Социальные классы и классовая борьба
К. Маркс выделял два основных класса – эксплуататоров (собственников средств производства) и эксплуатируемых (субъектов наемного труда, получающих заработную плату). Во все времена одна часть населения, как правило меньшинство, владела средствами производства и распоряжалась материальными ресурсами общества, эксплуатируя чужой труд, а другая ничего этого не имела (рис. 8.3).
Рис. 8.3. Согласно теории К. Маркса, двумя главными классами капиталистического общества являются капиталисты и рабочие
Эксплуатацией называется безвозмездное присвоение чужого неоплаченного труда. Рабы, крестьяне и рабочие производят богатств (товаров и услуг) больше, чем им необходимо для собственного пропитания, т.е. удовлетворения первичных жизненных потребностей. Иными словами, они создают прибавочный продукт. Но они не имеют возможности использовать то, что сами же и производят – те, кто владеют средствами производства, вычитают из прибавочного продукта то, что они называют прибылью. Таков экономический источник эксплуатации, а также конфликта между классами, который обычно проявляет себя в форме классовой борьбы. К. Маркс сказал, что когда капитализм явился в мир, грязь лилась через все его поры.
В основу деления людей на классы Маркс положил экономические факторы (источники и величину дохода), социальные (владение или невладение средствами производства) и политические (господство и влияние в структуре власти).
Социологический практикум
К. Маркс любил говорить, что пролетариату нечего терять, кроме своих цепей. А среднему классу есть что терять? Поразмышляйте на эту тему.
Может быть, и сегодня пролетариату нечего терять? И как это связано с протестной активностью различных классов? Прокомментируйте следующие данные. Исследования Института социологии РАН 2011 г. показывают, что 59% населения России бедняки. Средний класс в стране, определяемый по европейским методикам, – всего 6–8%.
Социальный класс в капиталистическом обществе у Маркса характеризуется объективными признаками (собственность, профессия, доход) и субъективными – классовым самосознанием. Если совокупность людей обладает сходными объективными признаками, но у них нет субъективного признака – социального единства, то их нельзя считать настоящим классом. Таков класс-в-себе. Они еще должны стать классом-для-себя, образовать политическую партию и побороться за свои права.
К. Маркс не отрицает, что между капиталистами и пролетариатом существует множество промежуточных групп: ремесленники, мелкая буржуазия, торговцы, крестьяне-собственники. Но они обречены, поскольку не образуют мощного среднего класса. Промежуточные слои незначительны по численности, лишены исторической инициативы и политического влияния, а самое главное – новых социальных идей, способных коренным образом изменить положение дел. Жалкая прослойка между двумя полюсами, один из которых становится все богаче, а другой – все беднее, в скором времени так сократится в размерах, что станет невидимой. И вот тогда два антагонистических класса сойдутся в кровавой битве.
В "Манифесте Коммунистической партии" к средним сословиям Маркс относит мелких промышленников, мелких торговцев, ремесленники и крестьян. У них незавидная судьба – вот-вот их готовы поглотить буржуазия либо, если они обеднеют, пролетариат. У них нет будущего.
Средний класс не вписывался в теоретическую модель Маркса, для которого важно было подчеркнуть обостряющуюся поляризацию общества, противостояние буржуазии и пролетариата, рост классовой борьбы. Средний класс только смягчал бы социальную напряженность и антагонизм в обществе, порождал иллюзию возможности классового мира. Согласно прогнозу Маркса, с развитием капитализма разрыв и антагонизм между собственниками и несобственниками должен возрастать, а классовая борьба обостряться. Жизнь опровергла предсказания Маркса – границы между буржуазией и пролетариатом стали все больше размываться, уровень жизни в развитых странах повышаться, а ряды среднего класса расширяться.
Если пролетариат, осознав свои классовые интересы, объединится в мощную политическую силу, то, победив буржуазию, он одновременно упраздняет старые производственные отношения, а вместе с ними и классы как таковые. В будущем коммунистическом обществе не должно быть господствующего класса, даже рабочего, а само общество станет бесклассовым. На место вражде, антагонизму, классовым войнам, эксплуатации и угнетению приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.
Научно-технический прогресс при капитализме, считает Маркс, работает в одну сторону, причем совершенно извращенную. Вместо того чтобы использовать мощь науки для повышения уровня жизни рабочих, буржуазия обогащает лишь самую себя, а рабочий класс физически и морально деградирует. Растет сто пролетаризация (отчуждение от собственности) и пауперизация (обнищание).
