Лекция 12. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Важнейшей особенностью развития современного мира является глобализация. Это явление качественно отличается от роста интенсивности и значимости двух- и многосторонних культурных связей, который особенно усилился на рубеже XIX–XX вв., а затем после окончания Второй мировой войны.

Глобализация отражает динамическое измерение глобальности, т.е. представляет собой процессы вовлечения национальных экономик, обществ, культур в качественно новое мировое единство, по самой своей природе являющееся транснациональным, лежащим поверх границ отдельных государств, наций, цивилизаций и имеющее свои собственные, качественно специфические принципы функционирования.

Это новое мировое единство не оформлено мировым государством или правительством, но проявляется в социальных, экономических, политических, культурных, гражданских, экологических и прочих процессах, затрагивающих интересы всего человечества. Английский социолог Э. Гидденс подчеркивает, что глобализация – это не один процесс, а сложное сочетание целого ряда процессов, которые развиваются противоречиво или даже в противоположных направлениях.

Глобализация и модернизация: обновление парадигмы мирового социально-экономического развития

Глобализация означает изменение парадигмы социальных взаимодействий, сформировавшейся в обществе модерна. Утрачивает свое определяющее значение парадигма "Восток – Запад". Эти понятия не географические, а цивилизационные и геополитические, включающие в Восток не только страны Азии, но и весь незападный мир. В основе этой парадигмы лежит идея противостояния передового, развитого, богатого, гуманного, демократического Запада отсталому, бедному, авторитарному Востоку, где нет подлинной свободы, личность подавлена и подчинена косным традициям. Западу отводится цивилизаторская и просветительская миссия приобщения Востока к "современным" формам жизни, к экономическому и технологическому росту. В основе модернистской парадигмы "Восток – Запад" лежит линейное прогрессивное представление о социокультурной динамике, ибо западная культура выступает здесь в качестве "образца будущего", к которому постепенно придет весь мир (см. гл. 11). Методологические истоки подобного взгляда на социокультурную динамику мы находим в формационной теории К. Маркса, отчасти – в концепциях социальной динамики М. Вебера. Парадигма "Восток – Запад" основывалась на представлениях о единстве исторической судьбы всего человечества, универсализме прогресса, к которому так или иначе приобщались все народы. В этой парадигме на протяжении XX в. и развивалась теория модернизации как постепенного приобщения Востока к достижениям западной цивилизации в форме "догоняющего развития", постепенно обеспечивающего если не выравнивание потенциалов разных стран и регионов, то по крайней мере их сближение, при котором бедные должны были становиться богаче, непросвещенные приобщаться к научно-техническому прогрессу, осваивать новые технологии, угнетаемые становиться свободнее и т.д.

В условиях глобализации парадигма "Восток – Запад" постепенно уступает место парадигмам "Север – Юг" и "Центр – Периферия" (понятия "Север" и "Юг" также имеют не географический, а цивилизационный, геополитический и геоэкономический смысл). Развитые страны "Севера" являются лидерами глобализации, доминируют в рамках мировой хозяйственной системы, и соответственно выполняют по отношению к "Югу" функции управления и координации, которые осуществляются не только через какие-либо специальные институты (ГАТТ, ВТО, МВФ и т.д.) и организации, но и через деятельность транснациональных корпораций, перемещающих капиталы, производства, рынки труда, товарные потоки в соответствии со своими интересами. Если воспользоваться предложенной И. Валлерстайном миросистемной моделью, развитый "Север" оказывается глобальным "Центром", окруженным "Полупериферией", "Периферией" и "Глубокой Периферией". В такой парадигме периферийные – слаборазвитые, зависимые, бедные – общества оказываются органичной составной частью системы, занимают свою нишу и выполняют отводимые им функции.

В условиях глобализации получили новую интерпретацию концепции самобытного развития и неповторимого пути разных цивилизаций. Они наложились на постмодернистскую идею ценностного релятивизма и плюрализма форм нелинейного развития, признающую специфику и многообразие путей социокультурного развития, но отрицающую универсализм прогресса, который заменяется на глобальную культуру – универсальные ценности, социокультурные стереотипы и нормы, формирующиеся в контексте взаимодействия культур в условиях глобализации.