Социальный капитал и устойчивое развитие бизнеса

Если число сотрудников превысило тысячу, учреждение замыкается на себя, а внешний мир становится понятием иллюзорным.

Сирил Норткот Паркинсон

Мотивы и стимулы принятия управленческих решений и их успешность в несовершенном мире существенно зависят от уровня доверия между участниками. Экономисты ввели в оборот специфическое понятие "социальный капитал", под которым понимают систему неформальных "правил игры" и механизмов, которые позволяют выстраивать отношения внутри определенных групп людей (например, между стейкхолдерами компаний). Чем более несовершенен рынок, на котором протекает деятельность компании, тем слабее и несовершеннее работающие там формальные институты (законы и их исполнение). И тем большую роль начинают играть неформальные механизмы, объединяемые термином "социальный капитал". Социальный капитал как элементы включает: социальные нормы, сети отношений и доверие между участниками. Как расширение спектра знаний, навыков, связей, включаемых в интеллектуальный капитал компании, возникло понятие "социального капитала компании". Это сложившиеся социальные связи компании в обществе, которые базируются на доверии и признании заслуг. Социальный капитал представляет собой выраженное в форме дополнительных денежных выгод для собственников доверие общества, ключевых стейкхолдеров, оказываемое компании.

Компании должны осознать, что общественно-политические силы в состоянии кардинально изменить условия функционирования как отдельных игроков на рынке, так и всей отрасли (как, например, произошло с игровым бизнесом в Венесуэле или России). С одной стороны, действия общественных организаций могут подорвать репутацию компании или даже довести ее до банкротства, особенно при работе на высоком финансовом рычаге. Такая ситуация возникла с развитием Интернета и ростом независимых от правительств и крупных игроков рынка средств масс-медиа. Самые разные группы заинтересованных лиц могут быстро мобилизовать общественное мнение в свою поддержку. С другой стороны, общественные организации и политические партии могут создавать рыночные возможности, снимать ранее незыблемые барьеры входа в отрасль. В их силах формировать новые потребительские предпочтения и указывать на неудовлетворенные нужды. Задача менеджмента компании - улавливать общественные настроения и учитывать их при принятии решений, особенно стратегических, а задача финансового директора - количественно оценивать влияние общественных настроений, показывать собственникам и менеджерам чувствительность финансовых показателей от изменений в общественно-политической среде. Кроме того, важно в изменении общественно-политических настроений видеть не только источник рисков, от которого выстраиваются системы защиты, но также и потенциальные возможности, которые должны быть просчитаны и при наличии эффективных вариантов, реализованы.

Устойчивое развитие компании и социальная ответственность

Концепция долговременной устойчивости развития (sustainability growth) отстаивает принцип, что экономический рост неотделим от его экологических и социальных последствий. Любая экономическая деятельность, губящая природу или нарушающая права человека, преступна и не может создавать долгосрочную стоимость. Финансовое видение целей вынуждено было откликнуться на эти процессы, и научный мир заговорил о новой модели финансового анализа и управления - стейкхолдерской (рис. 7.10).

Рис. 7.10. Переход от акционерной стоимости к стейкхолдерской как ключевой финансовой цели с признанием значимости социального капитала

Наряду с созданием некоммерческих общественных организаций при ООН по отстаиванию принципов устойчивого развития, многие компании в своей деятельности постепенно переходят к "социально ответственному бизнесу". Это выражается как в предоставлении отчетности "по трем измерениям" в рамках концепции "тройного итога"', так и в принятии решений с учетом заинтересованных лиц. Главный стоимостной принцип реализации этой концепции заключается в следующем: основная задача менеджмента компании - создавать рост стоимости не только для финансовых владельцев капитала (инвесторов), но и для нефинансовых стейкхолдеров.

Суть концепции "тройного итога" (triple bottom line) состоит в учете при принятии управленческих решений в компании не только финансовых результатов, но и социальных, экологических последствий, а также этических вопросов.

Примеры социально-ответственного поведения на протяжении ряда последних лет демонстрируют: англо-голландская компания RD / Shell, немецкий холдинг Siemens, крупнейший в мире производитель алюминия Alcoa, многие европейские компании (отчасти из-за сильного влияния профсоюзов и законодательной возможности влияния на принятия решений в компаниях).

При ООН с 1998 г. работает международная комиссия (Global Reporting Initiative, GRI) по разработке новых "трехмерных" стандартов отчетности (рис. 7.11), которые реализовывали бы идеи концепции устойчивого развития. Разработаны Руководства по отчетности в области

Рис. 7.11. Новые формы отчетности для компаний устойчивого развития

устойчивого развития. За последние годы создан ряд унифицированных стандартов социальной отчетности, таких, как СИ СЗ и ЛЛ1000. В 2004 г. Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) была принята Социальная хартия российского бизнеса, в которой зафиксировано понимание социальной миссии бизнеса. Основными принципами названы: экономическая и финансовая устойчивость, качество продукции, взаимоотношения с работниками, права человека, экологическая безопасность. Бизнес-ассоциации создают свои системы поддержки компаний и их менеджеров, которые проводят политику социальной ответственности. На российском рынке появились консультационные услуги по разработке программ социальной ответственности и составлению социальной отчетности.

Часто компании презентуют программы устойчивого развития для заинтересованных лиц. Например, на раскрытой в декабре 2006 г. программе компании Alcoa, названной "Вехи устойчивости", зафиксированы количественные планы реализации мероприятий компании до 2020 г. в областях защиты окружающей среды, развития местных сообществ и человеческого фактора.

В стандартах GRI составляют социальные отчеты такие компании, как РАО "ЕЭС России", "Лукойл", "Татнефть", ГМК "Норильский никель", "Илим Палп", "Северо-Западная лесопромышленная компания".