Социальные статусы и роли

Результатом социализации является приобретение человеком определенной позиции в обществе, или статуса.

Социальный статус – положение индивида в обществе в соответствии с его полом, возрастом, происхождением, образованием, собственностью, семейным положением, родом занятий и т.д. Статус связан с другими социальными позициями через систему прав и обязанностей: статус "преподаватель" имеет смысл только по отношению к статусу "студент", но не по отношению к водителю такси, директору Дома культуры или менеджеру турфирмы. Для них он просто индивид.

Каждый человек обладает большим количеством статусов, поскольку участвует во множестве групп и организаций. Например, он мужчина, отец, муж, преподаватель, доцент, кандидат наук, пожилой человек, директор филиала крупного вуза, православный и т.д. Один и тот же человек может занять противоположные друг другу статусы, но по отношению к разным людям: отец – по отношению к своим детям, сын – по отношению к своим родителям. Совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку, называется статусным набором.

В статусном наборе всегда имеется главный, или доминирующий, статус. Главным статусом называют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди, который играет для него самого первостепенное значение и с которым он сам себя идентифицирует. Для взрослого человека, вступившего во вторичную социализацию, это чаще всего профессиональный статус. Представляя друг другу незнакомых людей, мы в первую очередь указываем их род деятельности, а не семейное положение или национальную принадлежность. Главный статус определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

С понятием социальный статус не следует путать понятие личный статус. Если социальный статус показывает положение индивида в обществе как представителя крупной социальной общности (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии), то личный статус характеризует его положение среди непосредственно окружающих его людей, в малой группе. Это положение зависит от того, как его оценивают и воспринимают окружающие (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть признанным авторитетом или изгоем, заводилой в компании или никому не интересной тихоней означает занимать свое место в системе межличностных, но нс социальных отношений. При этом уровни социального и личного статуса могут не совпадать. Человек может занимать высокий социальный статус (депутат областного законодательного собрания), но обладать низким личным (у него нет друзей, а соседи по лестничной площадке не хотят даже приветствовать его).

В зависимости от той роли, которую сыграл человек в приобретении своего статуса, различают приписываемый и достигаемый социальные статусы. Приписываемым называется статус, полученный человеком от рождения (национальность, пол), по наследству (унаследовал корпорацию) или в силу иных причин вне зависимости от воли и усилий человека. Достигаемый статус приобретается собственными усилиями индивида, в результате его свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Профессиональный статус, статус мужа или жены – это примеры достигаемых статусов.

С понятием социального статуса неразрывно связано понятие социальной роли.

Социальная роль представляет собой определенную ожидаемую модель поведения, прочно связанную с конкретным статусом. Строго говоря, любой статус предполагает наличие конкретной роли, которая представляет собой шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, относящихся к конкретному статусу: от школьного учителя социальное окружение ожидает один вид поведения, а от водителя- дальнобойщика – несколько иной.

Статусы и роли связаны между собой через ожидания людей. Поведение, соответствующее ожиданиям окружающих в связи с неким статусом, называется ролью. Поведение ролью не является. Социальная роль индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом.

Любой социальный статус, как правило, включает ряд социальных ролей. Если взять статус вузовского профессора, то он предполагает такие роли, как преподаватель, исследователь, автор научных статей, наставник молодежи, консультант предприятий, администратор, специалист в своей области знания. Каждая роль из его ролевого набора подразумевает особую манеру поведения. Даже две схожие роли профессора – преподаватель и наставник – подразумевают различные отношения со студентами. Первая состоит в соблюдении формальных действий: чтение лекций, проверка курсовых работ, прием экзаменов, руководство выпускными квалификационными работами и т.д. Вторая касается неформальной стороны работы преподавателя, заставляя его быть советчиком, старшим другом. В соответствии с этим у каждой роли имеется свой тип реализации социальных отношений. Отношения профессора среди коллег-преподавателей, в среде администрации вуза – совершенно не те, что складываются у него со студентами, аспирантами или редакторами журналов. Ролевой набор формирует набор социальных отношений: параллельно понятию статусного набора используется понятие "ролевой набор". Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.

Люди по-разному видят себя в своих статусах и соответствующих этим статусам ролях. Нередки случаи, когда человек буквально сливается с ролью: учитель ведет себя как наставник не только со своими учениками, но и с друзьями, родственниками, соседями; полицейский пытается в действиях каждого, кто попадается под руку, искать злой умысел, автоматически перенося стереотип поведения с одного статуса на другие. Тотальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное – дистанционированием от роли.

