Лекция 10. СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК И КЛИЕНТ КАК СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Основные понятия

Клиент (от лат. cliens – покровительствуемый кем-либо)

В социальной работе – человек, испытывающий трудности в результате сложившихся условий социального неблагополучия и (или) имеющий проблемы в социальном функционировании, нуждающийся в профессиональной помощи для разрешения указанных проблем

Обратный трансферт

Перенос специалистом эмоционального отношения клиента к значимым для него ценностям, людям, явлениям в свою эмоциональную сферу. Обратный трансферт может быть как позитивным, так и негатив-

Профессиональная деформация

Когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности

Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) Термин предложен американским психиатром Гербертом Фрепдснбергом в 1974 г.

Специфический вид профессиональной деформации, наблюдающийся у лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Основными проявлениями синдрома являются:

– чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе, как прежде);

– дегуманизация (развитие негативного отношения к коллегам и клиентам);

– негативное самовосприятие в профессиональном плане (недостаток чувства профессионального мастерства)

Субъектность (от лат. subjectum – подлежащее)

Свойство индивида быть субъектом активности. Применительно к человеку означает "быть носителем идеи “Я”", т.е. мыслить, воспринимать, переживать и осуществлять себя в качестве причины самого себя

Клиент как субъект и объект взаимодействия

Понятие "клиент" встречается в таких областях познания, как психология, юриспруденция, экономика и финансы, в естественных науках, однако в социальной работе этот термин имеет свою специфику (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Сравнительный анализ категории "клиент" в психологии, психотерапии и социальной работе

Факторы

Социальная работа

Психология

Психотерапия

Номинация субъекта

Клиент

Клиент

Пациент

Проблемы

С внешним и внутренним миром

С внешним и внутренним миром

С внутренним миром

Основные формы помощи

1. Консультирование.

2. Клиническая практика.

3. Работа в группах.

4. Социально-педагогическая работа.

5. Работа с семьями.

6. Терапия.

7. Социально-политическая работа

в обществе агентств и общественных организаций

1. Консультирование.

2. Терапия

1. Консультирование.

2. Медицинская терапия

Субъект помощи

Профессионал/ парапрофессионал

Профессионал

Профессионал

Отношения

Субъект-субъектные/субъект-объектные

Субъект-субъектные/субъект-объектные

Субъект-объектные

Обращение к профессионалу

Добровольное/недобровольное

Добровольное

Недобровольное

Субъектность клиента

Индивид, группа, сообщество, семья, микросоциальная среда

Индивид, семья

Индивид

В теории социальной работы субъектность индивида определяется его ролью по отношению к профессионалу. Эта роль идентифицируется с понятием "клиент". Однако, как считают исследователи, статус "клиента" – более сложный ролевой процесс, связанный не только с восприятием субъекта в системе "профессионал – индивид". Немалую роль играют профессиональные установки на осуществление помощи, представление окружающих о сущности кризисных ситуаций, а также восприятие индивидом своих проблем. Кроме того, как показывают исследования, на статус клиента влияли исторические формы и институты помощи, идентифицирующие клиентов как субъектов, нуждающихся в поддержке и защите. В этой логике прослеживаются диахронические принципы научной рефлексии.

Одним из важнейших синхронических факторов являются политические и профессиональные идеологемы, определяющие вектор понимания клиента как субъекта или объекта общественных отношений и дающие импульс для действий по расширению либо уменьшению групп или лиц, нуждающихся в помощи. На процессы идентификации субъекта в качестве клиента влияют и теоретические парадигмы социальной работы, которые по-своему осмысляют данную социальную роль. Психодинамические, интеракциональные, поведенческие, феминистские и иные научные парадигмы в теории социальной работы специфично отвечают на вопрос о сущности клиента (табл. 10.2).

Таблица 10.2

Восприятие клиента в основных теоретических парадигмах социальной работы

Теоретическая парадигма

Понятие о клиенте

Психодинамическая

Индивид, имеющий психосоциальные проблемы, связанные с неадекватным их разрешением в прошлом

Когнитивно-поведенческая

Индивид, имеющий проблемы с поведением, а также проблемы с социальными страхами, тревогами и депрессией

Системно-экологическая

Индивид, который является самостоятельным субъектом и составной частью других систем и который имеет проблемы, связанные с дезадаптацией и трудностями психосоциального раз-

Экзистенциально-гуманистическая

Индивид, который является целостной личностью, способной самостоятельно решать свои проблемы на основе опыта, социальных целей и смыслов при помощи социального работника

Конструктивистская

Индивид, имеющий ролевые конфликты, возникающие на основе свойственных ему коммуникативных и социальных конструкций

Радикально-критическая

Индивид, имеющий личностные проблемы, обусловленные социальным неравенством и дискриминацией, низким уровнем социального обеспечения

Антидискриминационная

Индивид, имеющий проблемы, связанные с дискриминацией на основе этноса, пола, нетрудоспособности, возраста, сексуальной ориентации

Феминистская

Индивид, имеющий гендерные проблемы, связанные с дискриминацией, эксплуатацией и насилием

Можно отметить, что клиент как теоретический конструкт постоянно претерпевает изменение. Для теории социальной работы он является одним из механизмов развития ее познавательных моделей. В современных отечественных моделях познания пока отсутствуют системные концепции о клиенте. Доминирующие представления о клиенте в теории социальной работы находят отражение в психологической познавательной парадигме. Там представлены психосоциальные подходы, а также подходы, связанные с теорией развития, объясняющие психоэмоциональные состояния человека на разных этапах его жизненного пути, влияющие на установки и взаимодействие человека с миром и другими людьми.

