Социальные тенденции
Роль, во многом аналогичную той, какую играют в естественных пауках научные законы, в истории и социальной философии играют социальные тенденции. Социальная тенденция представляет собой достаточно устойчивую линию развития группы взаимосвязанных социальных явлений.
Понятие социальной тенденции является одним из основных в методологии социальных и гуманитарных наук.
Примерами социальных тенденций могут служить тенденция роста численности человечества, остающаяся устойчивой в течение многих веков тенденция технического прогресса, распространяющаяся на три последних столетия, и т.п. Социальные тенденции могут быть универсальными, охватывающими все человечество, или локальными, касающимися только отдельных регионов или групп стран, отдельных социальных слоев и т.д.
Позиция, что история представляет собой смену единичных и уникальных явлений, что в ней нет прямого повторения, и потому нет законов, сложилась в конце XIX – начале XX в. (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Б. Кроче, Ф. А. Хайек, К. Поппер, К. Ясперс, Р. Арон и др.).
Отсутствие законов исторического развития не означает ни того, что в истории пет причинных связей, ни того, что в ней нельзя выявить определенные тенденции, или линии, развития.
В истории действует принцип причинности: "Все имеет причину, и ничто не может произойти без предшествующей причины". Этот принцип универсален, он распространяется на все области и явления, и совокупная деятельность людей, именуемая историей, не является исключением из него.
Однако законы отличны от причинных связей, и наличие в истории причинности никак не означает существования исторических законов. Выявление причинных зависимостей между историческими событиями – одна из основных задач науки истории. Другой ее важной задачей является обнаружение складывающихся в определенный период в определенном обществе тенденций развития, прослеживание линий развития его институтов, идей и т.д.
Тенденции не являются законами истории, хотя их часто путают с ними. Прежде всего, научный закон – это универсальное утверждение. Высказывание о тенденциях является не универсальным, а экзистенциальным: оно говорит о существовании в определенное время и в определенном месте некоторого направленного изменения. Если закон действует всегда и везде, то тенденция складывается в конкретное время и срок ее существования ограничен.
Скажем, тенденция роста численности человечества сохранялась сотни и даже тысячи лет, но она может измениться за считанные десятилетия. Технический прогресс охватывает три последних столетия, однако при определенных неблагоприятных обстоятельствах его результаты могут быть утрачены в течение жизни одного поколения.
Тенденции, в отличие от законов, всегда условны. Они складываются при определенных условиях и прекращают свое существование при исчезновении этих условий. Тенденция, отчетливо проявившаяся в одну эпоху, может совершенно отсутствовать в другую эпоху. Например, греческие философы говорили о ясном направлении смены форм правления: от демократии к аристократии и затем к тирании. Но сегодня такой тенденции уже нет: некоторые демократии длятся, не вырождаясь, сотни лет, другие сразу же переходят к тирании и т.д.
Ценности в социальных и гуманитарных науках
В социальных науках наряду с утверждениями о том, что есть в реальной социальной жизни, всегда присутствуют также утверждения о том, что должно быть. Утверждения со связкой "есть" представляют собой описания, положения с "должно быть" являются оценками или частным случаем оценок – нормами. Оценки являются языковым выражением ценностного отношения человека к миру.
Некоторые фундаментальные оценки представители социальных наук принимают еще до начала всякого исследования, причем принимают чаще всего, не отдавая себе отчета в этом.
Как пишет немецкий философ Г. Маркузе, до всякого начала размышления над проблемами общества и их исследования каждый ученый, включая и экономиста, принимает два основополагающих оценочных положения:
1) человеческая жизнь стоит того, чтобы ее прожить;
2) существующее общество можно усовершенствовать в интересах благополучия человека.
Без принятия этих кажущихся совершенно очевидными идей, которые являются по своей сущности оценками, всякое исследование социальной жизни, в том числе экономической деятельности человека, теряет всякий смысл. Если человеку вообще незачем жить, стоит ли изучать детали его реальной жизни в существующем обществе? Если это общество в принципе не может быть усовершенствовано, стоит ли анализировать детали социальной жизни и выдвигать какие-то планы?