В марксизме классы выступают универсально-исторической и главной формой стратификации, пронизывающей все формации, все исторические эпохи. К. Маркс считал, что все общества, когда-либо существовавшие и существующие ныне, являются в том или ином смысле классовыми. У ни нереально-историческим типом стратификации делает классы тот факт, что при всех формациях существовал один из главных признаков – эксплуатация чужого труда.
Во всех типах общества собственники, составляющие господствующий класс, эксплуатируют несобственников, представляющих другой класс.
В античном Риме патриции владели землей, а рабы вынуждены были трудиться на них, получая прожиточный минимум, прежде всего еду и жилье. В средневековой Европе феодалы владели землей, а крепостные крестьяне исполняли хозяйственную и военную повинность, оплачивая взятый в аренду участок земли. При капитализме буржуазия владеет предприятиями, землей и банками, а пролетариат, не имеющий никакой собственности, кроме собственности на свои рабочие руки, вынужден становиться наемными работниками. Получаемая ими зарплата компенсирует только часть затрат, поскольку устанавливается на уровне прожиточного минимума.
Плакат "Мы – 99%", Нью-Йорк, 5 октября 2011 г.
Социологический практикум[1]
"Захвати Уолл-стрит" – движение против экономического и социального неравенства, коррупции и власти олигархов, в том числе крупных банков, жадности корпораций и притеснения бедняков, охватившее в 2011 –2012 гг. многие страны. Основная идея – власть сегодня захватила маленькая группка сверхбогатой олигархии, составляющая 1% населения, которая подмяла под себя 99% американцев и развязала классовую войну против всего общества. Подавляющее большинство участников протеста – молодежь, школьники, студенты, анархисты.
Как вы думаете, это движение может свидетельствовать об актуальности учения Маркса?
Маркс не успел создать целостное и, главное, развернутое учение о классах. Его единственная 54 гл. 3-го тома "Капитала", посвященная классам, обрывается на второй странице. Историки восстанавливают его учение, собирая различные фрагменты и идеи.
К примеру, Маркс различал классовое и сословное деление, но доказать подобное предположение нельзя, поскольку Маркс нигде не объяснил, чем различаются и как взаимосвязаны два типа стратификации. Вместе с тем его сподвижник Ф. Энгельс указывал на то, что при рабстве и феодализме классовое деление общества принимает форму сословной стратификации. Классы вынуждены подчиняться сословному типу расслоения потому, что классообразующий фактор – отношение к средствам производства и наемный труд – уступает при феодализме и капитализме ведущее место другому критерию – личной зависимости, которая является отличительным свойством сословной иерархии. Как только капитализм набирает силу, личная зависимость отступает на второй план, а наемный труд выходит на первый. Классы перестают рядиться в чужие одежды и выступают на историческую арену под собственным именем.
Социологический практикум
Маркс выделял несколько видов социальной мобильности, которые указаны на рис. 8.4.
Найдите необходимую информацию в научной литературе и напишите эссе на 4–5 страниц.
Рис. 8.4. Виды социальной мобильности К. Маркса
С учением К. Маркса связываются не только такие фундаментальные для социологии категории, как социальные классы, социальный конфликт, структура общества, но и социальная мобильность. Маркс не ставил целью создание развернутой теории социальной мобильности. Тем не менее он раскрыл сущность таких явлений, которые, несомненно, касаются ядра этой теории.
Маркс различал три вида групповой мобильности:
• обуржуазивание;
• пролетаризацию;
• пауперизацию.
Проникновение рабочих в ряды буржуазии он именовал обуржуазиванием. В письме Марксу от 7 октября 1858 г. Ф. Энгельс писал, что "английский пролетариат фактически все более и более обуржуазивается, так что эта самая буржуазная из всех наций хочет, по-видимому, довести дело в конце концов до того, чтобы иметь буржуазную аристократию и буржуазный пролетариат рядом с буржуазией. Разумеется, со стороны такой нации, которая эксплуатирует весь мир, это до известной степени правомерно"[2].
Пролетаризацией К. Маркс называл процесс разорения мелкой буржуазии и переход ее в ряды рабочего класса. Суть этого процесса – просачивание буржуазии в ряды пролетариата. Разорившиеся капиталисты пополняли ряды рабочего класса.
Пауперизация обозначает еще один вид нисходящей мобильности. Пауперизация первоначально описывала переход из рабочего класса в андеркласс, т.е. процесс опускания людей на социальное дно. Во второй половине XVII в. число пауперов достигало в Англии 2825 тыс. человек (для сравнения, крестьяне всех категорий – фригольдеры, копигольдеры и др. – составляли 1730 тыс. человек)[3].