Социальный патронаж и участковая социальная служба
Патронаж — это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья (клиент) получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможности.
В настоящее время различают два направления социального патронажа семьи.
Первое направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Оно включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-психологический, социально-педагогический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т.д.
Второе направление базируется на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т.д.), социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей-алкоголиков) и т.д.
Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.
Кроме того, с помощью социального патронажа социальные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т.е. используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного -с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой.
Медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.
ОГЛАВЛЕНИЕ медико-социального патронажа зависит от категории этих клиентов. Он включает в себя доставку лекарств, измерение давления, ночное дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов и кормление, уборку помещения, выполнение несложных физических упражнений, т.е. все то, в чем нуждается человек, не способный к самообслуживанию.
Главной задачей работника, осуществляющего медико-социальный патронаж, помимо оказания перечисленных услуг остается утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности.
Социально-психологический патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.
Специалисты, осуществляющие психологический патронаж, проводят консультирование, находят вместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений.
Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рамках патроната, социальный работник исполняет самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий.
Тем самым социальный патронаж семьи предполагает многометодные действия специалиста по социальной работе.
Социально-педагогический патронаж предусматривает всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства.
Социальный патронаж семьи включает в себя следующие направления:
• информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опасной;
• прямое вмешательство в ситуацию;
• заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование;
• непосредственная поддержка клиента патроната (патронат);
• контроль, оценка и завершение работы с клиентом. На всех этапах работы с клиентом ответственные за патронат специалисты фиксируют на специальных учетных карточках основное ОГЛАВЛЕНИЕ работы с клиентами.
В патронировании семьи используются самые разнообразные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гештальтерапия; тренинги (например, позитивного жизненного настроя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т.д.); педагогического просвещения родителей, обучения социальным умениям, навыкам ухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т.д.
Таким образом, патронаж в системе патроната и социальной работы означает:
• на уровне клиента — его начало с момента определения и квалификации социальной службой жизненной ситуации клиента как тяжелой и даже опасной для него самого и его ближайшего окружения;
• уровне содержания патронажной работы — выдвижение тех задач, которые выходят за рамки содержания социальной помощи в обычном, традиционном смысле, а потому и не включены в работу с периодически возникающими у людей проблемами;
• уровне методов патронажа — использование не только традиционных путей оказания помощи, но и специальных дополнительных "обходных", а также дифференцированной, многоплановой, разносторонней м "пошаговой" помощи, включающей в себя формирование мотивации, развитие отношений, применение воздействий, которые чаще всего не используются при проблемно-ориентированном подходе к клиенту;
• уровне организации — систему патроната, т.е. особую форму организации среды в отношениях с клиентом и к самому клиенту, которая при соблюдении принципов гуманизма и учета интересов клиента предполагает определенную долю авторитарности и жесткости, отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;
• уровне границ социальной работы — максимальное расширение ее пространства, означающее необходимость постоянного целенаправленного привлечения к процессу оказания социальной помощи и поддержки целого ряда специалистов (по горизонтали) и ведомств, организаций и учреждений за пределами социальной службы (по вертикали);
• уровне продолжительности работы — пролонгацию процесса оказания помощи и поддержки и выход за рамки какого-то одного вида и одной формы помощи (комплексный подход);
• уровне кадрового обеспечения деятельности системы патроната и проведения патронажа — принципиальное изменение профиля образования специалистов по социальной работе, наличие подготовленного и мотивированного к такой работе специалиста-универсала, способного оказывать комплекс услуг, сочетая возможности менеджера и фасилитатора, коммуникабельного, общительного человека, готового работать не только с трудным контингентом клиентов в одной команде с другими специалистами, но и в равной мере с теми институтами, которые остаются пока равнодушными к идеям и ценностям социальной работы;
• уровне определения круга лиц, участвующих в патронате и патронаже средствами социальной работы, -обязательное их расширение и подключение не только специалистов других профессий при обеспечении междисциплинарного подхода, но и добровольных помощников, волонтеров, групп самопомощи, их особая подготовка, увеличивающая потенциальные возможности специализированной и квалифицированной социальной помощи и поддержки населения и особенно его трудного контингента.
В настоящее время существуют самые различные модели социальной работы с семьей. Особенно эффективной является модель раннего выявления семейных проблем.
Итак, технология раннего выявления семейных проблем (превентивный патронаж) является, на наш взгляд, первым этапом системы профилактики: укрепление института семьи в целом; раннее выявление семейного неблагополучия; своевременная адресная помощь и поддержка.
