Лекция 17. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• социальные функции религии по Э. Дюркгейму;
• типологию социальных функций;
уметь
• анализировать роль религии в обществе;
владеть
• навыками практического обнаружения социальных функций религии.
Э. Дюркгейм о социальных функциях религии
Функцией (от лат. functio – исполнение, осуществление) в гуманитарных науках называется та роль, которую выполняют различные процессы и структуры по поддержанию целостности и устойчивости систем, частями которых они являются. Характеризуя религию, мы можем говорить о характере и направленности ее воздействия на общество в целом, о тех задачах, которые религия выполняет в социуме. Наиболее развернутую характеристику функций религии дал французский социолог и философ, основоположник французской социологической школы Э. Дюркгейм. По его словам, в религии как в фокусе отразились те аспекты общества, которые люди почитают за священные.
Э. Дюркгейм разработал концепцию "коллективного сознания" как той силы, которая цементирует общество, даже, более того, создает его. Понимание общества как "ансамбля идей", как центра, очага или "средоточия моральной жизни" сочеталось у Дюркгейма с идеей превосходства общества над индивидами, с наделением его более богатой и сложной жизнью, чем та, которую могла бы иметь простая сумма индивидов.
Возвышая и идеализируя общество, Дюркгейм отождествлял его с коллективными представлениями или "синтезом сознания", или "сознанием сознаний". Придавая коллективному, или общему, сознанию роль главной социально-образующей силы, Дюркгейм называл религией всю область коллективного сознания, а общество сравнивал и отождествлял с Богом. Подставив вместо
Бога христианской религии общество ("коллективные представления"), изображая его как великую моральную, духовную силу, Дюркгейм предложил свой вариант заполнения того идеологического вакуума, который образовался в связи с утратой традиционной религией былой власти над людьми.
По мнению Дюркгейма, религию не следует рассматривать как ложную или истинную. Она не имеет отношения к познавательной деятельности человека. Религия – это социальный феномен, выражение общественной жизни людей. Сущность религии выражена в различении сакральной и профанной жизни: участвуя в ритуале, человек вступает в контакт со священным, ощущает причастность к высшему, к тому, что отличает его от рутинной жизненной практики.
Однако Дюркгейм считал, что не все, вызывающее священный трепет и благоговение, и не всякий "опыт сакрального" можно назвать религией. В этом смысле социолог различает магию и религию. По Дюркгейму, религия есть коллективная деятельность, в которую вовлечена социальная группа. Связь со священным есть не что иное, как коллективный феномен. Однако, естественно, носителем его оказывается не отдельный человек, а группа. Сама социальная жизнь по природе своей религиозна: религия как раз и выражает зависимость человека от общества.
По мнению Дюркгейма, нет такого общества (как нет и такой религии), в котором не различалось бы священное и профанное. Что же означает различение религии и магии? Чтобы пояснить это противопоставление, можно было бы обратиться к статье Иоанна Сан-Францисского "Великое слово: Бог", где автор пишет: "Слово Бог не всегда следует писать с большой буквы. Когда персонажи комедий, ради красного словца, или божась, всуе произносят это великое слово, то, конечно, следует его всегда писать с маленькой буквы. Но когда Лермонтов говорит:
“Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха... Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит”,
– то это благословление пустыни и всего мира пред Создателем требует большой буквы в слове Бог"[1].
Однако как быть, если человек почитает как святыню отечество, как относиться к таким символам, как флаг и гимн? Не является ли благоговение перед такими символами обыкновенным религиозным преклонением перед сверхъестественным? Э. Дюркгейм, по сути дела, устранился от этого вопроса. В его понимание
религии не входит Божественное: его "священные вещи" обладают не сверхъестественной, а социальной природой.
Коллективное, или общее, сознание Дюркгейм называл психическим типом общества, имеющим свой способ развития, свои свойства, свои условия существования. "Совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества, образуют определенную систему, имеющую свою собственную жизнь. Ее можно назвать коллективным или общим сознанием"[2]. Общество оказывается более сложной реальностью, чем сумма индивидов, оно образовалось путем психологического взаимодействия многих, поэтому его функциональное и моральное превосходство кажется Дюркгейму само собой разумеющимся.
Общество, по Дюркгейму, является более мощным скоплением физических и моральных сил, чем где-либо еще в природе. Нигде мы не найдем такого богатства различных материалов, доведенного до такой степени интенсивности. Не удивительно поэтому, что из социума проистекает более высокая жизнь, которая, возникая из элементов, создавших ее, возвышается над ними как высшая форма существования и трансформирует ее.
Творческий синтез индивидуальных представлений дает новую особую реальность – коллективную. Эту область жизни Дюркгейм квалифицировал как "гиперспиритуалистическую" или гиперпсихическую, чтобы подчеркнуть тот факт, что феномены, которые она включает, являются психическими по своей природе и в то же время отличными, специфическими, а поэтому необъяснимыми в терминах психологии индивидов. Их качественная специфика проистекает из факта объединения, ассоциации, синтеза индивидуальных представлений.
Можно говорить об эволюции взглядов Дюркгейма на общество. В своих ранних произведениях он настаивал на тесной взаимосвязи между коллективным сознанием и наличной социальной структурой. В зависимости от того, как меняется размер групп, плотность и мобильность их индивидуальных компонентов, отношение между индивидуальными умами и коллективным умом, общие верования, которые санкционируются последним, становятся менее эффективными. Позднее французский социолог снова делает акцент на коллективных верованиях как жизненном узле всего общества. Общество является композицией идей, верований и чувств всякого рода, которые реализуются через посредство индивидов.
Известная эволюция дюркгеймовской мысли состояла также во все большем акцептировании ценностного аспекта социальных явлений. Если вначале роль детерминанты индивидуального поведения играла социальная среда, затем социальное принуждение, то позже это чувство долга и признанный моральный авторитет общества. Коллективные представления начали выполнять главным образом ценностно-нормативную роль. Внешняя детерминация уступила место моральным ценностям, решающая роль в поведении индивида стала отводиться его ценностным ориентациям. Коллективные представления утратили свой познавательный аспект, не являясь больше "представлениями кого-то о чем-то", а стала интерпретироваться как главный фактор социальной жизни, ее производящий и образующий.
Таким образом, коллективные представления играют у Дюркгейма двойную роль: во-первых, они составляют основу социальной жизни, определяют сущность социальных фактов; во-вторых, играют роль ценностно-нормативных регуляторов индивидуального и группового поведения. Будучи усвоены индивидом, они превращаются во внутренние факторы человеческого поведения, составляя элемент индивидуальной культуры.
Утверждение, что существенные элементы культуры и социальной структуры усвоены индивидом и составляют часть его личности совпадает с аналогичными идеями американской социальной психологии от Ч. Кули (1864–1929) до Дж. Г. Мида (1863–1931) и У. Томаса (1863–1947). Общество регулирует поведение своих членов не только в том смысле, что создает внешние рамки, которые человек должен принимать во внимание, но также путем определения целей, идеалов и нормативных стандартов поведения. Признание специфики и особых качеств коллективного сознания составляло фундамент всей теоретической концепции Дюркгейма. Это положение позволило обосновать понимание таких важнейших общественных явлений, как религия и мораль, а также необходимость разработки социологии как самостоятельной науки, имеющей собственный предмет исследования.