Социологический реализм и сетевое общество
Со времени возникновения учений Дюркгейма и Вебера в социологии начали доминировать две основные парадигмы – социологический реализм (предмет исследования – общество, социальная структура, социальные институты) и социологический номинализм (предмет исследования – индивид, личность, человек). В различных модификациях они продолжают существовать и в современной науке[1].
Дюркгейм – сторонник социологического реализма, который еще называют холизмом, структурным функционализмом и системным подходом. Современные теории сетевого общества и социальных сетей Интернета – одна из его разновидностей.
Когда через Интернет лично незнакомые люди договариваются о проведении демонстрации, акции сопротивления или революционного действия, когда благодаря ему интернет-пользователи делают достоянием гласности преступников и коррупционеров или противостоят властям, то они наглядно демонстрируют, что общество – реальность особого рода, превышающая механическую сумму частей.
Интернет создает не только виртуальную реальность, но и глобальное сетевое общество – особый тип социальной реальности.
Именно гражданские акции неповиновения, образующие разветвленные сети акторов, образуют то самое "общество" (возможно, гражданское), которое может противостоять "государству". Общество в подобных случаях действительно становится реальностью особого рода, но не стоящей над, под или сбоку от индивидов, а существующей через и благодаря взаимодействующим индивидам.
А вы сможете привести конкретные примеры того, как горизонтальное общество влияет на вертикальные структуры?
А вот как удалось решить дилемму реализма-номинализма великому русскому социологу Питириму Сорокину. Он пришел к такому выводу: "Общий вывод из всего сказанного о социологическом реализме и номинализме таков: ни то, ни другое из этих течений неприемлемо. Каждое из них, в пылу спора, выставляет такие положения, которые либо логически абсурдны, либо эмпирически неверны. Общество или коллективное единство как совокупность взаимодействуют,их людей, опытная от простой суммы невзаимодействующих индивидов, существует. В качестве такой реальности sui generis оно имеет ряд свойств, явлений и процессов, которых нет и не может быть в сумме изолированных индивидов. Но, вопреки реализму, – общество существует не “вне” и “независимо” от индивидов, а только как система взаимодействующих единиц, без которых и вне которые оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без всех: составляющие его элементов "[2]. В качестве синтезирующего начала П. Сорокин обосновывает положение об обществе как совокупности взаимодействующих индивидов.
Коллективное сознание признавалось Дюркгеймом таким же реальным фактом, как индивидуальное поведение или материальные орудия труда. Такой подход получил в литературе название социологического реализма. Э. Дюркгейм писал, что общество – это целое, которое не тождественно сумме своих частей, его свойства отличаются от свойств составляющих частей. Общество представляет самостоятельную реальность, т.е. такую же онтологическую сущность, как и отдельный индивид, которого можно фотографировать, измерять, наблюдать.
Принять одновременно оба утверждения – общество есть реальность особого рода и реальны только индивиды – невозможно, так как "их совместимость неочевидна, следовательно, нуждается в доказательствах... Если первично общество, то оно существует как бы вне и независимо от индивидов, а последние становятся совокупностью общественных отношений, на деле – функциями общества, лишенными самостоятельной активности. Если первичны индивиды, то они существуют как бы до общества, а последнее оказывается простой их суммой, как целое оно лишь обозначено каким-то словом, именем, т.е. существует номинально. Следовательно, требуется иной способ доказательства"[3].
Дюркгейм разделил свою социологию на три части.
• Социальная морфология изучает сущность и структуру общества, в том числе географическую среду и ее связи с социальной организацией, народонаселение, формы коллективного бытия, способы их сочетания.
• Социальная физиология исследует динамику и жизненные проявления общества, такие как религия, мораль, политика, экономика и др.
• Общая социология осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы социальной жизни.