Социальный контроль

Помимо удовлетворения определенных потребностей людей неформальная организация выполняет и функцию социального контроля, что позволяет регулировать поведение членов как первичных трудовых групп, так и более крупных подразделений в соответствии с принятыми в данных группах нормами. Эти нормы представляют собой установленные группой стандарты ожидаемого поведения, на основе которых ее члены судят о том, какое поведение является правильным, а какое – неправильным. Групповые нормы, будучи одним из компонентов группового сознания, обычно не фиксируются в письменной форме, а выражаются лишь устно.

Групповые нормы могут охватывать разные сферы жизнедеятельности организации. На их основе регулируются трудовая деятельность членов неформальных групп, поведение людей по отношению друг к другу, их отношение к тем или иным группам в данной организации. Групповые нормы порой диктуют характер взаимоотношений с руководством, участие в различным формах совместного проведения досуга, манеры речи, стиль одежды, внешний облик в целом.

Групповые нормы предусматривают позитивные санкции (похвала, различные формы вознаграждения) по отношению к тем, кто следует им, и негативные санкции для тех, кто отступает от них. Цель этих санкций, исходящих неофициально от имени какой-либо группы, состоит в том, чтобы воздействовать на поведение нарушителя общепринятой нормы в соответствующем направлении. В качестве неформальных негативных санкций могут применяться порицание членами группы поведения нарушителя, возложение на него каких- либо не очень приятных обязанностей или даже попытки его изгнания из данной группы.

Отечественные исследования показывают важную роль неформальных групповых санкций (и позитивных, и негативных) как регуляторов поведения личности в организации. И рабочие, и служащие большее значение придают санкциям, исходящим именно от членов своей трудовой группы, а не от ее официального руководителя.

Приведем пример, ярко свидетельствующий о силе группового социального контроля. На одном из отечественных предприятий члены производственной бригады с учетом технологических требований протирали некоторые детали выпускаемых изделий этиловым спиртом. Работали аккуратно, спирт даже экономился. В соответствии со сложившейся здесь групповой нормой члены бригады но очереди уносили сэкономленный за неделю спирт домой. Но одна из работниц, получив свою долю спирта и выйдя за пределы предприятия, выливала его в канаву. "Почему ты это делаешь?" – спросил у нее знакомый – нечаянный свидетель. Женщина объяснила, что спирт ей не нужен, так как она его "не употребляет". Домой же не несет, потому что муж, наоборот, "очень употребляет". Почему же тогда она берет этот спирт? "Я не хочу быть “белой вороной”", – заявила работница.

Этот пример достаточно убедительно говорит о значимости групповых норм для человека. Возникнув на неофициальной основе, они могут служить более важным регулятором социального поведения членов группы, чем официальные регламентации.