Социальные стратегические альянсы
Инициатива формирования социальных стратегических альянсов в российской практике, с одной стороны, принадлежит крупному бизнесу, который, стремясь демонстрировать свою социальную ответственность перед обществом, использует различные инструменты интеграции, позволяющие аккумулировать социальный капитал. Интерес к общественно значимым проектам вызван их поддержкой со стороны гражданского общества. Кроме того, государственные и общественные структуры заинтересованы в финансовой подпитке. Налицо конвергенция (сближение) интересов различных секторов экономики, проявляющаяся в совместных проектах в форме социального альянса.
Основой для осуществления социально значимых проектов выступает стратегический альянс – сетевая форма кооперации, объединяющая независимые организации и управляемая комитетом координаций, места в котором распределяются между членами но принципу обеспечения равного представительства всех сторон, заинтересованных в конструктивном развитии партнерских отношений. Прилагаемое "стратегический" указывает на долговременность и значимость проекта, реализуемого в рамках социального альянса.
В мировой практике известны социальные стратегические альянсы в экологии, образовании и социальной работе с населением. Феномен их развития связан с общемировыми тенденциями, а именно увеличивающимся спросом на социальные услуги и снижением объема ассигнований по федеральным социальным программам. Именно поэтому социальное давление на бизнес усиливается, и компании вынуждены брать на себя существенную долю социальной ответственности за производство и реализацию общественных благ.
Механизм функционирования социального стратегического альянса представлен на рис. 7.2.
Он последовательно выполняет стадии реализации социально значимых проектов, каждая из которых длится до момента завершения (сворачивания) всего проекта. Это означает, что процессы, запущенные в период формирования альянса, не прекращаются на всех стадиях его функционирования, а получают новый импульс. Каждой стадии жизненного цикла социального стратегического альянса, как-то: создание, рост, стабилизация, зрелость, завершение, соответствует процесс, являющийся в данный период времени доминирующим[1]. На рис. 7.3 представлена постадийная базовая схема реализации социального стратегического альянса.
Рис. 7.2. Механизм функционирования социального стратегического альянса
Рис. 7.3. Схема реализации социального стратегического альянса
Ярким примером социального стратегического альянса в области решения социальных проблем служит альянс, заключенный между Фондом поддержки молодых австралийцев (Fondationfor Young Australians) и компанией Bodyshop. Компания вложила около 1 млрд австралийских долларов в программу по созданию обособленного текстильного производства, где молодые люди могли иметь возможность проходить практику и, при желании, работать на постоянной основе. Вступив в социальный альянс, Bodyshop подтвердила свое реноме социально ответственной компании[2].
Еще в начале 90-х гг. прошлого столетия социальные стратегические альянсы в области экологии были редкостью. Один из самых известных – альянс между компанией McDonald's и Фондом защиты природы (Environmental Defense Fund). Адекватно реагируя на критику со стороны экологов, компания заменила в своих ресторанах канцерогенный материал, используемый для упаковки, на бумажный. В ответ Фонд предпринял ряд дружественных шагов – официальных заявлений в СМИ, на телевидении, в которых одобрил действия компании, что повысило ее репутацию в глазах потребителей и общественности.
Эталоном социального стратегического альянса в области образования является альянс (Cambridge-MITInstitute – CMI) двух всемирно известных центров образования – Кембриджа и Массачусетского технологического института. Миссия альянса, поддержанная правительством Великобритании и другими корпоративными партнерами, заключается в том, чтобы повысить конкурентоспособность промышленных компаний и их инновационный потенциал в Объединенном Королевстве за счет эффективного взаимодействия научных кругов и корпоративного сектора. CMI[3] финансирует стажировки американских и английских студентов[4].
Факторами успешности социального стратегического альянса являются: доверие между партнерами, эффективная система обмена знаниями между партнерами и государственная поддержка.
В рамках развития доверия между партнерами работа менеджеров альянса направлена на непрекращающийся процесс согласования действий. Чем ниже уровень доверия, тем больше времени уходит на переговоры, очень часто бесплодные. Унифицировать процедуру измерения уровня доверия между партнерами, особенно до заключения альянса, невозможно, и многое решают неформальные связи.
От степени доверия зависит главное – интенсивность обмена знаниями, которые подразделяются на "открытые", "явные" и скрытые "неявные"[5]. "Открытые" знания могут быть переданы без труда. Это: расчеты, схемы, чертежи и др. "Скрытые" знания не могут быть выражены с помощью формул, символов, знаков. Они передаются лишь через личные контакты.
Госструктуры участвуют в альянсе исключительно в роли равноправного партнера. В ситуации, когда к социальному проекту подключается государство, используют термин "межсекторное социальное партнерство".
Организация социального стратегического партнерства – трудоемкое и рискованное предприятие, поэтому всегда актуальна задача предварительной оценки перспектив взаимодействия. По данным исследования Ассоциации, объединяющей профессионалов в области стратегических альянсов, успешные альянсы составляют в среднем 52%[6]. Преобладающая часть из них – зарубежные. Наиболее распространенными причинами их провала являются: несовместимость стратегий партнеров, высокие трансакционные издержки, несовместимость корпоративных культур, отсутствие доверия.
Наиболее востребованные инструменты управления в области формирования социальных стратегических альянсов представлены в табл. 7.5.
Таблица 7.5
Инструменты управления в области формирования социальных стратегических альянсов[6]
Инструмент |
Число компаний, использующих данный инструмент, от общего их количества, % |
Партнерская программа (программа мониторинга фирм для определения партнера) |
89 |
Приглашенный специалист по альянсам |
72 |
Изучение базы данных по альянсам |
70 |
Планирование совместного социального проекта вместе с партнером |
54 |
Использование стандартизированного алгоритма поиска партнеров |
50 |
Обобщая зарубежный опыт создания и реализации социальных стратегических альянсов, следует отметить, что, прежде чем внедрять зарубежные наработки в отечественную практику, нужно учитывать российскую специфику. Полезными могут оказаться такие мероприятия, как:
• развитие корпоративного контроля гибких форм согласования интересов и координации взаимодействий между представителями государственных структур, бизнес-элитой и активистами общественных организаций;
• введение в штатное расписание крупных компаний должности корпоративного секретаря, который мог бы выполнять функции администратора или куратора Комитета координации деятельности альянса.
В России уже существуют позитивные тенденции в данной области. Так, в меморандуме Ассоциации Менеджеров России зафиксированы ключевые принципы взаимодействия и к приоритетным отнесены мероприятия, призванные:
• смягчать различного рода вредные воздействия на окружающую среду (экологический аспект);
• поддерживать местные гражданские инициативные группы и объединения (социальный аспект);
• способствовать интенсификации волонтерской деятельности (благотворительный аспект)[8].
Самостоятельная работа
С помощью Интернет-ресурсов и научно-практических публикаций обозначьте примеры наиболее эффективных социальных стратегических альянсов.