.

По мнению российского ученого А. Миллера[3], целью политики в нации- государстве является утверждение единой, мощной идентичности сообщества как членов нации и граждан государства. Для этого государство проводит гомогенизирующую ассимиляторскую политику в области образования, культуры и языка. В сфере электоральной политики автономистские партии не рассматриваются как партнеры по коалиции, а сепаратистские партии либо объявляются вне закона, либо маргинализируются. Примеры подобной модели – Португалия, Франция, Швеция, Япония. Такая политика облегчается, если в государстве в качестве культурной общности с политическим представительством мобилизована лишь одна группа, которая видит себя единственной нацией в государстве.

При наличии двух или более таких мобилизованных групп, как это было в Канаде при создании федерации в 1867 г., в Бельгии к середине XX в. либо в Индии при получении независимости, демократические лидеры должны выбирать между исключением националистических культур и их обустройством в государстве. Все перечисленные страны в итоге выбрали модель, которую точнее описать не как "нацию-государство", а как "государство-нацию". Они решили признать более чем одну культурную, даже национальную идентичность и оказать им институциональную поддержку. В рамках одного государства формировались множественные, взаимодополняющие идентичности. Для этого создавались асимметричные федерации, внедрялись практики консоциативной демократии, допускался более чем один государственный язык.

Правовое государство – еще одна форма современного государства. Целостная концепция правового государства сложилась в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в.

Правовое государство основано на признании суверенности и автономии индивида, его равных с другими прав и свобод. Но это не отменяет того факта, что люди, обладающие такими правами и свободами, принадлежат к определенным социальным и национальным общностям, живут в границах конкретного государства.

В теориях классического либерализма государство трактуется как результат общественного договора между самостоятельными, независимыми друг от друга индивидами, направленного на создание правового государства. В итоге правовое государство, защищающее интересы частного лица, его политические и экономические свободы, не может не быть одновременно и национальным государством, защищающим территориальную выделенность и политическую целостность нации, гарантирующим ей развитие национального рынка и сохранность национальной культуры. Но между принципами национального и правового государства могут возникать противоречия. Рассмотрим эту ситуацию более подробно и обратимся к опыту Германии.

Исторический экскурс

В истории немецкой общественно-политической мысли на рубеже XVIII– XIX вв. идеологом национального государства выступил И. Г. Фихте. Начав свою деятельность с активной защиты правового государства и общественного договора (в духе Локка и Руссо), он, после наполеоновских войн и под воздействием борьбы немецкой буржуазии за свое освобождение от иностранного владычества и объединение Германии, переходит на позиции крайнего национализма, отдавая в последних работах приоритет в государственном устройстве общества национальному началу, выраженному в нравственном духе и языке данного народа, перед формально-правовым. Начиная с Фихте, национализм становится лозунгом немецкой буржуазии, в значительной степени направленным против либеральной идеи "всемирного гражданства", рожденной Французской революцией. В данном случае идея национального государства выступает как антипод правового государства с его принципом формально-юридического равенства людей. Борьба национализма с либерализмом пронизывает всю политическую историю Германии вплоть до установления господства гитлеризма.

Образование современного государства укрепило его физическую силу в двух различных контекстах: с внешней стороны – по отношению к другим государствам, имеющимся или возможным (соперничающие князья), посредством войны за землю, которая требует создания сильной армии; с внутренней стороны – по отношению к оспаривающим власть друг друга князьям и сопротивляющимся подчиненным классам. Вооруженные силы все более разделяются, с одной стороны, на армию, чьей задачей является межгосударственное соперничество, и с другой – на полицию, предназначенную для поддержания внутреннего порядка.

Государство имеет свои специфические черты, отличающие его от всех других институтов и организаций (партий, движений и др.).

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев. Это отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления. Осуществление публичной власти требует определенной организации – специального аппарата (чиновников, судей, армии и др.). Современное государство сочетает профессиональный аппарат управления с представительной системой, которая формируется посредством выборов.

2. Наличие территории. Законы и полномочия государственных органов распространяются на людей, проживающих в контуре границ государственной территории. Государство строится на основе территориальной общности людей, а не по принципам кровного родства или религиозным принципам.

3. Суверенитет. Это такое свойство государственной власти, которое выражается в ее верховенстве и независимости по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений. Выделяют внутренний суверенитет, что означает право власти принимать или изменять законы, обязательные для всего населения, и внешний суверенитет (в контексте международных отношений), который предполагает свободу государства от контроля извне.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы, полиция и т.д.), а также органы – армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.

5. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания аппарата управления и материального обеспечения государственной политики.

6. Организация общественной жизни на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно управлять обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. В любом современном обществе имеется множество субъектов власти (семья, церковь, партии и т.п.), однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, является государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, имеющих общеобязательный характер.

7. Претензия на представительство общества в целом и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация не может представлять и защищать всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Место и роль государства в политической системе общества раскрывается в его функциях. Традиционно их делят на внутренние и внешние. К внутренним относятся следующие:

– экономическая – защита существующего способа производства, регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, стабилизация экономики и создание стимулов для экономического роста, регулирование "естественных монополий". Вопрос о пределах государственного вмешательства в экономическую сферу является одним из сложнейших вопросов современной теории и практики. С одной стороны, полную несостоятельность показала практика прямого директивного вмешательства государства в экономику (СССР). С другой – полностью свободный рынок несет в себе момент стихийности. Современное государство должно использовать экономические рычаги (налоги, льготы, кредиты) для регулирования экономических процессов;

– социальная – удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, предоставление социальных гарантий социально незащищенным группам населения (молодежи, пенсионерам, безработным, сиротам, инвалидам, многодетным семьям и др.). Государство через эту функцию корректирует негативные социальные последствия реформ, связанных с переходом к рынку;

– правовая – обеспечение законности и правопорядка; политическая – обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, отвечающего потребностям максимально широких слоев населения либо потребностям поддержания политического господства класса-собственника;

– образовательная и культурно-воспитательная – эти функции направлены на формирование условий для получения общедоступного общего и среднего профессионального образования, а также удовлетворения культурных потребностей населения;

– экологическая – охрана природной среды.

К внешним функциям относят следующие: защита интересов государства на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие сотрудничества и интеграции с другими странами. Для осуществления указанных функций государство использует определенные средства (ресурсы государственной власти) и опирается на комплекс специальных органов, составляющих в совокупности структуру государства.