Лекция 3. Социальные отношения в системе управления

В результате изучения данной главы студенты будут:

знать

• основные подходы к изучению власти и механизм формирования властных отношений в межличностных коммуникациях;

• классическую схему способов применения властных ресурсов;

• сущность и основные компоненты баланса власти в организации;

• принципы бюрократического управления, модели и виды бюрократии;

• сущность и природу конфликтов интересов и девиаций в управленческих структурах;

уметь

• оценивать управленческие проблемы, связанные с появлением авторитетных социальных норм в организации;

• трактовать процесс формирования властных отношений с позиции межличностного подхода;

• осуществлять типологизации) причин возникновения конфликтов и девиаций в организации;

владеть

• навыками обоснованного ситуационного применения классических оснований власти в социальном управлении;

• социологическими, культурными и социально-психологическими способами управления конфликтами и минимизации социальных отклонений в структурах управления.

Отношения власти

Основные подходы к изучению власти

Процессы управления невозможны без наличия у руководителей прерогатив власти или властных полномочий. Действительно, каким образом можно скоординировать действия людей с разными целями, потребностями и интересами? Каким образом можно осуществлять контроль за поведением, который необходим для организации, но далеко не всегда понимается и принимается рядовыми работниками? Только используя властные полномочия руководителя.

Однако изучение властных отношений сталкивается со значительными трудностями, которые связаны в первую очередь с различной трактовкой сущности власти. В этом отношении термин "власть" не избежал основного противоречия социологии, заключающегося в определении приоритета личности (или взаимодействующих личностей), личностного сознания и коллектива (группы, организации), коллективного сознания. Дополнительная сложность заключается в том, что основные положения этих подходов справедливы и теснейшим образом связаны между собой, однако часто несовместимы в ходе решения практических задач использования власти. Данное противоречие отразилось в существовании трех основных подходов к определению сущности власти:

1) признание власти как неотъемлемого, имманентного личностного атрибута, существование которого обусловлено особенностями внутренней структуры личности;

2) трактовка власти как специфического типа межличностных отношений;

3) власть признается только как свойство социальной системы, рассматривается как необходимый атрибут структуры организации, представляемой в виде социальной системы.

Власть как характеристика личности

Корни этой достаточно распространенной концепции следует искать в классическом учении З. Фрейда, в соответствии с которым основания власти определяются особенностями подсознания человека, вернее взаимодействиями активного сознания (Я или Эго), бессознательного (Ид) и культурного влияния на человеческое "Я" (Супер-Эго). Эта трактовка проблемы связана также с идеями Платона ("Государство"), Аристотеля ("Политика") и экзистенциалистов.

В основе такого подхода к пониманию власти лежит признание наличия у индивидов мотиваций универсально-гедонистского толка. Стремление к удовольствию заставляет его с неизбежностью идти на уступки другим людям для получения удовлетворения своих потребностей и желаний. Само существование у личности стремления к удовлетворению потребностей приводит, по мнению авторов этой концепции, к подчинению одних людей другим. Отношения власти-подчинения возникают из-за наличия у людей различного количества внутренней энергии и различий в садомазохистских ориентациях. В результате в группе или обществе происходит разделение на тех, кто обладает властью, стремится к ее завоеванию любым путем, и тех, кто вынужден и готов подчиняться этой власти. Укрепление возникших в результате этого отношений осуществляется через инъекции отношений диктата в структуру личности с помощью некоторого набора психических и культурных способов.

Психологический подход к изучению проблемы формирования и развития отношений власти не лишен теоретического и практического (с точки зрения психоанализа) интереса, однако, в рамках исследования управления его применение крайне ограничено. В связи с этим в настоящем пособии эта концепция подробно не рассматривается.