Лекция 11. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Общественное развитие всегда было одной из центральных проблем социологии. Предметом экономической социологии являются факторы и механизмы развития хозяйственной жизни, его этапы и стадии, основные тенденции. Можно выделить две большие группы социологических теорий развития.
1. Линейные теории прогресса, рассматривающие историческое развитие общества как движение от примитивных хозяйственных и социокультурных форм к все более сложным. Теории прогрессивного линейного развития общества, как правило, включают представления о его стадиях или ступенях, которые являются универсальными и закономерно сменяют одна другую. В целом все человечество мыслится как развивающееся прогрессивно, в одном направлении, на основе универсальных законов. К этим теориям можно отнести, в первую очередь, теорию "двойной эволюции" О. Конта, марксистскую теорию общественно-экономических формаций, а также теорию "стадий роста" и большинство современных теорий модернизации.
2. Теории нелинейного развития, отрицающие единый универсальный закономерный социально-исторический прогресс и интерпретирующие развитие человечества как смену исторических циклов, не имеющих общего прогрессивного направления (теория флуктуаций А. П. Сорокина) или развитие на основе социокультурной самобытности, уникальности каждого общества (теории цивилизаций и социокультурной самобытности).
Линейные теории социально-экономического развития
Общая характеристика линейных теорий социально-экономического развития
Линейные теории социальной динамики, исходящие из представлений о наличии общечеловеческого закономерного прогресса, восходят еще к "закону двойной эволюции" О. Конта, рассматривавшего историю мышления и историю общества как смену теологической, метафизической и позитивной стадий. На последней общественная жизнь управляется "социократами" и "индустриалами". Наиболее ярким выражением линейных представлений о социальной динамике является теория К. Маркса, которая трактует ее как "естественно-исторический" процесс, подчеркивая универсальный и закономерный характер прогресса общества. Этот прогресс включает стадии – общественно-экономические формации, социально-экономические и социально-культурные характеристики которых определяются способом производства, т.е. господствующими отношениями по поводу собственности, формами участия в общественном производстве, размерами и способом присвоения доли материальных благ. Первой, наиболее примитивной из выделенных Марксом формаций, была первобытнообщинная, с примитивными орудиями и неразвитым разделением труда, отсутствием деления общества на классы, практически равным доступом к производимому продукту у всех членов общества. Наиболее развитой в технологическом смысле была капиталистическая формация, опирающаяся на индустриальное производство, приобретшее массовый характер, развитое разделение труда, классово-антагонистическую структуру общества. Противоречие между массовым характером производительных сил и частным характером присвоения общественного продукта готовило, по мнению Маркса, смену капиталистической общественно-экономической формации на самую передовую, коммунистическую, устранявшую все социальные противоречия и знаменовавшую вступление человечества в эпоху "подлинной истории".
Реальные процессы динамики хозяйственной жизни в разных обществах объясняются в теории Маркса не через простое сведение к "материалистической" – экономической или технической детерминации, а с помощью сложного и глубокого анализа социальных отношений по поводу экономических интересов, где материалистическая детерминация "лишь в конечном счете" прокладывает себе дорогу через сложное взаимодействие экономических, социальных, юридических, политических, идеологических и прочих факторов. Однако процессы изменений в социально-экономической сфере трактуются с точки зрения линейного исторического прогресса: так, разрушение традиционных социальных основ индийского общества под воздействием британского колониального владычества рассматривается Марксом как ускоренный путь к капиталистическому способу производства, который затем создаст прямые предпосылки для перехода к следующему, коммунистическому, этапу. Те формы социально-экономической жизни, которые не укладывались в схему – в первую очередь феномен "азиатского способа производства", отличающегося как от античного рабовладения, так и от европейского феодализма, создавали трудности для применения марксовой теории динамики хозяйственной жизни.
В 50–60-х гг. XX в. получили распространение теории линейного социального развития, обоснованные универсальностью технико-технологического прогресса и связанных с ним форм хозяйственной и социальной жизни. Эти теории предполагали, что развитие технологий и соответствующих им форм производства вызывает к жизни и адекватные типы культуры, и более развитые западные общества представляют собой образец для всех остальных, более технологически и экономически отсталых стран. Социальные и культурные особенности разных регионов мира воспринимались в рамках этих теорий как вторичные по отношению к универсальности технико-технологического и экономического прогресса.
Типичной теорией универсального социального прогресса на основе прогресса технико-экономического является теория "стадий роста" американского экономиста У. Ростоу. В ней описываются пять стадий экономического роста и соответствующего ему социального прогресса, через которые, подобно марксовым общественно-экономическим формациям, проходят все общества, хотя каждое и имеет специфику. Первой стадией роста является традиционное общество и присущая ему примитивная технология, основанная преимущественно на мускульной силе, которым соответствуют межличностные социальные связи. Затем следуют стадии транзита, взлета и зрелости, после которых на пятой стадии общества массового потребления, на которой достигнут столь высокий уровень производства и благосостояния населения, что структура экономики изменяется в пользу технически сложных товаров длительного пользования (например, автомобилей, бытовой техники и т.п.) и сферы услуг. В 1960 г., когда была опубликована работа У. Ростоу "Стадии экономического роста", он утверждал, что эта стадия достигнута лишь в США, для остальных стран она является более или менее далекой перспективой. При этом приверженцы теорий прогресса, основанного на технико-экономическом развитии, считали, что "отсталые" страны в целях ускорения своего развития и последовательного достижения более высоких стадий роста могут заимствовать образцы социально-экономического устройства – не только технологии и технические новшества, но и институты, нормы, ценности у более развитых стран. Так возникла и утвердилась идея необходимости распространения западных (более передовых) форм социальности на все человечество в целях ускорения его прогрессивного развития.
Наиболее общей основой теорий линейного прогрессивного развития является парадигма перехода от традиционного состояния к современному, представленная, в частности, в работах Т. Парсонса. Целый ряд исследователей творчества М. Вебера, в том числе и сам Т. Парсонс, придерживались мнения, что, исследуя в "Протестантской этике" и других работах духовные предпосылки генезиса западного капитализма и лежащей в его основе сквозной рационализации образа жизни, немецкий социолог раскрывая "универсальное значение" феноменов западной культуры. Т. Парсонс в предисловии к английскому переводу "Социологии религии" М. Вебера отмечает, что едва ли можно сомневаться, что современное западное общество стало первичной моделью для всего мира в целом.
В середине XX в. создавались теории постиндустриального общества и постмодерна, а в конце 1990-х гг. – и теории глобализации, в которых в парадигме линейного прогрессивного развития описываются социальные реалии конца XX – начала XXI в. Известный американский социолог и футуролог А. Тоффлер определил стадии, которые человечество проходит в своем развитии, как сменяющие друг друга "волны": на смену традиционной цивилизации, основанной на владении землей, приходит индустриальная цивилизация, а за ней следует "третья волна" – цивилизация, экономические, социальные и культурные процессы в которой определяются информацией. На этой новейшей стадии общественно-экономического развития информация составляет основной капитал и богатство общества, специфика ее производства, распространения, обмена определяет характер всех социально-культурных процессов.