Лекция 17. Социальные аспекты государственной жилищной политики современной России

Жилищная политика — составная часть социально-экономической политики страны, включающая комплекс взаимоувязанных целей, принципов, программ, механизмов и инструментов государственной, муниципальной и общественной деятельности, содействующих улучшению жилищных условий граждан и предпринимательству в жилищной сфере.

На основании Конституции РФ стратегической целью государственной жилищной политики является реализация права на жилище всеми категориями граждан, независимо от их доходов путем стимулирования развития рыночных отношений в жилищной сфере, осуществления мер государственной поддержки прежде всего тех категорий граждан, которые не могут самостоятельно решить жилищную проблему.

Целями государственной жилищной политики являются: — обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан;

— осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов;

- создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников);

- развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства.

Задачами государственной жилищной политики являются:

- обеспечение соответствия объемов жилищного фонда потребностям населения и доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации;

— привлечение в жилищную сферу внебюджетных финансовых ресурсов;

— создание механизмов жилищного финансирования, позволяющих гражданам решать жилищные проблемы в соответствии со своими возможностями и адекватными потребностями; обеспечение массового строительства жилья на уровне 1 м2 на человека в год;

- проведение эффективной тарифно-ценовой политики в жилищной сфере;

- создание условий для приобретения собственного жилья широкими слоями населения;

— развитие сектора социального жилья;

— создание сектора наемного жилья;

— повышение комфортности проживания населения в жилищном фонде и обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья;

— расширение сферы социального партнерства в жилищной сфере;

— внедрение механизмов саморегулирования строительной деятельности и управления жилищным фондом;

- развитие механизмов страхования в жилищной сфере;

- совершенствование правовых основ деятельности по строительству, предоставлению и эксплуатации жилья; повышение эффективности системы контроля и надзора в строительном и жилищно-коммунальном комплексе;

- развитие системы жилищного кредитования. Принципы государственной жилищной политики:

- общая доступность удовлетворения жилищных потребностей па основе создания разнообразных форм предложения, кредитования жилья для дифференцированного его приобретения в соответствии с экономическим и социальным положением семей и отдельных граждан;

- право на получение любым человеком на доступных основаниях долгосрочной ссуды (субсидии) для приобретения собственного жилья, для неплатежеспособных граждан — строительство государственного, муниципального жилья, предоставляемого на правах найма;

- осуществление контроля центральными, местными органами власти за уровнем текущей платы за коммунальные услуги (следят за обоснованностью устанавливаемых тарифов фирмами, предоставляющими коммунальные услуги, дотируют квартплату отдельным категориям жильцов по имущественным показаниям).

Функциями государственной жилищной политики являются:

- регулирование нормативной правовой базы, бюджетной поддержки, тарифной, цеповой политики, обеспечивающих финансовую устойчивость ЖКХ, технической политики в ходе модернизации основных фондов отрасли, основанной на энергосберегающих технологиях;

- техническая регламентация качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг; социальная защита и социальные гарантии; формирование системы рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере;

- координация основных мероприятий реформы жилищной сферы с другими проводимыми реформами; обеспечение согласованности действий на федеральном, региональном и местном уровнях.

Основные этапы проведения государственной жилищной политики:

- первый этап (1991—1993): создание муниципального жилищного фонда, приватизация жилья; отмена ограничений на частную собственность; создание нормативной правовой базы, определившей особенности становления рынка жилья, условия управления жилищным сектором, механизмы социальной поддержки населения;

— второй этап (1994—1996): реформирование системы оплаты жилья и коммунальных услуг; внедрение адресной программы субсидий; разделение функций заказчиков и подрядчиков на обслуживание жилищного фонда, организация конкурсов на его ОГЛАВЛЕНИЕ; создание первых товариществ собственников жилья (ТСЖ); реализация программы помощи гражданам в приобретении и строительстве жилья из региональных и местных бюджетов;

— третий этап (1997—1998): утверждение Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, способствующей проведению реформы ЖКХ на местах; расчет федеральных трансферов с учетом исполнения субъектами РФ стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг; законодательное регулирование организации и финансирования рынка недвижимости; введение единого порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; развитие ипотечного кредитования (выдача субсидий на приобретение жилья на рынке (государственные жилищные сертификаты));

- четвертый этап (1998—2000): кризис августа 1998 г. привел к тому, что новые политические решения в области государственной жилищной политики не принимались, снизилась активность на рынке жилья, практически остановилось строительство;

- пятый этап (2001—2004): стабилизация экономики, увеличение объемов жилищного строительства; проведение жилищной реформы, целью которой явилось создание условий для доступного жилья, безопасного, комфортного в нем проживания для граждан РФ;

шестой этап (2005—2008): повышение доступности приобретения и строительства жилья; завершение реформы ЖКХ на местах; улучшение качества жилищного фонда за счет национального приоритетного проекта "Доступное и комфортное жилье — гражданам России", Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002—2010 гг.; создание Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

— седьмой этап (с 2009 г. по настоящее время): развитие системы ипотечного жилищного кредитования (создание регионально ориентированной системы ипотечного жилищного кредитования, конкурентной среды и инфраструктуры рынка ипотечного кредитования, формирование устойчивой системы привлечения финансовых ресурсов на российский ипотечный рынок); привлечение средств населения, кредитных и других организаций в жилищную сферу; повышение доступности жилья, развитие и закрепление положительных демографических тенденций; снижение уровня социальной напряженности в обществе.

Направления государственной жилищной политики:

— федеральный уровень (макроуровень): разработка федеральных законов, правил, стандартов, качества строительства жилья, объектов жилищной инфраструктуры; заключение договоров на строительство; координация взаимоотношений деятельности государственных органов власти и органов власти субъектов РФ; установление тарифов по оплате на жилье, коммунальных услуг;

- региональный (мезоуровень): регулирование отношений в области жилищной политики на уровне субъекта РФ;

- муниципальный уровень (микроуровень) — принятие решений, проведение мероприятий с целью удовлетворения потребностей населения в жилье. К компетенции городских, сельских поселений, городских округов в сфере жилищной политики относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении, городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; организация строительства муниципального жилищного фонда; создание условий для жилищного строительства'.

Механизмы реализации государственной жилищной политики:

- непосредственное обслуживание: развитие системы технического обслуживания; ОГЛАВЛЕНИЕ жилищного фонда; предоставление дотаций из местных бюджетов;

- регулирование — контроль со стороны государства за развитием частного предпринимательства в жилищной сфере через систему стимулирования льготного налогообложения, конкурсного привлечения для выполнения отдельных функций;

- стабилизация и развитие — сдерживание государственными органами колебания строительного производства от роста к спаду путем устанавливая льготных налоговых условий, формирования соответствующего, адекватного рынку, правового обеспечения, осуществления расходов на жилищное строительство, инженерную инфраструктуру;

- прямое воздействие — осуществление государством социальной поддержки граждан в виде жилищных субсидий на оплату жилья, коммунальных услуг, приобретение, строительство жилья через программы адресной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В настоящее время немаловажная роль в развитии жилищной политики принадлежит институтам гражданского общества — негосударственным неправительственным (НПО), немуниципальным (НМО) организациям, некоммерческими объединениям (НКО), которые представляют интересы определенных групп граждан с высокой степенью социальной компетентности, гражданской и политической ответственности для решения определенной задачи. Данные организации через гражданские инициативы, механизм социального партнерства защищают интересы своих членов, оказывают влияние на власть с целью принятия нужного им решения.