Социологические теории личности
В науке существует множество теорий личности. Мы рассмотрим четыре из них: ролевую теорию личности; концепцию "зеркального Я"; диспозиционную теорию личности; концепцию парадоксального человека.
Ролевая теория личности (Я. Морено, Р. Линтон, Т. Парсонс, Р. Мертон). Фундаментом и составной частью ролевой теории личности являются понятия социального статуса и социальной роли (см. § 10.2). Приведем ключевые положения данной теории.
1. Личность в этой теории представляется в своем роде социальным статусно-ролевым существом.
2. Отмечается, что поведение людей обусловлено их статусной позицией. Социальные статусы значимы в жизни людей, потому что они образуют совокупность их прав и обязанностей и формируют систему ожиданий в отношении их ролевого поведения.
3. Усвоение ролевого поведения осуществляется в процессе социализации индивидов.
4. Функциональное значение статусов и ролей заключается в том, что они являются показателями социальной адаптированности людей к условиям социальной жизни, показателями их социального успеха, выступают важной основой для самооценки человеком самого себя, выявляют шансы, обозначают горизонты социальных перспектив для индивидов.
5. Социальная роль рассматривается как выполняющая функцию "соединения" индивида с социальным миром, включения его в систему социальных связей, общество. Не осваивая роли, индивид не может интегрироваться в социум.
6. Роль не только функционально зависит от статуса. Существует и обратная зависимость статусов от ролей, так как именно посредством ролей, ролевого поведения индивидов воспроизводится структура социальных статусов. Воспроизводство статусно-ролевой структуры есть необходимая сторона воспроизводства социальной структуры общества, социума в целом.
7. Ролевое поведение не следует отождествлять с ролевыми ожиданиями. Исполнение роли зависит не только от статусных ожиданий, но также: а) от способностей индивида; б) значимости роли для него; в) системы стимулирования, вознаграждения, общественного признания; г) социального контроля.
8. Ролевое обучение, принятие роли, ролевое исполнение, ролевая динамика являются выражением (в существенной части) формирования, развития и этапов жизненного пути личности.
9. Ролевое поведение не исключает возможности возникновения ролевых конфликтов. В общем плане под ролевым конфликтом понимается ситуация, при которой индивид сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей. В частности, к ролевым относятся конфликты следующих типов:
"семья – работа". Ролевой конфликт данного типа представляет собой столкновение семейных и производственнотрудовых ролей человека;
"тинэйджер". Этот тип ролевого конфликта есть противоборство обычных для тинэйджера ролей, таких как роль сына/дочери, роль ученика/школьника и роль друга/товарища в компании сверстников;
"менеджер". На ролевом уровне профессия менеджера достаточно конфликтна. В самом деле, например, менеджер среднего звена может попасть в очень непростую ситуацию, когда требования и ожидания вышестоящего руководства серьезно разойдутся с требованиями, ожиданиями его подчиненных.
Личность в теории "зеркального Я"
Основателями концепции "зеркального Я" являются американские ученые Чарльз Кули (1864–1929) и Джордж Мид (1863–1931).
Ч. Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий (интеракций) между людьми. По сути, окружающие нас люди – зеркало, в котором мы видим себя. Получается, что наши представления о себе самих зависят от того, что, по нашему мнению, думают о нас другие. Таким образом, Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, устанавливаемой человеком с другими людьми, как главного источника данных о собственном "Я", обратной связи между "Я-каким-меня-видят-другие" и "Я-каким-я-сам-себя-вижу". В процессе интеракций люди создают свое "зеркальное Я". Этот феномен Кули представил утверждением: "Я есть то, что я думаю о том, что другие думают обо мне". Таким образом, "зеркальное Я" состоит из трех элементов:
1) как меня воспринимают другие;
2) как они реагируют на то, что видят;
3) как я отвечаю на реакцию других людей.
В концепции "зеркального Я" личность представляется социальным существом, поскольку формируется в процессе взаимодействий, общения, интеракций, зеркального отражения себя через других ("я есть то, ...что другие думают обо мне"). Этим концепция "зеркального Я" отличается от фрейдизма, выделяющего в структуре личности несоциальное "Оно". Кроме того, в теории "зеркального Я" личность также оказывается активным, самостоятельным, относительно автономным социальным существом. "Зеркальное Я" – не копия мнений других людей обо мне, а результат моей собственной реакции, моего мнения относительно того, что другие думают обо мне ("я есть то, что я думаю ...что другие думают обо мне"). Этим концепция "зеркального Я" отличается от бихевиоризма, с его формулой "стимул – реакция".
Дальнейшее развитие концепция "зеркального Я" связано с идеями Джорджа Мида. Как и Ч. Кули, он считал, что "Я" продукт социальный, формирующийся на основе взаимодействий между людьми. По Дж. Миду, человеческое "Я" (англ. Self – 1. собственная личность, свое "Я"; 2. личность, субъект) состоит из двух частей:
1) "Я-сам" – "Я как субъект" (от англ. I – личное местоимение в именительном падеже).
2) "Я-меня" – "Я как объект" (от англ. Me – местоимение "я" в косвенном падеже).
Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые имеются у других людей относительно этого человека. Он считал, что "Я-меня" (Me) образуют усвоенные человеком установки, значения, ценности, а "Я-сам" (/) есть то, как человек в качестве субъекта воспринимает ту часть своего "Я", которая обозначена как "Я-меня" (Me). Совокупность "Я-сам" (/) и "Я-меня" (Me) образует "интегральное Я" (Self).
Мид выделил три этапа формирования "зеркального Я" в детском периоде жизни человека:
1. Имитация, когда дети, имея очень ограниченный опыт, копируют поведение взрослых, не понимая его.
2. Игра, когда дети научаются языку и другим символам, осознают поведение как освоение определенных игровых ролей: врача, пожарного, учителя, разбойника. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и поступкам такой смысл, какой придают им другие.
3. Коллективная игра, когда дети учатся осознавать ожидания не одного человека, а группы, многих людей. Следование правилам коллективных игр (футбол, бейсбол, баскетбол) подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в социальных нормах, законе. На данном этапе приобретается чувство социальной идентичности.
Таким образом, в концепции Дж. Мида развитие личности связано с принятием ею на себя функций-ролей других людей. Ролевые перемены происходят под влиянием механизма обобщенного другого ("значимых других").