Работа на данном этапе наиболее эффективна, наименее затратна во всех отношениях, безопасна для специалистов. Как показывают исследования, семья на ранних стадиях неблагополучия активно пытается искать выход из положения, мотивирована на получение помощи, охотнее идет на сотрудничество. Помощь таким семьям, как правило, носит разовый, регламентированный характер.
Принцип опережения должен быть положен в организацию работы команды специалистов различных ведомств по участковому принципу для выявления семей "группы риска". С этой целью проводится социальное диагностирование, паспортизация всех семей на участке, координируется работа учреждений системы профилактики на данной территории, направленная на объединение усилий психологов, социальных педагогов, специалистов социальной работы, медиков и т.д.
Таким образом, появляется реальная возможность организации целенаправленной, планомерной работы с семьями по предотвращению семейного неблагополучия, деградации семьи, профилактике социального сиротства, насилия, защиты прав и интересов членов семьи в дисфункциональных семьях.
Как показывает опыт Московской области, для организации данной деятельности была создана участковая социальная служба, которая на основании проведенной диагностики состояния семей составляет карту социальной реабилитации семьи.
Если это социально благополучная семья, то ее активизируют для формирования терапевтической благополучной социальной среды. Приглашают для участия в организации клубов для семей и подростков, пропаганде здорового образа жизни и здоровых семейных отношений, проведении конкурсов, смотров, соревнований среди детей и взрослых и т.д.
Если семья "проблемная", то для решения ее проблем разрабатывается программа психолого-педагогической или иной поддержки данной семьи.
Если семья кризисная или дисфункциональная, то в этом случае специалисты участковой социальной службы во взаимодействии с другими ведомствами ставят ее на учет и разрабатывают программу ее реабилитации.
Система профилактики позволяет организовать работу учреждений (фигурантов системы профилактики) по участковому принципу, когда города, районы делятся на секторы, которые включают в себя образовательные учреждения (детские сады, школы), учреждения здравоохранения (детские и взрослые поликлиники, женские консультации, фельдшерско-акушерские пункты, больницы), социозащитные учреждения (центры помощи семье и детям, реабилитационные центры и др.), комиссии по делам несовершеннолетних, райвоенкоматы. В данную систему входят все спортивные учреждения, клубы, Дома творчества, центры, кружки, общественные и коммерческие организации, оказывающие услуги семье и детям на территории определенного участка.
Составляется социальный паспорт участка, в котором перечисляются все учреждения системы профилактики, составляется реестр предоставляемых ими услуг, тем самым образуется информационное поле (банк ресурсов) для деятельности по профилактике социального неблагополучия и создаются реальные механизмы для работы с семьями и детьми. Образуется из директоров всех учреждений и организаций совет профилактики, координационный совет, совет микрорайона (дело не в названии — главное, чтобы он решал возложенные на него задачи), заключаются договоры о совместной деятельности, разрабатываются функциональные обязанности членов совета, определяются меры ответственности. Координирующая функция системы возлагается на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые контролируют деятельность системы и ее отдельных фигурантов.
Такого рода организация системы позволяет привлечь ресурсы различных ведомств, общественности, объединить их, разработать тактику совместной деятельности, ограничить участок, па котором будет действовать данный совет, определить масштабы, механизмы, алгоритмы работы на уровне конкретных исполнителей (врачей, учителей, участковых инспекторов и т.д.).
Схема может быть следующей: вся информация по случаям жестокого обращения, насилия над детьми, членами семьи, о признаках социального неблагополучия из женских консультаций, детских садов, школ, от участковых педиатров, участковых инспекторов органов внутренних дел будет стекаться в социальную службу (центр помощи семье и детям, реабилитационный центр, любое учреждение, которое обладает необходимыми штатами, подготовленными специалистами для осуществления данной деятельности).
Специалисты социальной службы проводят обследование семьи, составляют ее социальный паспорт (он отражает состав семьи, ее социальный уровень, описание проблем и готовность самой семьи к их разрешению), готовят программу реабилитации для утверждения, коррекции, распределения зон деятельности и ответственности за каждым членом совета профилактики участка.
