Лекция 10. Социальные изменения
Социальные изменения бывают двух типов – постепенные и скачкообразные. Постепенное преобразование политического режима власти, общественного устройства, экономического уклада, образа и уровня жизни людей принято называть реформой. Глубокое качественное изменение в развитии общества или познания, связанное с уничтожением основ прежней структуры, именуют революцией. Так, переворот, совершенный в астрономии Николаем Коперником, называют революцией.
Революции бывают научные, религиозные, управленческие, технические, социальные, политические и экономические. Археологи отмечают неолитическую революцию, специалисты по управлению – революцию менеджеров, социологи говорят о "молчаливой революции", историки изучают социалистическую революцию.
Реформа и революция
Реформы – это постепенные, или инкрементальные[1] (прирастающие), изменения; длительный процесс, в котором одна модификация следует за другой. Процесс идет малыми шагами, медленно и незаметно до тех пор, пока накопление не создаст значительную трансформацию на выходе.
Так, неолитическая революция, проходившая тысячелетия, постепенно меняла способ производства и образ жизни. Индустриальная революция, отдельные элементы которой появились задолго до внедрения машинных технологий, в результате привета к кумулятивному эффекту – радикальному разрыву с прошлым. Еще один пример – "молчаливая революция": изменение всех аспектов социальной жизни под влиянием распространения компьютеров и смены их поколений.
Революция – не путь количественного накопления новых признаков, а качественная трансформация прежнего уклада; она затрагивает не форму, а ОГЛАВЛЕНИЕ общественной жизни. Это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
Реформа, т.е. пере-формирование, изменение формы, предполагает частичные улучшения отдельных сторон жизни, хотя ее последствия, если они крупномасштабные, могут сказаться на всех сторонах жизни общества. Такими событиями в России были отмена крепостного права в 1861 г. и столыпинская аграрная реформа. Обычно они задумываются правительством как одиночное или состоящее из серии нововведение, подкрепленное законодательно или административно (механизм внедрения). Любая реформа есть нововведение, но не каждое нововведение, если, например, оно затрагивает отдельное предприятие, называется реформой.
Революции, как и реформы, различаются масштабом, или своими размерами, областью принадлежности, субъектами осуществления и исторической ценностью. Причем если первые три параметра со временем не меняются, то оценка реформы или революции может измениться на прямо противоположную. Так произошло в случае с Октябрьской революцией 1917 г. в России.
Революции бывают долговременными и кратковременными. Самым длительным процессом в истории человечества была неолитическая революция – качественный скачок, благодаря которому цивилизация совершила переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Она породила классы, города, государства и культуру. Глобальные революции затрагивают все сферы общества и множество стран, поэтому требуют долгого времени и всегда приводят к качественному изменению общества.
Социальная революция предстает перед нами как совокупность большого числа реформ, проводимых одновременно, с целью изменения основ социального строя.
Октябрьская революция 1917 г. задумывалась именно с такой целью. В результате были уничтожены частная собственность, городская и сельская буржуазия, ликвидированы свобода слова и политические права граждан, изменилась система распределения социальных благ, одним словом, основы существующего строя. Прежде чем перейти к комплексным социальным преобразованиям, партия большевиков провела политический переворот – штурм Зимнего и свержение Временного правительства. Только после этого, создав новые структуры власти, большевики с первых же дней издали основные законоположения, касающиеся экономической и социальной сферы.
Начавшись в одной стране, революция может перекинуться на другие страны. Если они вовлекаются в революционный процесс стихийно, а весь процесс носит характер цепной реакции, то следует говорить о ненасильственной глобальной и кратковременной революции. Так произошло с буржуазнодемократической революцией 1848 г., охватившей различные страны Европы. Исключением явилась Россия. В ней буржуазно-демократическая революция совершилась в феврале 1917 г. Она не могла распространиться на другие страны, поскольку произошла в стране, запоздавшей в своем развитии.
Напротив, социалистическая революция в октябре 1917 г. вовлекла в процесс и другие страны: либо добровольно (Германия и Венгрия в 1918 г.), либо принудительно (те же Германия и Венгрия в 1945 г.). К 1950 г. сформировался социалистический лагерь, к которому присоединились Польша, Чехословакия, Албания, Болгария, Румыния. Революция в них происходила принудительно, при военной помощи другой страны. Тем не менее ее следует считать глобальной социальной революцией, изменившей существующий социальный строй.
Исследователи отмечают, что новая революция России не нужна. Две революции прошлого века привели ее к фундаментальному перераспределению собственности. Кровавая революция 1917 г. привела к передаче собственности от граждан к государству, а почти бескровная революция начала 1990-х гт. – к движению в обратном направлении. После каждой революции происходило огромное по своим размерам изъятие собственности.
Революции как некий качественный скачок из одного состояния в другое могут происходить в обществе в целом (неолитическая, промышленная и социалистическая революции) либо в одной из его сфер, областей. К таким скачкам относятся научная революция, революция в моде, в сознании людей и т.п. Социальная революция, затрагивающая интересы больших социальных групп в области культуры, называется культурной революцией.
Такая революция проходила в 1966–1976 гг. в Китае. Эта грандиозная кампания была направлена против партийно-бюрократической иерархии. Весной 1966 г. отряды "красных охранников" (хунвэйбинов), состоявшие в основном из школьной и студенческой молодежи, начали массовые акции против партийного аппарата, привилегий высших слоев и "западного влияния", переросшие затем в террор. Мао поставил перед китайскими коммунистами цель создать нового человека. Во имя нее развернулась кампания по перестройке культурной жизни, осуществляемой насильственными методами с позиций примитивных представлений о "подлинно пролетарской культуре".