Социальные институты

Социальный институт представляет собой социальное образование, имеющее важное значение в структуре общества и представляющее собой регулярную и долговременную социальную практику, санкционируемую и поддерживаемую с помощью специальных норм.

Хорошо известны такие социальные институты, как государство, школа, политическая партия, семья и др.

Понятие социального института означает не только определенный элемент социальной структуры, но и установленные и регулярно повторяемые образцы поведения. В этом плане данное понятие является близким по своему содержанию понятию социальной роли.

Социальные институты меняются с течением времени, они возникают и исчезают. Институты – это не раз и навсегда заданные реальности. Изменения в социальной деятельности способны вести как к модификации существующих институтов, так и к возникновению совершенно новых институтов.

Институционализация – процесс формирования и укрепления социального института, т.е. определенной социальной практики, постепенно обрастающей регламентирующими ее нормами и становящейся достаточно регулярной и долговременной. Каждый социальный институт имеет свою историю: в определенное время он возникает, укрепляется, но затем хиреет и приходит в упадок или приобретает совершенно новую форму. Например, политические партии в современном смысле этого слова стали возникать только в условиях формирования капитализма. Партийные объединения нестабильны, из них периодически выбывают отколовшиеся группы, многие партии, не выдержав испытания временем, исчезают.

Государство

Современное государство представляет собой совокупность институтов, включающих законодательные органы, исполнительную власть (на центральном и местном уровнях), суд, органы охраны общественного порядка, вооруженные силы. Важнейшей характеристикой государства является то, что оно действует как институциональная система политического господства и обладает монополией на легитимное, или узаконенное, применение насилия.

Для государства как особого социального института, отличающегося от других институтов, характерны: наличие особой группы людей, осуществляющих верховную власть и выполняющих функции управления общими делами; монополия на принуждение, или применение силы, в отношении членов общества в интересах большинства общества иди определенного его слоя (класса); право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени общества; исключительное право издания законов и правил, обязательных для всего населения в пределах территории государства; право взимания налогов для содержания государственного аппарата и других общественных нужд.

Помимо институциональных современное государство имеет также ряд социально-политических признаков: оно активно участвует в управлении социальными и экономическими процессами; обеспечивает единство культурного пространства, а также единый язык (или несколько общих языков) как средство общения; регулирует национальные отношения обеспечивает национальную безопасность и общественный порядок; гарантирует общие права человека и поддержание главнейших социально-политических и правовых ценностей.

Государство, являющееся средством организации совместной жизни людей, не совпадает с обществом в целом, а составляет лишь часть его. Государство является, с одной стороны, чем-то репрессивным и принудительным, а с другой – представляет собой нечто созидающее и предоставляющее определенные возможности.

Иногда структуру государства ограничивают тремя элементами: территорией, населением и властью. В соединении с государством территория превращается в социально-политическое пространство: в социальном плане она представляет собой среду для жизнедеятельности данного общества, в политическом – границы действия государственной власти. Роль населения для государства многозначна. Оно стремится, с одной стороны, интегрировать разные социальные и национальные группы в единый народ, имеющий существенные общие черты образа жизни, общественного сознания и психологии. С другой стороны, национальная структура общества прямо влияет на устройство государства. Многонациональные общества плохо совместимы с унитарным государством, в котором доминирует центральная власть. Чаще такие общества имеют форму федерации – союза юридически относительно самостоятельных государственных образований (такова, в частности, Российская Федерация).

Государство является политическим институтом, выполняющим очень широкий круг функций. Составные элементы государства многообразны и разнокачественны. В связи с этим сводить государство к территории, населению и власти, при всей важности данных элементов, неправомерно.

Социальная жизнь складывается из большого числа взаимодействующих между собой областей человеческой деятельности. Среди этих областей – экономика, политика, культура, идеология и др. Не существует общества, не ведущего экономической деятельности, совершенно аполитичного, не имеющего собственной культуры и идеологии и т.д. Главная функция политической сферы заключается в том, чтобы обеспечить единство общества, разделенного на разнородные группы, слои, классы. Сердцевину политической жизни составляют государство, власть и властные отношения.

При всех различиях, существующих между государствами, они имеют определенные общие черты. Прежде всего, современное государство немыслимо без идеи суверенитета, означающего независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях. На территории государства нет власти выше государственной. Последняя едина и неделима в том смысле, что не допускает никакой иной власти, стоящей над ней или рядом с ней. Суверенитет предполагает также единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Суверенитет нации выражается в первую очередь в возможностях ее свободного политического самоопределения, в правах нации на занимаемую ею испокон веков исторически сложившуюся территорию, ее природные и ископаемые ресурсы, а также в верховенстве ее законодательства и избранной ею государственной власти, в национальном гражданстве.

Важным принципом государства является его всеобщность: оно одинаково относится ко всем своим гражданам, независимо от социальной, национальной или религиозной принадлежности. Инструментом и атрибутом государства, обеспечивающими его всеобщность, являются издаваемые им законы. Без законов нет государства, их правомерность должны признавать все, причем законы имеют дело с гражданином вообще, а не с представителем той или иной социальной, этнической, религиозной или иной группы.

Законы определяют только часть условий, которые должны соблюдать те, кому они адресованы. Поэтому законодатель не может предвидеть результатов применения законов, то, каким конкретным целям они будут служить. Люди преследуют свои цели, а не цели законодателя. Право есть правило, ограничивающее сферу, внутри которой жизнь и деятельность любого индивида свободна от каких бы то ни было посягательств: "...право есть наука о свободе". Эта концепция свободы, опирающейся на закон, имеет долгую традицию и основывается на убеждении, что когда мы добровольно подчиняемся законам как абстрактным и стабильным нормам, не относящимся к нам персонально, мы по-настоящему свободны, ибо освобождаемся от личного произвола. Поскольку законодателю неизвестны все индивидуальные случаи действия каждого конкретного закона, а у судьи, прилагающего закон, нет выбора в процессе извлечения следствий, то можно сказать, что правят не люди, а в буквальном смысле закон.

Идея, что свобода – это исключение всякого личного произвола, и как таковая она должна опираться на закон, нуждается в важном уточнении. Свобода невозможна без гарантии универсального закона, исключающего какой-либо индивидуальный подход и соответственно "личный произвол". Однако произвол может быть не только индивидуальным, но и групповым и государственным. Само по себе существование законов недостаточно для устранения любых ограничений свободы. Проблема не только в существовании законов, но и в их содержании, и в характере их применения. Хайек абстрагируется от этих обстоятельств. Даже всеобщий закон, не содержащий никаких персональных характеристик, способен радикально ограничивать свободу, и свободу всех. К тому же применение закона всегда индивидуально. Суду подвергается не гражданин вообще, а конкретный человек, и суд вершится не логическими автоматами, извлекающими следствия из общих законов, а живыми людьми, испытывающими давление среды и имеющими свои пристрастия и интересы. С другой стороны, абсолютный и безличный характер закона не позволяет ему учесть все субъективные и индивидуальные нюансы конкретной ситуации конкретного человека, что характеризует его объективность и справедливость как ограниченные. Идея, что право является наукой о свободе, представляет собой явную идеализацию.