Социокультурная характеристика права
В отличие от морали, нормы которой не закреплены в законе, а поддерживаются традициями, обычаем, общественным мнением, нормы права всегда связаны с такими понятиями, как власть, закон, указ, постановление, акт и т.п.
В чем суть обоснования права? У природы ведь нет никакого права: подчиненный природной регуляции животный мир не нуждается в регуляции правовой. Поэтому если у права и есть какое-либо обоснование, то его следует искать не в природе человека, а, напротив, в его природной незавершенности.
Отечественный философ Э. Ю. Соловьев фиксирует противоречивость права как социокультурного регулятора: "Право охраняет от “предварительной цензуры поступков”, от принудительного осчастливления, от непрошенного доброхотства и от государственного понукания к благонравию... Запрещая спасать человека от него самого, право всегда и неминуемо означает право на безнравственность. Под защитой правовой нормы человек может беспрепятственно делаться неблагодарным, бесчувственным, порочным, суеверным – это его частное дело. Вместе с тем, обеспечивая индивиду все более широкую сферу неподопечного приватного существования, право способствует формированию нравственности “высшей чеканки”, основывающейся на свободном выборе и неподкупном образе мысли. Оно разрушает традиционный союз доброты и бесхарактерности и вносит в нравственное поведение энергию принципиальности, решимости и упорства"[1].
Общество – увы! – не может обойтись без принуждения, т.е. без применения негативных санкций, если человек нарушает узаконенный нормативный порядок. В процессе развития общества усложнение социальной жизни приводило к противоречиям общности и индивида (или группы), которые не поддавались разрешению на добровольной основе. Потребовались отношения принуждения, выраженные в нормативной форме, а затем и аппарат для осуществления "отрицательных санкций". Такой нормативный порядок и называется правом.
Главный принцип правовых отношений – формальное равенство: в этом есть правовое начало, отличительное свойство и специфический признак права. Исторически за термином "право" стоят многомерные, разнообразные нормативные образования – и средневековые "права- привилегии", и унифицированные уголовные кодексы эпохи абсолютизма, и раннебуржуазные декларации прав человека и гражданина. Но всегда право отличает то, что оно не дозволяет наказывать за нереализованные помыслы (вспомним дискуссию о намерениях осуществления поступка в разделе о морали) и пресекает только такие безнравственные поступки, которые наносят фактический ущерб другим членам общества.
Разумеется, право обладает такой характеристикой, как историчность, так как, являясь структурным элементом общества, оно изменяется, развивается (или деградирует) вместе с ним, а точнее, вслед за ним, поскольку общество всегда изменяется быстрее, чем существующая в нем правовая система. Это касается как самого существа понятия "преступления", так и форм, способов наказаний за них. Так, до XIX в. основными формами наказаний за преступления были колодки, порка, клеймение раскаленным железом или повешение. Набор приспособлений, которые использовались в этих целях, выставлен, например, в Словакии, в одном из замков, где устроен музей средневековых пыток. Обычно наказания проводились публично. Собирались тысячи людей, преступнику дозволялось произносить речь, в которой он оправдывал свои действия или доказывал невиновность. Толпа принимала участие в этом действе – хлопала, шикала, свистела, давая оценку речи осужденного.
Дж. Этолл, историк преступности, приводит описание жизни одной из первых лондонских тюрем, где имели место свободное перемещение из камеры в камеру, к обитателям тюрьмы могли заходить посетители. В 1790 г. один из осужденных дал в тюрьме бал: в четыре часа пополудни под музыку скрипок и флейт подали чай, после этого танцевали до восьми часов. Затем был подан холодный ужин. Бал закончился в девять часов, в обычный час, когда тюрьма закрывается.
Европейская правовая система явилась восприемницей римской правовой традиции с ее акцентом на "унитарную" власть государства. В этом случае гражданское право становится орудием государства, использующего наиболее влиятельных и при этом юридически подготовленных людей в государственной службе.
Роль права в обществе тем значимее, чем многообразнее его религиозные и этнические характеристики, так как именно развитая законодательная система способна выполнять универсальные нормативные функции в ситуации разнообразия религиозных и этнических традиций.
Закон имеет такую существенное качество, как всеобщность. По своему источнику закон – выражение общей воли, по сфере своего действия – он распространяется на всех, по содержанию – это абстрактная норма общего значения.