В соответствии с законодательством РФ под клиентом социальной службы понимаются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которым в связи с этим предоставляются социальные услуги.

Данное определение близко к пониманию клиента в зарубежной теории социальной работы. В связи с тем, что проблемы, с которыми клиенты обращаются к социальным работникам, имеют широкий спектр – от хронических стрессовых состояний, межличностных отношений до проблем социальной адаптации, – в зарубежной научной литературе, посвященной теории и практике социальной работы, часто используется другой термин: -"пользователь услуг".

Национальные стандарты социального обслуживания занимают особое место в познавательной отечественной парадигме. Это нормативный когнитивный комплекс, описывающий идеальную модель социального обслуживания как практику, где большое место уделяется представлениям о клиенте и услугах, которые может оказывать государство. Перечень утвержденных национальных стандартов в области социального обслуживания населения Российской Федерации представлен в табл. 10.3.

Таблица 10.3

Национальные стандарты в области социального обслуживания населения Российской Федерации

Номер документа

Наименование

ГОСТ Р 52142-2003

Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения

ГОСТ Р 52143-2003

Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг

ГОСТ Р 52495-2005

Социальное обслуживание населения. Термины и определения

ГОСТ Р 52496-2005

Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения

ГОСТ Р 52497-2005

Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания

ГОСТ Р 52498-2005

Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания

ГОСТ Р 52882-2007

Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания

ГОСТ Р 52883-2007

Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания

ГОСТ Р 52884-2007

Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам

ГОСТ Р 52885-2007

Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье

ГОСТ Р 52886-2007

Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам

ГОСТ Р 53058-2008

Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста

ГОСТ Р 53059-2008

Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам

ГОСТ Р 53060-2008

Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания

ГОСТ Р 53061-2008

Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям

ГОСТ Р 53062-2008

Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг женщинам

ГОСТ Р 53063-2008

Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг семье

ГОСТ Р 53064-2008

Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий

В национальных стандартах, содержащих основные официальные требования к оказанию социальных услуг различным группам населения, дается не только определение клиента, но и те социальные группы, которым государство в определенных случаях гарантирует помощь (табл. 10.4). На уровне принципов законодательно закреплены приоритетные группы клиентов социальной службы. Это несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Таблица 10.4

Клиенты социальной службы

Социальные группы

Определение

СЕМЬИ

Малообеспеченная семья – семья, среднедушевой доход которой не достигает прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. Неполная семья – семья, в которой детей или ребенка воспитывает один из родителей. Многодетная семья – семья, имеющая трех и более детей.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними

ДЕТИ

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, не могут выполнять родительских обязанностей из-за болезни или длительного отсутствия, уклоняются от воспитания или защиты прав и интересов детей, отказываются взять ребенка из воспитательного, лечебного учреждения, учреждения социальной защиты населения и др.

Безнадзорные – несовершеннолетние, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей либо иных законных представителей.

Ребенок-инвалид – лицо в возрасте до 18 лет, признанное в установленном порядке инвалидом.

Ребенок с ограниченными умственными и физическими возможностями – лицо моложе 18 лет, имеющее отклонение от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Ребенок, несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия)

ОТДЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН

Одинокий гражданин – гражданин, не состоящий в браке, не имеющий родственников, обязанных по закону содержать его и оказывать ему необходимую помощь.

Безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, зарегистрированный в органах службы занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущий работу и готовый приступить к ней.

Гражданин без определенного места жительства – гражданин, не имеющий регистрации по месту жительства в качества собственника, по договору найма или поднайма, договору аренды или на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, или не имеющий возможности проживать по месту регистрации по независящим от него причинам. Несовершеннолетняя мать – женщина в возрасте до 18 лет, имеющая ребенка или детей.

Длительно и тяжело больной человек – гражданин, не менее двух месяцев страдающий заболеванием, лишающим его возможности ухода за собой и связанным с постельным режимом.

Инвалид – лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты.

Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его семьи насилия или преследования в иных формах или вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или групп лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Беженец – лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расовой принадлежности, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства

и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства и в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Гражданин, привлекавшийся к уголовной ответственности, – гражданин, отбывший уголовное наказание или досрочно освобожденный в случаях, установленных законодательством. Гражданин пожилого возраста – мужчины старше 60 лет, женщина 55 лет

Таким образом, клиент – это сложный и динамично развивающийся концепт в теории социальной работы, имеющий сложную структуру и не имеющий завершенных представлений о его сущности.