Социальные доплаты и компенсации
Помимо выплаты собственно пенсий Пенсионный фонд РФ обязан осуществлять социальные выплаты из средств бюджета. В частности, ветераны, инвалиды, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, члены их семей получают из федерального бюджета через органы ПФР ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ). Одновременно все перечисленные категории граждан получают государственную помощь в виде набора социальных услуг – обеспечение медицинской помощью, санаторно-курортным обслуживанием, бесплатным проездом на пригородном транспорте. Граждане могут выбирать натуральную форму набора услуг или их денежную компенсацию.
Ряд категорий – инвалиды и участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и другие орденоносцы, чемпионы Олимпийских и Паралимпийских игр, ветераны и инвалиды вследствие военной травмы, вдовы погибших и инвалидов и некоторые другие граждане – получают дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО).
Получателями ЕДВ и ДЕМО являются около 18 млн граждан. С 2010 г. через органы Пенсионного фонда производятся также федеральные и региональные социальные доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам, чей совокупный доход ниже величины промежуточного минимума в регионе. Эта поддержка затрагивает 5,4 млн пенсионеров.
Широкий спектр пенсионного обеспечения и социальных услуг и компенсаций, реализуемый через органы Пенсионного фонда РФ, предполагает наличие достаточного по размеру, четкого и отлаженного бюджета. Финансовое состояние Пенсионного фонда таково, что его собственные доходы не покрывают необходимость финансирования растущих социальных потребностей. Обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда в долгосрочной перспективе с учетом растущих демографических рисков является одной из ключевых государственных задач в сфере бюджетной политики. Сбалансированность достигается межбюджетными трансфертами из федерального бюджета, которые прямо отражаются в доходах Пенсионного фонда.
Трансферты ежегодно выделяются в размере 2,8–3 трлн руб. и составляют почти половину от общей суммы доходов ПФР: в среднем за 2012–2015 гг. – 44%. Трансферты из федерального бюджета в ПФР выросли с 1,6% ВВП в 2008 г. до 4,6% в 2012 г. Однако лишь треть из них направляется непосредственно на покрытие дефицита бюджета. Бо́льшая часть федерального трансферта идет на дополнительное пенсионное обеспечение: выплату материнского (семейного) капитала, переоценку (валоризацию) пенсионных прав, социальные доплаты к пенсиям. Таким образом, в целом государственное пенсионное обеспечение российских граждан финансируется не только из Пенсионного фонда, но и из федерального бюджета через систему трансфертов Пенсионному фонду РФ.
Объемы финансовых трансфертов из федерального бюджета и основные направления его использования на перспективу представлены в табл. 6.6.
Таблица 6.6. Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда РФ, млрд руб.
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Всего В том числе: |
2850,2 |
2923,0 |
2985,3 |
3161,2 |
Пенсионное обеспечение: |
2245,2 |
2330,7 |
2379,4 |
2522,2 |
Покрытие дефицита бюджета |
1033,1 |
1009,9 |
861,6 |
897,6 |
Валоризация пенсионных прав граждан |
566,5 |
621,3 |
688,4 |
763,3 |
Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению |
291,3 |
315,0 |
351,2 |
369,5 |
Компенсация выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов |
304,4 |
330,1 |
422,7 |
437,9 |
Федеральная социальная доплата к пенсии |
38,5 |
40,0 |
40,5 |
38,7 |
Возмещение расходов по нестраховым периодам |
3,6 |
4,1 |
4,7 |
4,9 |
Софинансирование формирования пенсионных накоплений |
7,5 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
Выплата социального пособия на погребение |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Администрируемые расходы: |
604,9 |
592,3 |
605,9 |
639,0 |
Ежемесячные денежные выплаты |
377,5 |
373,5 |
393,0 |
414,4 |
Предоставление материнского (семейного) капитала |
162,7 |
155,5 |
163,1 |
172,1 |
Компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами |
44,0 |
43,8 |
30,7 |
33,2 |
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан, доплаты к пенсии в связи с 60-летием Победы в ВОВ |
8,9 |
8,0 |
7,2 |
7,0 |
Иные социальные выплаты |
11,9 |
11,5 |
11,9 |
12,3 |
Бюджет Пенсионного фонда РФ с учетом межбюджетных трансфертов представлен в табл. 6.7.
Таблица 6.7. Бюджет Пенсионного фонда РФ, млрд руб.
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Доходы |
4610,1 |
5255,6 |
5890,4 |
6268,9 |
5904,6 |
6428,5 |
7002,4 |
Расходы |
4249,2 |
4922,1 |
5451,2 |
6014,3 |
5925,3 |
6322,1 |
6878,5 |
Профицит бюджета |
360,9 |
333,5 |
439,2 |
254,6 |
-20,7 |
106,4 |
123,9 |
Как видно, он исполняется с профицитом (кроме 2014 г.). Однако если не учитывать федерального трансферта, Пенсионный фонд имеет дефицит бюджета в размере более 3% ВВП. Он покрывается из собственных резервов и средств Фонда национального благосостояния, который также является обособленной частью бюджетных ресурсов (см. материал о Фонде в гл. 7.4). Необходимо уменьшать зависимость пенсионной системы от трансфертов федерального бюджета. В Бюджетном послании Президента РФ "О бюджетной политике" на 2014– 2016 гг. ставится задача сокращения бюджетного трансферта Пенсионному фонду с замещением их средствами Фонда национального благосостояния.
В бюджете 2014 г. предусмотрен временный (на два года) перевод части пенсионных накоплений из НПФ в распределительную систему. Это пополнит бюджет ПФР и снизит трансферт из федерального бюджета на 243 млрд руб. Сэкономленные бюджетом деньги пойдут в резерв и на поддержку малого бизнеса.