Социальный отчет организации
Одной из форм проявления корпоративной социальной ответственности является представление общественности социального отчета. Социальная ответственность бизнеса – это часть самого бизнеса, которая работает на устойчивость компании в будущем, путем координирования социально-экономических интересов корпораций (микроуровень) и потребностей страны, в которой она работает (макроуровень, уровень национальной экономики). Формы социального отчета применяются в корпорации на инициативных началах, основываясь на пожеланиях общества в отношении корпоративной деятельности, согласования решений с теми, на кого направлена деятельность корпораций или перед теми, кто оказывает влияние на наш бизнес. Это обусловлено современными требованиями к выбору компании не только по качеству продукции, но и по тому, как компания реализует себя в общественной жизни, в каких социально-значимых проектах она принимает участие, какие гражданские ценности она исповедует.
ОГЛАВЛЕНИЕ социального отчета и программы социальной отчетности формируются по разделам отношений с разными общественными группами (инвесторами, многочисленными клиентами, поставщиками, местными муниципальными и федеральными органами власти, представителями СМИ, общественными организациями и др.). Его главная особенность заключается в том, что мероприятия реализуются и представляются в отчете на основе общепринятых в мире стандартов АА 1000, разработанных Британским институтом по проблемам социально-этической ответственности. Целью процесса социальной отчетности, в отличие от других существующих стандартов в этой области, является внедрение в повседневную практику системы постоянного диалога с представителями групп или организаций, на которые компания может оказывать влияние или которые сами влияют на деятельность компании. Результатом социальной отчетности являются совместные решения и проекты, направленные на выполнение социальных программ участников. Главный принцип социальной отчетности – это прозрачность, достигаемая соответствием планируемых направлений деятельности законам страны (республики, субъекта федерации), и ее нормативам налогообложения и финансовой отчетности.
Высокая степень достоверности – необходимое условие эффективной отчетности по устойчивому развитию. Принцип достоверности информации лежит в основе всех многочисленных методов и подходов, которые использует бизнес-сообщество, формируя доверие к своей деятельности. Отсутствие общепринятого профессионального стандарта верификации отчетности значительно снижает результат применения индивидуальных подходов. Именно поэтому и сами организации, представляющие отчеты, и их заинтересованные стороны приходят к выводу, что надежная внешняя (независимая) верификация качества отчетности – ключ к повышению не только ее достоверности и эффективности, но и, в конечном счете, к улучшению показателей деятельности компании.
Стандарт верификации АА1000 – первая такая методика, которая, будучи открытой для всех желающих и не являясь чьей-либо собственностью, охватывает весь диапазон предоставляемой организацией отчетной информации и соответствующих показателей деятельности. Он основан на общепринятых методах верификации отчетности: финансовой, экологической, а также отчетности по качеству, – и объединяет ключевые теоретические положения с формирующейся практикой управления устойчивостью организации и отчетностью, включая практику составления и верификации отчетов.
Верификация – это метод, который с помощью ряда конкретных принципов и подходов позволяет оценить качество подготавливаемых организацией материалов, например, ее отчетов, а также существующих в организации систем, процессов и уровень компетентности, которые обеспечивают эффективность ее работы. Верификация предполагает, что результаты такой оценки будут открыты для широкой публики, что послужит для получателей отчета гарантией его достоверности.
Стандарт верификации АА1000 – это общеприменимый стандарт оценки отчетности организации по показателям ее устойчивого развития, а также оценки лежащих в его основе процессов, систем и уровня компетентности. Стандарт дает представление о ключевых элементах процесса верификации.
Стандарт верификации АА1000:
• охватывает весь диапазон показателей деятельности организации, т.е. показатели устойчивости;
• оценивает полноту понимания организацией показателей ее собственной деятельности и ее влияние на внешнюю среду, а также учитывает мнения об этом заинтересованных сторон;
• особо выделяет существенность содержания отчетности для заинтересованных сторон и точность раскрываемой информации, а также обращает внимание на политику организации и соблюдение обязательных норм;
• закладывает основу для публичных заявлений о соответствии, которые будут способствовать возрастанию доверия к публикуемым отчетам по обеспечению устойчивости;
• оценивает способность организации реагировать на запросы заинтересованных сторон и, тем самым, рассматривает отчетность как часть постоянного взаимодействия с ними;
• учитывает не только текущее состояние дел, но и возможное изменение ситуации, т.е. не только то, как организация выполняет заявленную политику и достигает поставленных целей, но и то, насколько она способна соответствовать будущим стандартам и ожиданиям;
• поддерживает и объединяет различные подходы к верификации качества, в которых задействованы многочисленные верифицирующие организации, подходы и стандарты, и в том числе обеспечивает соответствие стандартам GRI ("Рекомендациям по отчетности устойчивого развития"), предложенным Глобальной инициативой по отчетности; применим к организациям различных видов и размеров, может использоваться верифицирующими организациями в разных географических, культурных и социальных условиях;
• требует от верифицирующей организации подтверждения ее компетентности и предоставления информации о характере отношений с отчитывающейся организацией (т.е. клиентом).
Таким образом, социально ответственные субъекты предпринимательства получают весомые экономические преимущества, обусловленные повышением конкурентоспособности товарного знака и ростом инвестиционной привлекательности компании, расширением возможностей привлечения квалифицированных кадров (повышением конкурентоспособности на рынке труда).
Процедурные механизмы корпоративной социальной ответственности реализуются не только в различных формах (табл. 22.1) и закрепляются в виде законов Российской Федерации, законов субъектов России или региональных нормативных и правовых актов. Например, Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-Φ3 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Закон Тюменской области от 25 июля 1997 г. № 104 "О социальном заказе в Тюменской (Пермской, Иркутской) области"; Закон г. Москвы от 12 июля 2006 г. № 38 "О взаимодействии органов власти г. Москвы с негосударственными некоммерческими организациями (ННКО)" и др.
Механизм взаимодействия ННКО и власти – это совокупность правил, способов, технологий и документации по организации, обеспечению ресурсами и реализации совместных работ (проектов, акций), которая встроена в схему функционирования социальной сферы па данной территории, направлена на решение социально-значимой проблемы с учетом действующих нормативных и правовых актов и воспроизводима в будущем без участия создателей.
Таблица 22.1
Инновационные механизмы межсекторного социального взаимодействия HHKO[1] и власти
Наименование |
ОГЛАВЛЕНИЕ |
Конкурсные |
Социальный заказ, социальный грант, тендер, конкурс социальных проектов, конкурс гражданских инициатив, конкурс авторских программ, конкурс на получение кредита |
Социально-технологические |
Хоспис, приемная семья, экологическая экспертиза, судебные иски по защите окружающей среды, модели социализации (инвалидов, наркоманов и пр.), программы общественного развития муниципальных образований |
Организационно-структурные |
Центр "Дети улицы", центр общественных объединений, центр социального партнерства, альтернативное бюджетирование. |
Процедурные |
Палата социального бизнеса, общественный совет, губернское собрание, общественный парламент, круглый стол, общественный комитет, форум граждан, соглашения, общественные слушания |
Комплексные |
Фонд частных пожертвований, целевые группы и темы (талантливые дети, инвалиды, одинокие пенсионеры), конкурсы благотворительности, именные фонды, совместные проекты, фонды проектов, ярмарки проектов |