Большинство ролей – член профсоюза, автомобилист, пешеход, покупатель – являются личностно не значимыми для человека. Их существование или отсутствие не является критичным для человека, в них не вкладывается душевная составляющая. Другие роли, прежде всего связанные с главным статусом, напротив – воспринимаются как часть "Я". Их потеря может переживаться достаточно глубоко, как личная трагедия. Мужчиной – главой семьи потеря работы переживается как крушение личности. У безработного меняется стиль и образ жизни, портятся отношения с близкими и родными, идет переоценка системы ценностей. Статус безработного вносит серьезные изменения во весь статусный набор.

Таким образом, у каждого человека имеется своя ролевая система. С какими-то ролями человек идентифицирует себя в большей степени (ролевая идентификация), с другими – в меньшей (дистанцирование от роли).

Исполнение человеком его роли в строгом соответствии с социальным статусом упорядочивает общественные отношения. Конечно, зачастую реальное поведение людей не сводится к чисто ролевому, оказываясь гораздо богаче. Во-первых, человек одновременно исполняет несколько ролей, которые, вступая в самые разные взаимоотношения (дополнения, отрицания) между собой, рождают многогранность поведения. Во-вторых, характер исполнения роли зависит от групповых и личностных особенностей. Один инспектор ДПС идет навстречу водителям и наказывает их за мелкие нарушения лишь предупреждением, другой строго подходит к исполнению обязанностей, сразу выписывая штраф; пожилой школьный учитель ведет себя иначе, чем молодой. Все они исполняют одну роль, но по-разному. В-третьих, исполнение роли зависит от обстоятельств, времени и места. Начальник ведет себя по-разному в рабочее и внерабочее время, на юбилее сотрудника, не переставая быть начальником. Поэтому чисто ролевое поведение со стороны нередко может выглядеть неадекватным.

Длительное и добросовестное исполнение профессиональной роли не только вырабатывает стойкий стереотип поведения, но и может влиять на свойства личности, ее мировосприятие и образ жизни.

Типология личности

Любое общество ставит перед собой цель формирования своих членов в соответствии с определенным набором социальных установок, принятых норм и правил поведения.

Поэтому общество посредством государственного аппарата старается контролировать процесс социализации, формализуя семейные отношения, диктуя образовательные стандарты, регулируя трудовые отношения, контролируя деятельность СМИ и т.д.

При этом, несмотря на определенные усилия по стандартизации образования и воспитания для каждого нового члена общества, каждый человек формируется как индивидуальность, как самостоятельная личность, отличающаяся по различным характеристикам от других представителей человеческого рода. Эти характеристики могут быть схожими у больших групп людей, что позволяет выделить различные типы личности.

Социальные типы личности являются результатом длительного процесса развития общества и его экономических, культурных и историкогеографических условий развития. Это результат того, как человек реагирует на влияние общества, проявляющийся в его жизненных ориентирах и предпочтениях.

В современном обществе можно выделить несколько классификаций типов личности. Одна из них выделяет идеальный, базисный и модальный типы личности.

Идеальный (т.е. воображаемый, существующий как некий образец) тип личности – это тот, к которому общество стремится и на который оно равняется. Этот тип личности не привязан ни к каким конкретным условиям своего формирования. В идеальном типе личности общество видит то, что оно желает сформировать в человеке.

Базисный тип личности является отражением текущих процессов общественного развития, он максимально встраивается в реалии настоящего момента в жизни общества, отвечая его потребностям.

Модальная личность – это та, которая реально преобладает в данном обществе.

Еще одна классификация типов личности исходит от ценностных ориентаций личности конкретного типа. В соответствии с пей выделяют типы идеалиста, реалиста, традиционалиста, гедониста и тип подавленной личности.

Идеалисты характеризуются ярко выраженным стремлением к независимости, пренебрежением к авторитетному мнению, недоверием к традиционным ценностям и нормам.

Чертами реалистов являются здоровый скептицизм, самодисциплина, самоконтроль. У реалистов ярко выражено чувство долга и ответственности в сочетании со стремлением к самореализации.

Традиционалисты во главу угла ставят понятия законопослушания, долга, порядка, дисциплины, в то время как стремление к самореализации, индивидуализм и креативность не являются сильной их стороной.

Гедонист склонен получать максимум удовольствия от жизни, он живет ради удовольствий, которые нужны "прямо сейчас" – это классический пример человека общества тотального потребления. Удовлетворение потребительских желаний становится смыслом жизни гедониста.

Личность подавленного типа отличается низкой самооценкой, угнетенным самочувствием, ощущением себя выброшенным из потока жизни.

Зачастую сложно отнести человека только к какому-то одному из описанных типов личности. Психика каждого индивида уникальна, поэтому в каждом человеке сочетаются черты различных типов личности с преобладанием, как правило, одного из них. В этом проявляется то, что человек – сложное биосоциальное существо, поэтому классифицировать тип его личности непросто.