Таким образом, семье может быть своевременно оказана необходимая ей помощь: социальная, правовая, гуманитарная, материальная, информационная, дети могут быть устроены в детские сады, пришкольные детские оздоровительные площадки, определены в спортивные кружки, реабилитационный центр на дневное пребывание, классы выравнивания, суворовские и кадетские училища, могут быть зачислены в воинские части как воспитанники для предотвращения девиантного поведения, родители могут быть поставлены на учет в службы занятости, пройти необходимое обучение, трудоустроены, им может быть оказана медицинская, психологическая помощь и многое другое.
Усилия всех учреждений направляются на одну цель: сохранение семьи, полноценное развитие ребенка, предотвращение семейного неблагополучия.
Профилактика выявления семейного неблагополучия через систему участковой социальной службы включает в себя (рис. 25.1):
• социальную диагностику всех семей на участке;
• распределение случаев по системе патроната;
• социальный патронаж социально-здоровых и проблемных семей;
Рис. 25.1. Система участковой социальной службы
• координацию работы служб и учреждений на участке и предоставление информации в комиссию по делам несовершеннолетних;
• контрольный патронаж (тип контроля) семей, прошедших реабилитационную программу.
Таким образом, главными функциями социальной службы по выявлению раннего неблагополучия семьи являются диагностика и патронаж. Так, виды социального патронажа могут быть самые разнообразные: консультирование, тренинги, организация оздоровления, семейного досуга, все виды медико-психолого-педагогической и социальной помощи.
Кризисная ситуация неблагополучных ручных семей имеет свою специфику. Большая часть таких семей постоянно находится в экстремальных или близких к экстремальным условиях, испытывая хронические стрессы, состояния тревожности, нестабильности, эмоционального, психологического, социального дискомфорта.
Длительное переживание кризиса оказывает патогенное действие и выводит из строя привычные способы их проработки и преодоления. Благодаря этому кризис переходит в устойчивое психопатологическое состояние. Исследователи, занимающиеся изучением кризисных состояний, отмечают, что решающую роль играет не сам факт возникновения кризиса, а процесс его протекания как таковой, т.е. протяженность во времени и обусловленность вызвавшими его психосоциальными факторами. Затянувшийся кризис, при отсутствии своевременной помощи, делает людей пассивными и покорными, неспособными к глубокой рефлексии, ориентирующимися не на решение, а на отрицание проблем, на обвинении всех, кроме себя. Жизнь в режиме кризиса становится нерациональной, переполняющейся агрессией.
Вмешательство социальной службы в хронически кризисную ситуацию неблагополучной семьи наиболее эффективно и целесообразно в момент ее обострения, всплеска. Основная задача, которая стоит перед специалистом на этапе кризисного вмешательства, — постепенный перевод потребностных (иждивенческих) состояний в ранг полноценной потребности в нормальной человеческой жизни. Чтобы кризисное вмешательство действительно создавало предпосылки для изменения ситуации к лучшему, необходим благоприятный фон отношений, способствующий хотя бы временной стабильности в состоянии человека. Действенность вмешательства .зависит от доверия членов семьи к специалистам и от осознания ими факта, что при помощи социальной службы они смогут справиться со многими своими проблемами.
Патронат в целом — это система долгосрочной работы с клиентом, при проведении которой временные ограничения практически отсутствуют и процесс развивается в соответствии с собственной динамикой. Но реалистичному взгляду клиента и специалиста способствует именно установление сроков на каждом участке работы, особенно при формировании и развитии отношений, на фоне которых осуществляются анализ и определение проблем, которые в свою очередь подразделяются на первостепенные и перспективные.
Работа такого рода (формирование доверительного контакта и готовности к сотрудничеству) длится от одного до двух месяцев, продолжительность встреч — от 40 до 60 мин, в зависимости от желания сторон и интереса к рассматриваемой проблеме, не реже одного раза в неделю. Структурирование содержания встреч и разговоров можно проводить с использованием ступенчатой схемы расположения элементов.
Ступенчатость предполагает то, что каждая Назад стадия служит базой для последующей.
1. Создание и поддержание положительного настроя на общение.
2. Рассказ клиента о взволновавшем его событии и возникших в связи с ним проблемах.
3. Совместный анализ информации и существующих проблем с учетом истории и причин их возникновения и функционального значения. Вычленение клиентом совместно с социальным работником приоритетных для разрешения проблем.
4. Определение и формулировка семейных проблем. Обсуждение условий, на которых может быть оказана помощь, связанная с их разрешением.
5. Планирование дальнейших отношений, составление договора, предусматривающего ответственность сторон.
6. Завершение переговоров. Контроль за реализацией договора обеими сторонами.